Дело №2-2254/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2013 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи О.В. Селезневой,
с участием секретаря судебного заседания – К.Г. Кудаевой,
с участием в деле:
истца – Правительства Республики Мордовия, его представителя И.С. Гуськовой, представившей доверенность от 20 мая 2013 года № 01-17/293,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия», его представителя И.С. Гуськовой, представившей доверенность от 12 декабря 2011 года,
ответчика – А.А. Игнатьева, его представителя Н.Н. Фадеевой, адвоката, представившей ордер № 435 от 8 июля 2013 года,
ответчика – С.А. Игнатьева, его представителя В.А. Куклянова, адвоката, представившего ордер № 155 от 8 июля 2013 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Л.В. Игнатьевой,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – П.А. Игнатьева,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – А.А. Игнатьева,
прокурора – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия И.М. Мещеряковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Республики Мордовия к А.А. Игнатьеву и С.А. Игнатьеву о прекращении права собственности А.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия после уплаты выкупной цены равной 1334079 рублям, о прекращении права собственности С.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия после уплаты выкупной цены равной 1334079 рублям,
установил:
Правительство Республики Мордовия обратилось в суд с иском к А.А. Игнатьеву и С.А. Игнатьеву о прекращении права собственности А.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1436428 рублей, о прекращении права собственности С.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1436428 рублей.
В обоснование своих требований Правительство Республики Мордовия указало, что необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального подтверждается следующей документацией.
Согласно Генеральному плану г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденному решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 года № 219 «Об утверждении Генерального плана городского округа Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск», предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой).
На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 (с изменениями от 21 июля 2010 года) и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденными Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 193 (с изменениями от 24 декабря 2010 года) в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 года № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия».
Указанным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который также подтверждает необходимость изъятия земельного участка по адресу: <адрес>, в целях размещения объекта - автодорога Обход г. Саранска.
Разработчиками проекта «Обход г. Саранска от автодороги IP 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги IP 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО «ГипродорНИИ», г. Саратов, предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшится вредное воздействие транспорта на окружающую среду, улучшится обслуживание пассажиров и организация перевозки грузов. В связи с этим и был указанным выше постановлением Главы Администрации городского округа Саранск утвержден один вариант.
По результатам проведения государственной экспертизы проекта Управлением государственной экспертизы Республики Мордовия выдано положительное заключение № 13-1-5-0033-11, подтверждающее, что выбранный для строительства район относится к числу благоприятных для строительства, проект разработан в соответствии с действующими нормами и правилами, обеспечивает конструкционную и эксплуатационную надежность, обеспечена санитарно эпидемиологическая безопасность проектируемого участка автодороги, принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно гигиенических и других действующих норм.
Указанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая и необходимость изъятия указанного выше земельного участка, отсутствие иных приемлемых вариантов размещения автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.
26 апреля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовин произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Мордовия», опубликованного в газете «Известия Мордовии» от 25 ноября 2010 года № 177.
28 марта 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовин была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия, опубликованного в газете «Известия Мордовии» от 1 декабря 2010 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 19 мая 2011 года № 01/190/2011-348, земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 681 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности А.А. Игнатьеву – 1/2 доли в праве и С.А. Игнатьеву – 1/2 доли в праве.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 14 апреля 2011 года № 01/130/2011-234, жилой дом, общей площадью 55,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности А.А. Игнатьеву – 1/2 доли в праве и С.А. Игнатьеву – 1/2 доли в праве.
29 июня 20111 года ответчикам направлено уведомление об изъятии принадлежащих им на праве общей долевой собственности земельного участка и жилого дома.
Согласно Отчету № 31/2012 об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 16 марта 2012 года рыночная стоимость спорного жилого дома и земельного участка, включая зеленые насаждения, составила 2872 856 рублей.
