дело № 2-349/2021 (публиковать)
УИД: 18RS0003-01-2020-001421-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 апреля 2021 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Богдановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головизнина Б.Л. к Управлению ФСИН по УР о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии и включить периоды службы в выслугу лет в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально истец обратился в Октябрьский районный суд г. Ижевска с иском к ответчику МВД по УР о признании незаконными действий, понуждении произвести перерасчет размера выслуги лет, указывая, что истец проходил службу в органах внутренних дел по Удмуртской Республике на различных должностях с 10.12.2005 по 01.11.2010. Приказом МВД по УР истец был уволен из органов внутренних дел по собственному желанию. Произведен расчет выслуги лет, согласно которому выслуга лет по состоянию на 01.11.2010 в календарном исчислении составляет 04 года 10 месяцев 21 день, в льготном исчислении 5 лет 08 месяцев 16 дней, (период службы с 10.12.2005 года по 10.06.2006 года и период службы с 01.12.2008 по 01.11.2010 зачтены за выслугу лет в календарном исчислении, без льготного исчисления, а период службы с 10.06.2006 года по 01.12.2008 зачтены в льготном исчислении один месяц за один и одну треть месяца), а должна составлять в льготном исчислении 7 лет 4 месяца 11 дней. Истец не согласен с расчетом, поскольку не посчитана выслуга лет на должностях: стажер по должности оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера УБОП при МВД Удмуртской Республики; оперуполномоченный отделения по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера УБОП при МВД Удмуртской Республики; оперуполномоченный отдела по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера УБОП при МВД по Удмуртской Республики, старший оперуполномоченный информационно-аналитического обеспечения Центра по противодействию экстремизму МВД по Удмуртской Республики, которые должны быть рассчитаны исходя из одного дня службы за полтора дня.
В последующем заявил также исковые требования о возложении обязанности на МВД по УР осуществить перерасчет выслуги лет для назначения пенсии в льготном исчислении (один месяц службы за один и одну треть месяца) периода службы с 23.12.2014 по 05.05.2015.
Указанные требования соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Октябрьским районным судом произведена замена ответчика МВД по УР на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике (далее УФСИН России по УР), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено МВД по УР, дело по подсудности направлено в Первомайский районный суд г. Ижевска.
С учетом замены ответчика, последующего изменения требований, истец просит не рассматривать требования по периоду с 10.12.2005 по 09.06.2006.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по УР Шамшурина Т.Н., действующая на основании доверенности требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные возражениях на исковое заявление, указав, что УФСИН России по УР расчет выслуги лет не производил, поскольку истец является действующим сотрудником, право на пенсию у него не возникло, с рапортом об увольнении в установленном порядке он не обращался. Кроме того, считают не применимым постановление Правительства РФ от 28.05.2004 N 254. В иске просит отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица МВД по УР Самоволькина И.Р., действующая по доверенности, исковые требования считает необоснованными, также пояснила, что по тем периодам, по которым истец просит включить в стаж, не имеется льготного исчисления, представила письменные возражения.
