РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2019г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Черкасовой Е.В., при секретаре Томеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу: с. Красный Яр, ул. Советская, 2 в помещении Красноярского районного суда Астраханской области административное дело № 2а-462/2019 по административному исковому заявлению прокурора Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в АГКК к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Астраханской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в АГКК, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информационного материала запрещённым к распространению, в обоснование требований указав, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об образовании в Российской Федерации, об информации, информационных технологиях и о защите информации, выявлен Интернет-ресурс по адресу: https://astrahan.voditels-prava.com/.
Данная страница содержит информацию о продаже водительских удостоверений без обучения, сдачи медицинской комиссии, сдачи экзаменов в ГИБДД, а также указаны расценки за изготовление данных документов, что противоречит условиям и порядку распространения информации, предусмотренном ч.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Доступ на сайт свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием указанно страницы и скопировать и (или) распространить информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Распространение подобной информации нарушает действующее законодательство Российской Федерации, в связи с чем, просит признать указанный информационный материал запрещенным к распространению на территории Российской Федерации.
Представитель Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законом в АГКК Хасбулатова А.Я. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке статей 96, 98, 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим образом.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав помощника Аксарайской прокуратуры по надзору за соблюдением законом в АГКК Хасбулатову А.Я., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу частей 4 и 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Порядок выдачи водительских удостоверений определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», а также Приказом МВД России от 20.10.2015г. №995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений».
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 УК РФ), являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество приобретать водительское удостоверение без освоения соответствующих обучающих программ, медицинских комиссий способствует совершению преступлений, те самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе, гарантированное Конституцией Российской Федерации право на образование.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационных сети дано в п.4 ст.2 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть Интернет является информационно-телекоммуникационных сетью.
В соответствии с п.п. 13, 14 ст. 2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В силу положений п.6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п.1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Анализ содержания положений п.6 и п.1 ст.9 Федерального закона №149 позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (в данном случае –незаконная продажа документов), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ограничение доступа к информации в том и ином случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 ФЗ-№149 предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернте» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, установленном Правительством Российской Федерации.
Ограничение доступа к информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечения безопасности государства.
Учитывая нормы приведенных выше законов, следует сделать вывод о том, что правоотношения, вытекающие из Федерального закона № 149-ФЗ, являются сходными применительно к целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст. 15.1 Федерального закона №149, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространения которой в РФ запрещено.
Идентифицировать владельца сайта не представляется возможным.
Поскольку целью обращения является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Аксарайского прокурора по надзору за соблюдением законом в АГКК к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Астраханской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Астраханской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: https://astrahan.voditels-prava.com/. информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области для включения указателей страниц сайта <> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Мотивированный текст решения будет составлен 25.07.2019г.
Судья <> Е.В. Черкасова
<>
<>
<>