Невозможность изъятия земельного участка без прекращения права собственности на жилой дом по <адрес> вызвана тем, что непосредственно на данном земельном участке располагается спорное здание.
По данным основаниям Правительство Республики Мордовия просило суд после уплаты выкупной цены прекратить право собственности А.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1436 428 рублей; после уплаты выкупной цены прекратить право собственности С.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1436 428 рублей (т.д. 1, л.д. 1-5).
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска от 10 июня 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону истца привлечен Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (т.д. 1, л.д. 136-137).
Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 8 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону ответчиков привлечены Л.В. Игнатьева, П.А. Игнатьев и А.А. Игнатьев (т.д. 1, л.д. 156).
Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 24 июля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на сторону истца привлечено Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» (т.д. 2, л.д. 11).
30 октября 2013 года истцом представлено заявление об уточнении исковых требований, Правительство Республики Мордовия просило суд после уплаты выкупной цены, прекратить право собственности А.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1334 079 рублей, определенной на основании Отчета № 13/09/22160, составленного ООО «Центр экспертизы и оценки».
После уплаты выкупной цены прекратить право собственности С.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия по выкупной цене равной 1334 079 рублей, определенной на основании Отчета № 13/09/22160, составленного ООО «Центр экспертизы и оценки» (т.д. 2, л.д. 196).
В судебном заседании представитель истца Правительства Республики Мордовия и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» И.С. Гуськова исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании ответчики А.А. Игнатьев и С.А. Игнатьев, а также их представители Н.Н. Фадеева и В.А. Куклянов исковые требования истца не признали, относительно выкупа принадлежащих ответчикам дома и земельного участка не возразили, однако возразили относительно выкупной цены, определенной истцом, суду объяснили, что согласно Отчету № 0611311-1А от 1 июля 2013 года, составленному ООО «Союз-Эксперт», рыночная стоимость жилого дома и земельных участков, включая надворные постройки, расположенные по адресу: <адрес>, значительно превышает выкупную стоимость, предложенную истцом на основании Отчета № 13/09/2216-н от 9 сентября 2013 года, составленного ООО «Центр экспертизы и оценки». Экспертное заключение № 13/10/1186-н, подготовленное ООО «Оценочные системы» в рамках назначенной судом повторной судебной строительно-технической и товароведческой экспертизы, также не может являться достоверным доказательством по делу, определяющим действительную рыночную стоимость принадлежащего им на праве общей долевой собственности недвижимого имущества, поскольку указанная в экспертном заключении рыночная стоимость жилого дома с надворными постройками и земельного участка не соответствует их фактической рыночной стоимости и нарушает положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд».
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.
В судебном заседании третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Л.В. Игнатьева, действующая за себя и в защиту интересов несовершеннолетнего П.А. Игнатьева, А.А. Игнатьев относительно исковых требований истца возразили, просили суд оставить их без удовлетворения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Правительства Республики Мордовия подлежат частичному удовлетворению исходя из экспертного заключения № 13/10/1186-н ООО «Оценочные системы», суд приходит к выводу о том, что исковые требования Правительства Республики Мордовия подлежат частичному удовлетворению по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, ответчикам А.А. Игнатьеву и С.А. Игнатьеву принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 681 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (т.д. 1, л.д. 163, 166).
Кроме того, А.А. Игнатьеву и С.А. Игнатьеву на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 55,7 кв.м. (т.д. 1, л.д. 164, 165).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд возможно в случаях размещения автомобильных дорог местного значения.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 ноября 2010 года № 457 принято решение изъять (в том числе путем выкупа) земельные участки (согласно приложению) для государственных нужд Республики Мордовия. В перечне земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, указан земельный участок по адресу: <адрес>. Указанное постановление Правительства Республики Мордовия с приведением перечня земельных участков, подлежащих изъятию, опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 25 ноября 2010 года № 177 (т.д.1, л.д. 8, 9-13, 14-17, 18, 19, 20-21).