В судебное заседание истец Головизнин Б.Л. не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Ранее в судебном заседании свидетель Полчередников К.А. суду пояснил, что с Б.Л. знаком с 2005 года, с момента поступления на службу в управление по борьбе с организованной преступностью, борьбы с терроризмом, работали вместе в должности оперуполномоченных. С сентября 2008 года в организации по борьбе с организованной преступностью в центре по противодействию с экстремизмом МВД по УР, свидетель работал в должности старшего оперуполномоченного, а Б.Л. был либо оперуполномоченным либо страшим оперуполномоченным, точно не помнит. В его должностные обязанности входило выявление, предупреждение, раскрытие преступлений экстремистского и террористического характера. Взаимодействие с преступными террористическими элементами осуществляется, проведение профилактических мероприятий связанных с предотвращений угроз террористических актов; проведение рейдовых мероприятий в отношении лиц кавказского региона, мигрантов с ближайшей и средней Азии; проведение рейдовых мероприятий в период проведения операций по недопущения террористических угроз; выявление преступлений экстремисткой направленности, раскрытие их в том числе; профилактические мероприятия в отношении лиц отбывающие наказание в условиях исправительных учреждений осужденных за преступления террористического характера с целью недопущения совершения на территории исправительных учреждений террористических преступлений, в том числе склонение, вербовка и т.д. согласно ФЗ №144 «О противодействии экстремистской деятельности». Истец непосредственно осуществлял деятельность по борьбе с терроризмом и экстремизмом, совместно выезжали сотрудники центра по противодействию экстремизму на проведение профилактических мероприятий, отделением, где работал Б.Л., осуществлялась работа с иностранными гражданами и лицами отбывающие наказание в исправительных учреждениях. Деятельность профилактическая и выявление, раскрытие преступлений экстремистского характера. В понятие экстремистская деятельность входит оправдание терроризма и иная террористическая деятельность, предупреждают в дальнейшем террористическую деятельность либо проведение профилактических мероприятий. Сложно сказать в каком соотношении была профилактика и раскрытие преступлений. Истцом деятельность в соответствии с ФЗ об оперативно-розыскной деятельности и вытекающие все мероприятия на основании дел оперативного учета осуществлялась, в том числе в должности с конца 2008г. по 2010г. старшего оперуполномоченного группой организационно-аналитического обеспечения центра по противодействию экстремизму. Центр по противодействию экстремизму организовался после реорганизации управления по борьбе с организационной преступностью и это были какие-то штатные изменения, а непосредственно работа была связана с мероприятиями по противодействию экстремизму, терроризму на территории региона. В сентябре 2008 года, согласно указу Президента УБОП был расформирован, на его базе образовались подразделения: отдел №6 центр по противодействию экстремизму и часть государственной защиты. Имеется приказ МВД России №56 от 2015 года с грифом секретности, где имеются наименования должностей, не может сказать есть ли в перечне должность Б.Л., поскольку с данный приказом работает только кадровое подразделение. На момент с 2008 по 2010 года было два отделения, полное название сказать не может, указал отдел по противодействию экстремизма в молодежной среде и отдел по противодействию экстремизма в национальной и религиозной среде, штатная организация менялась, могли меняться и названия. Помимо группы организационно-аналитического обеспечения в центре по противодействию экстремизма были и другие отделения.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, установил следующее.
Истец в период с 10 декабря 2005 г. по 11 июня 2006 г. работал стажером по должности оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера УБОП при МВД Удмуртской Республике.
Кроме того, в периоды:
с 10 июня 2006 г. по 1 декабря 2007 г. проходил службу в должности оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера УБОП при МВД Удмуртской Республики,
с 3 декабря 2007 г. по 1 декабря 2008 г. проходил службу в должности оперуполномоченного отдела по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера УБОП при МВД по Удмуртской Республике,
с 1 декабря 2008 г. по 1 ноября 2010 г. в должности старшего оперуполномоченного информационно-аналитического обеспечения Центра по противодействию экстремизму МВД по УР,
с 23 декабря 2014 г. по 22 марта 215 г. проходил службу в УФСКН России по УР в должности старшего оперуполномоченного 2 отдела оперативной службы,
с 23 марта 2015 г. по 5 мая 2015 г. проходил службу в УФСКН России по УР в должности старшего оперуполномоченного 1 отдела оперативной службы.
Согласно справке УРЛС МВД по Удмуртской Республике от 4 июня 2014 г. б/н, подписанной заместителем начальника УРЛС МВД по УР полковником внутренней службы А.С. Воронцовым, период службы истца в МВД по УР с 1 декабря 2008 г. по 1 ноября 2010 г. (в должности старшего оперуполномоченного информационно-аналитического обеспечения Центра по противодействию экстремизму МВД по УР) подлежит зачету в выслугу лет в календарном исчислении. Период службы с 10 июня 2006 г. по 1 декабря 2008 г. (в должности оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера УБОП при МВД Удмуртской Республики) подлежит зачету в выслугу лет из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца.
По последнему месту службы истца в УФСИН России по УР сделан предварительный расчет выслуги лет для назначения пенсии по состоянию на 01.09.2020, в соответствии с которым указанные периоды зачтены истцу в выслугу лет в исчислении, указанном в справке МВД по УР, при этом выслуга лет Головизина Б.Л. для назначения пенсии в календарном исчислении составляет 13 лет 00 мес. 16 дн., в льготном – 16 лет 07 мес. 07 дн. Указанный расчет никем не подписан, Головизнин Б.Л. с ним под роспись не ознакомлен.