Необходимость изъятия земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в целях строительства автодороги регионального или межмуниципального значения Республики Мордовия подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории, а именно Генеральным планом г. Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как частей городского округа Саранск, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Саранск от 27 ноября 2008 года № 219 «Об утверждении Генерального плана города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск».
Согласно Генеральному плану г. Саранска предполагается размещение автодороги «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (I пусковой комплекс).
На основании Генерального плана, Правил землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга как частей городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 года № 425 (с изменениями от 21 июля 2010 года) и местных нормативов градостроительного проектирования городского округа Саранск, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 193 (с изменениями от 24 декабря 2010 года) в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 28 марта 2008 года № 418 «О предварительном согласовании Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» места размещения автомобильной дороги «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское-Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (с изменениями от 31 июля 2009 года № 1752, от 01 октября 2009 года № 2250, от 28 октября 2010 года № 2915, от 7 февраля 2011 года № 210, от 5 апреля 2011 года № 893, от 17 мая 2012 года № 2250, от 28 октября 2010 года № 2915, от 7 февраля 2011 года № 210, от 5 апреля 2011 года № 893, от 17 мая 2012 года № 1799) (т.д. 1, л.д. 43, 44-45, 46, 47, 48, 49-50, 51, 52-55, 56, 57).
Указанным постановлением утвержден акт о выборе земельных участков, который также подтверждает необходимость изъятия земельных участков по адресу: <адрес> в целях размещения объекта - автодорога Обход г. Саранска (т.д. 1, л.д. 44-45, 49-50, 52-53).
Разработчиками проекта «Обход г. Саранска от автодороги 1 P 178 Саранск-Сурское - Ульяновск до автодороги 1 P 158 Нижний Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» - Саратовским филиалом ОАО «ГипродорНИИ», г. Саратов, было предложено несколько вариантов прохождения автодороги. На основании рассмотрения картографических материалов комиссия выбрала наиболее приемлемый, с максимальным приближением проектируемой трассы к городской черте, что позволит полностью вывести транзитный автотранспорт за пределы города, что повлечет за собой разгрузку улично-дорожной сети Саранска, повысится безопасность дорожного движения, уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, улучшит обслуживание пассажиров и организацию перевозки грузов.
Согласно части 1 статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления по собственной инициативе могут направить проекты документов территориального планирования на государственную экспертизу.
Часть 5 статьи 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что результатом государственной экспертизы проекта документа территориального планирования является заключение о соответствии этого проекта требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (положительное заключение) или о несоответствии проекта документа территориального планирования требованиям технических регламентов и требованиям рациональной организации территории (отрицательное заключение).
25 января 2011 года Управлением Государственной экспертизы Республики Мордовия утверждено положительное заключение № 13-3-5-0033-11 по рабочему проекту «Обход г. Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Н. Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (1 пусковой комплекс) (т.д. 1, л.д. 94, 95-135).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 7 февраля 2011 года № 210 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территорий для размещения автомобильной дороги «Обход города Саранска от автодороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Н. Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия» (1 пусковой комплекс – 1, 2, 3 очереди строительства; 2 пусковой комплекс; 3 пусковой комплекс) согласно приложению (т.д. 1, л.д. 51).
Постановлением Правительства Республики Мордовия № 401 от 31 октября 2011 года ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» поручено организовать в установленном порядке работу по проведению оценки изымаемых жилых помещений, недвижимого имущества и убытков, причиненных их изъятием, определить выкупную цену на основании произведенной оценки и заключить с собственниками изымаемых жилых помещений и недвижимого имущества соглашения о возмещении выкупной цены (т.д. 1, л.д. 19).
Вышеуказанными документами территориального планирования, названным положительным заключением подтверждается исключительность случая изъятия спорного земельного участка, отсутствие иных возможных вариантов размещения указанной автомобильной дороги, так как иное размещение будет не соответствовать требованиям рациональной организации территории.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
На основании вышеуказанной правовой нормы принято постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия», опубликованное в газете «Известия Мордовии» от 1 декабря 2010 года, согласно которому жилые помещения и недвижимое имущество, в частности, расположенные по адресу: <адрес>, подлежат изъятию для государственных нужд Республики Мордовии в целях размещения автомобильной дороги 1Р 178 Саранск – Сурское – Ульяновск до автодороги 1Р 158 Нижний Новгород – Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу) в Республике Мордовия (1 пусковой комплекс) Правительство Республики Мордовия (т.д. 1, л.д. 22, 23-28, 29-33).
В судебном заседании также установлено, что 28 марта 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 29 ноября 2010 года № 463 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений и недвижимого имущества для государственных нужд Республики Мордовия» (опубликовано в газете «Известия Мордовии» от 1 декабря 2010 года), регистрация 13-13-01/423/2010-389 от 28 марта 2011 года (т.д. 1, л.д. 78).
26 апреля 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия произведена государственная регистрация ограничения (обременения) прав на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, регистрация 13-13-01/418/2010-365 от 26 апреля 2011 года (т.д. 1, л.д. 77).
Направленное А.А. Игнатьеву уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, получено им 4 июля 2011 года (т.д. 1, л.д. 59, 60).
Направленное С.А. Игнатьеву уведомление об изъятии принадлежащего ему на праве общей долевой собственности жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, получено им 4 июля 2011 года (т.д. 1, л.д. 61, 62).
14 ноября 2012 года ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» на имя С.А. Игнатьева и А.А. Игнатьева направлены письма, в которых предложено в течение пяти календарных дней со дня его получения рассмотреть приложенный проект соглашения о возмещении выкупной цены и направить подписанный экземпляр в адрес ГКУ «Упрдор Республики Мордовия» (т.д. 1, л.д. 63, 64-67, 68, 69, 70, 71-74, 75, 76).
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, № 31/2012, подготовленному Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия по заказу ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» по состоянию на 16 марта 2012 года, рыночная стоимость жилого дома с надворными постройками и зелеными (плодово-ягодными) насаждениями, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1806 956 рублей, в том числе стоимость доли С.А. Игнатьева - 903478 рублей, доли А.А. Игнатьева - 903478 рублей, стоимость земельного участка площадью 681 кв.м. с кадастровым номером № составляет 1065 900 рублей, в том числе стоимость доли А.А. Игнатьева - 532950 рублей, доли С.А. Игнатьева - 532950 рублей (т.д. 1, л.д. 86-135).
Исходя из рыночной стоимости домовладения и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, Правительством Республики Мордовия определена выкупная цена принадлежащего ответчикам на праве общей долевой собственности изымаемого для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимого имущества - жилого дома, земельного участка с кадастровым номером №.
Ответчики не согласились с размером выкупной цены земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, полагая, что указанные в отчете суммы необоснованно занижены.
В обоснование своей позиции ответчиками представлен в судебное заседание Отчет № 061311-1А «Об оценке рыночной стоимости жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>», составленный ООО «Союз-Эксперт», согласно которому рыночная стоимость объекта оценки: жилого дома, площадью 55,7 кв.м. и земельного участка, площадью 681 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, составляет 4795291 рубль (т.д. 1, л.д. 194-249).
Представителем истца Правительства Республики Мордовия и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» И.С. Гуськовой, в связи с несогласием ответчиков с размером выкупной цены земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, предлагаемой Правительством Республики Мордовия на основании отчета об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, № 31/2012, подготовленному Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия по заказу ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия», заявлено в судебном заседании ходатайство о назначении по делу комплексной судебной строительно-технической, товароведческой экспертизы, на разрешение которой поставлены следующие вопросы:
1. Какова рыночная стоимость жилого дома общей площадью 55,7 кв.м., хозяйственных (надворных) построек, плодово-ягодных насаждений и земельного участка, площадью 681 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, на момент проведения экспертизы?