25.12.2020 Головизнин Б.Л. путем направления почтой обратился в УФСИН по УР с рапортом об увольнении в соответствии с п.4 ч.2 ст.84 ФЗ от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
На указанный рапорт письмом от 18.01.2021 за подписью заместителя начальника УФСИН по УР Фардиева И.Р. истцу разъяснено, что возможность увольнения его по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, отсутствует, так как согласно материалам личного дела, на 01.01.2021 его выслуга лет в льготном исчислении составляет 16 лет 11 мес. 27 дн. Этим же письмом истцу рекомендовано прибыть в отдел кадров УФСИН по УР и подать рапорт о расторжении служебного контракта и увольнении по инициативе сотрудника.
На дату рассмотрения дела Головизнин Б.Л. является действующим сотрудником УФСИН по УР.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941.
Абзацем 20 пункта 1 указанного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается в календарном исчислении служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров). Исчисление иных периодов службы в льготном исчислении регламентировано другими пунктами указанного постановления.
Пунктом 3 постановления предусмотрены льготные условия для исчисления выслуги лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 6 подпункта "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, - с 6 сентября 2008 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приложением №4 к приказу МВД России от 24 сентября 2015 г. № 056 утвержден Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел РФ в подразделениях органов внутренних дел РФ, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (далее по тексту - Перечень).
В графе 2 Перечня перечислены подразделения органа внутренних дел РФ, а в графе 3 Перечня поименованы должности сотрудников органов внутренних дел, при замещении которых сотрудник имеет право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии согласно настоящему Перечню.
Таким образом, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях в соответствии с приказом МВД России от 24 сентября 2015 г. № 056 лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, поставлено в зависимость не от характера или рода службы в органах внутренних дел, а от службы в конкретных должностях, определяемых МВД России.
Относительно периодов службы с 10 июня 2006 г. по 1 декабря 2007 г., с 1 декабря 2007 г. по 1 декабря 2008 г. в должности оперуполномоченного отделения по борьбе с преступлениями террористического и экстремистского характера УБОП при МВД Удмуртской Республики суд указывает следующее.
Данные периоды службы зачтены истцу в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца.
Истец, ссылаясь на ст.23 Федерального закона от 06.03.2005 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» просит засчитывать их в льготном исчислении из расчета один день службы за полтора дня.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона №35-ФЗ "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.
К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
При этом в силу части 1 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, порядок и условия зачета периодов службы в выслугу лет в льготном исчислении на основании части 1 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму", устанавливается Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии один месяц службы (военной службы) засчитывается за полтора месяца; время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы (военной службы) за три месяца.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции;
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из содержания названных нормативно-правовых актов следует, что указанный порядок зачета периодов службы (военной службы) в льготном исчислении распространяется на военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Вместе с тем, истец в вышеуказанные спорные периоды службы к указанной категории военнослужащих и сотрудников не относился, доказательств этому не представил, поэтому положения ст.23 ФЗ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» в отношении него применены быть не могут.
Относительно периода службы с 1 декабря 2008 г. по 1 ноября 2010 г. в должности старшего оперуполномоченного информационно-аналитического обеспечения Центра по противодействию экстремизму МВД по УР, суд указывает следующее.
Указанный период зачтен истцу в выслугу лет в календарном исчислении.
Приложением №4 к приказу МВД России от 24 сентября 2015 г. № 056 утвержден Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел РФ в подразделениях органов внутренних дел РФ, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (далее по тексту - Перечень).
Вместе с тем, в указанном Перечне подразделение информационно-аналитического обеспечения Центра по противодействию экстремизму не поименовано.
Система подразделений по борьбе с организованной преступностью в органах внутренних дел Российской Федерации установлена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 855 "О мерах по совершенствованию деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью в системе МВД России", пунктом 2.1 которого установлено, что Главное управление по борьбе с организованной преступностью Службы криминальной милиции Министерства внутренних дел Российской Федерации, оперативно-розыскное бюро главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам являются головными подразделениями в системе органов внутренних дел Российской Федерации, реализующими функции Министерства внутренних дел Российской Федерации в области борьбы с организованной преступностью.
При этом управления (отделы, отделения, группы) по борьбе с организованной преступностью криминальной милиции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации непосредственно осуществляют функции Министерства внутренних дел Российской Федерации Российской Федерации в области борьбы с организованной преступностью (пункт 2.2 приказа).
В соответствии с пунктами 1 и 2 Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах МВД Российской Федерации» постановлено:
1 Образовать в органах внутренних дел Российской Федерации в пределах их установленной штатной численности на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью:
а) подразделения по противодействию экстремизму, возложив на них функции по противодействию экстремистской деятельности;
б) подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, возложив на них функции по применению мер безопасности в целях зашиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Возложить на подразделения уголовного розыска органов внутренних дел Российской Федерации функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности, а на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел Российской Федерации - функции по борьбе с коррупцией и организованной преступностью экономической направленности.
В соответствии с приказом МВД России от 12 сентября 2008 г. № 795 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316». в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации", постановлено:
Образовать на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел Российской Федерации:
Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Центр по обеспечению безопасности лиц. подлежащих государственной защите, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Центры (группы) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Возложено на:
Департамент уголовного розыска МВД России - обеспечение функций Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере борьбы с организованной преступностью общеуголовной направленности.
Департамент экономической безопасности МВД России - обеспечение функций Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере борьбы с преступлениями коррупционной направленности, подрыва экономических основ экстремизма, организованных групп и преступных сообществ.
Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Министерства внутренних дел Российской Федерации - обеспечение функций Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Центр по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Министерства внутренних дел Российской Федерации функции организации и осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Центры (группы) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации - функции организации и осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Подразделения уголовного розыска МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации - функции организации и осуществления борьбы с организованной преступностью общеуголовной направленности, противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации - функции организации и осуществления борьбы с преступлениями коррупционной направленности, подрыва экономических основ экстремизма, организованных групп и преступных сообществ.
Установлено, что функции координации деятельности по защите жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также сохранности их имущества в органах внутренних дел Российской Федерации выполняют подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с их компетенцией.
Пунктом 5 приказа упразднены управления (отделы, отделения) по борьбе с организованной преступностью МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации.
Приказом МВД России от 12 сентября 2008 г. № 795 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316» в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1316 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" образованы на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе Центры (группы) по противодействию экстремизму МВД, ГУВД. УВД по субъектам Российской Федерации (п.1.5)
п.2.7 указанных приказов на Центры (группы) по противодействию экстремизму МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации возложены функции организации, координации и осуществления мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений экстремистской направленности.
Приказом МВД по УР от 15 июня 2011 г. № 333 «Об утверждении организационно - штатного построения подразделений МВД по УР» утверждено штатное расписание МВД по Удмуртской Республике, в состав которого входит Центр по противодействию экстремизму МВД по УР.
Структура центра состояла из: отделения по противодействию национальному и религиозному экстремизму, отделения по противодействию экстремизму в молодежной среде, экстремистским организациям и объединениям, группа информационно - аналитического контроля.
Приложением № 1 к приказу МВД России от 30 декабря 2007 г. № 220 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел РФ» (отменен приказом МВД России от 30.04.2011 № 333). утверждена примерная организационная структура органов внутренних дел РФ.
Пунктом 6 приложения № 9 к приказу утверждены нормативы создания структурных подразделений аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВДРО.
В Центре по противодействию экстремизму МВД по УР для создания двух отделов отсутствовало необходимое количество сотрудников (16 человек), поэтому структура была создана в пределах численности.
Вместе с тем в соответствии с типовой структурой, предусмотренной приказом МВД России от 31 октября 2008 г. № 942, в ЦПЭ МВД по УР было создано подразделение, в котором проходил службу истец, но которое не поименовано в приложении №4 к приказу МВД России 24 сентября 2015 г. № 056, и служба в котором не дает право сотрудникам на льготное исчисление выслуги лет в соответствии с данным приказом.
Таким образом, наименование должностей, замещаемых истцом, не совпадает с должностями, поименованными в приказе МВД России от 24 сентября 2015 г. № 056.