2. Определить размер убытков в денежном выражении, причиненных каждому из собственников жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, А.А. Игнатьеву и С.А. Игнатьеву, в связи с изъятием у них указанного жилого дома и земельного участка, которые они понесут в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, а также размер упущенной выгоды, понесенной собственниками земельного участка, при переезде на новое место жительства, связанные с производством новых насаждений до их плодоношения?
Согласно Отчету № 13/09/2216-н, подготовленному ООО «Центр экспертизы и оценки» 9 сентября 2013 года, рыночная стоимость жилого дома общей площадью 55,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, составляет 3258000 рублей, в том числе рыночная стоимость земельного участка общей площадью 681 кв.м., составляет 1860000 рублей. Рыночная стоимость хозяйственных (надворных) построек, расположенных по адресу: <адрес>, составляет 124200 рублей, в том числе рыночная стоимость самовольно построенных хозяйственных (надворных построек) за литерами Г, Г1, Г2, Г4, расположенных по адресу: <адрес>, составляет на дату оценки: 63100 рублей. Рыночная стоимость плодово-ягодных насаждений составляет 80057 рублей, стоимость убытков, которые понесут собственники в связи с изъятием земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости составляет на дату оценки 139700 рублей, стоимость упущенной выгоды при переезде на новое место жительства, связанные с производством новых насаждений до их плодоношения составляет на дату оценки 113835 рублей (т.д. 2, л.д. 25-104).
Согласно заключению экспертов № 13/10/1186-н от 25 октября 2013 года, подготовленному ООО «Оценочные системы», в рамках назначенной определением Ленинского районного суда г. Саранска от 25 сентября 2013 года повторной судебной строительно-технической и товароведческой экспертизы, рыночная стоимость на дату проведения экспертного осмотра земельного участка общей площадью 681 кв.м., и расположенных на нем плодово-ягодных насаждений, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 2031230 рублей, в том числе рыночная стоимость земельного участка общей площадью 681 кв.м., составляет 1936000 рублей, рыночная стоимость плодово-ягодных и иных насаждений составляет 95230 рублей, в том числе стоимость насаждений в палисаднике составляет 11130 рублей. Рыночная стоимость на дату проведения экспертного осмотра жилого дома, включая стоимость имеющихся надворных построек, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1579300 рублей, рыночная стоимость жилого дома составляет 1382000 рублей, рыночная стоимость надворных построек – 197300 рублей. Размер упущенной выгоды, понесенной собственниками земельного участка при переезде на новое место жительства, связанной с производством новых насаждений до их плодоношения составляет 62500 рублей (т.д. 2, л.д. 136-195).
При сравнительном анализе и изучении вышеуказанных Отчета об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, № 31/2012, подготовленного Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия по заказу ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» 30 марта 2012 года, представленного ответчиками Отчета № 061311-1А «Об оценке рыночной стоимости жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>», составленного ООО «Союз-Эксперт», Отчета № 13/09/2216-н, подготовленного ООО «Центр экспертизы и оценки» 9 сентября 2013 года в рамках назначенной судом комплексной строительно-технической, товароведческой и оценочной экспертизы, и заключения эксперта № 13/10/1186-н от 25 октября 2013 года, подготовленного ООО «Оценочные системы», на основании назначенной определением суда повторной судебной строительно-технической и оценочной экспертизы, суд принимает в качестве допустимого и достоверного доказательства при разрешении возникшего спора экспертное заключение № 13/10/1186-н от 25 октября 2013 года ООО «Оценочные системы».
Данный вывод суд основывает на следующем.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и состоит в организации и производстве судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также и экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения (статья 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Экспертом же является лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Государственный судебный эксперт - аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке своих должностных обязанностей.
В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу (статья 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации").