Вместе с тем, замещаемая истцом с 1 декабря 2008 г. по 1 ноября 2010 г. в должности старшего оперуполномоченного информационно-аналитического обеспечения Центра по противодействию экстремизму МВД по УР не входит в перечень должностей, согласно данному приложению, дающих право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии. В связи с изложенным, оснований для удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.
Суд также отмечает, что в соответствии с должностной инструкцией старшего оперуполномоченного группы информационно-аналитического обеспечения Центра по противодействию экстремизму МВД по УР Головизнина Б.Л., утвержденной начальником ЦПЭ МВД по УР 29.01.2009, истец занимался не только проведением оперативно-розыскных мероприятий, направленных на пресечение и профилактику экстремистских проявлений, но и выполнял иные несвойственные для такой деятельности функции, а именно: участвовал в планировании работы отдела, рассматривал материалы, жалобы и заявления граждан, занимался анализом и изучением оперативной обстановки (п. 2.2, 2.3, 2.8 Инструкции). Данные обстоятельства исключают возможность зачета указанных периодов в льготном исчислении вопреки доводам искового заявления.
Относительно периодов службы с 23 декабря 2014 г. по 22 марта 2015 г. в УФСКН России по УР в должности старшего оперуполномоченного 2 отдела оперативной службы, с 23 марта 2005 г. по 5 мая 2015г. в УФСКН России по УР в должности старшего оперуполномоченного 1 отдела оперативной службы, суд указывает следующее.
Данные периоды зачтены в выслугу лет в календарном исчислении.
Пунктом «а» ст.13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более;
Согласно ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Пп. «в» п.3 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются на следующих льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца:
- время службы в подразделениях, выполняющих задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с перечнем подразделений и должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, и на определяемых им условиях, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров;
- время службы в следственных подразделениях органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ за периоды участия в предварительном следствии по уголовным делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к подследственности этих органов, в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором указанной Службы, и на определяемых им условиях, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров.
Доказательств того, что истец проходил службу в органах ФСКН на должностях в вышеуказанных подразделениях, материалы дела не содержат, таких доказательств истец суду не представил.
Кроме того, доводы истца о том, что при расчете его выслуги лет для назначения пенсии необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 года № 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям", которое, по мнению истца, дополняет указанное постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, суд находит несостоятельными, поскольку действие постановления Правительства РФ от 28.05.2004 года N 254 распространяется на сотрудников, увольняющихся из этих органов.
Указанный вывод суда подтверждается пунктом 3 выше указанного постановления Правительства РФ от 28.05.2004 N 254, согласно которому реализация мероприятий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на содержание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 № 941.
Абзацем 20 пункта 1 указанного постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается в календарном исчислении служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров). Исчисление иных периодов службы в льготном исчислении регламентировано другими пунктами указанного постановления.
Пунктом 3 постановления предусмотрены льготные условия для исчисления выслуги лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации.
В разделе II Приложения N 1 к Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 указаны отдаленные местности, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц за полтора месяца. Как видно, в данный Перечень не включена службы в органах по контролю за оборотом наркотиков.
Следовательно, лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не входят в выслугу лет для назначения пенсий, подлежащей зачету на льготных условиях.
Таким образом, УФСИН России по Удмуртской Республике стаж работы истца в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ был правомерно исчислен для назначения пенсии в календарном исчислении.
Таким образом, установленных законом условий для включения спорного периода службы истца в льготном исчислении в выслугу лет для назначения пенсии при увольнении из УФСИН России по УР не имеется.
Суд также считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.
Вместе с тем, Головизнин Б.Л. с рапортом о назначении ему пенсии по выслуге лет до обращения в суд не обращался, ответчиком ему не было отказано в назначении пенсии. Сам по себе расчет выслуги, представленный суду, носит справочный характер. Истец после обращения с рапортом 25.12.2020, основания исковых требований не менял. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пенсионные права истца Головизнина Б.Л. ответчиком не нарушены, при этом, свой расчет выслуги лет истец не представил. Поскольку факт нарушения права не установлен, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Головизнина Б.Л. к Управлению ФСИН по УР о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии и включить периоды службы в выслугу лет в льготном исчислении – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.
Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2021 года.
Судья: Н.В. Дергачева