Однако в нарушении вышеуказанных положений закона Отчет № 13/09/2216-н, составленный ООО «Центр экспертизы и оценки» об оценке рыночной стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества от 9 сентября 2013 года, в рамках назначенной судом строительно-технической, товароведческой и оценочной экспертизы, не является экспертным заключением, не содержит подписки эксперта, как это предусмотрено законодательством Российской Федерации, об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Кроме того, в данном отчете отсутствуют указания на основание производства экспертизы, сведения об органе или лице, назначивших экспертизу, вопросы, поставленные перед экспертом, сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы. Более того, к экспертному исследованию не приложены документы, подтверждающие право эксперта осуществлять судебно-экспертную деятельность. В этой связи у суда имеются сомнения в правильности и обоснованности выводов, изложенных в экспертном исследовании, а именно достоверности и правдивости сведений о рыночной стоимости спорного имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности ответчикам.
По аналогичным основаниям судом не могут быть приняты во внимание в качестве достоверных и допустимых доказательств по делу: представленный истцом Отчет № 31/2012 об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, подготовленный Торгово-промышленной палатой Республики Мордовия по заказу ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» 30 марта 2012 года, и представленный ответчиками Отчет № 061311-1А «Об оценке рыночной стоимости жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>», составленный ООО «Союз-Эксперт», поскольку ни оценщик ФИО18, ни эксперт-оценщик ФИО19 для проведения экспертизы судом не назначались в соответствии со статьями 79, 80 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не предупреждались об ответственности, предусмотренной статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, представленный истцом в качестве подтверждения рыночной стоимости спорного домовладения, земельного участка Отчет № 31/2012, подготовленный по заказу ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия» Торгово-Промышленной палатой Республики Мордовия по состоянию на 16 марта 2012 года, в данном случае не может быть принят судом в качестве достоверного доказательства по данному гражданскому делу, поскольку в указанном отчете рыночная стоимость спорных жилого дома и земельного участка определена по состоянию на 16 марта 2012 года, то есть на дату предшествующую дате предъявления Правительством Республики Мордовия настоящего иска в суд более, чем на год, между тем, выкупная цена изымаемых земельного участка и жилого дома должна определяться судом по состоянию на момент разрешения спора.
В отчете отсутствует ссылка на применяемый стандарт оценки экспертной деятельности, отсутствует балансовая стоимость объектов оценки, также отсутствует подробный анализ рынка недвижимости и анализ ценообразовательного фактора. Кроме того, нарушен принцип обоснованности экспертного заключения. При использовании сравнительного подхода оценки рыночной стоимости в данном отчете суду не представляется возможным определить характеристики взятых аналогов для сравнения.
В отличие от других экспертных исследований, имеющихся в материалах данного дела, в судебном экспертном заключении № 13/10/1186-н от 25 октября 2013 года ООО «Оценочные системы» дана полная характеристика объектов оценки (месторасположение объекта, техническое состояние жилого дома), имеется ряд таблиц, вся необходимая информация и приведена мотивация расчетов, при которых учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом местоположения, физических характеристик, объемно - планировочных характеристик. При оценке объектов недвижимости применены три подхода определения стоимости: затратный, сравнительный и доходный, кроме того, дана полная характеристика аналогов. Экспертным заключением № 13/10/1186-н от 25 октября 2013 года ООО «Оценочные системы» также определен размер упущенной выгоды в связи с переездом собственников земельного участка на новое место жительства и с производством новых насаждений до их плодоношения.
Таким образом, экспертное заключение № 13/10/1186-н, подготовленное ООО «Оценочные системы», от 25 октября 2013 года соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Экспертное заключение составлено экспертом, имеющим право на проведение такого рода экспертиз, эксперт предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Выводы и обоснование выводов эксперта являются понятными, непротиворечивыми, подробными.
При этом доводы ответчиков и их представителей относительно того, что указанное экспертное заключение является необоснованным, поскольку рыночная стоимость жилого дома с надворными постройками и земельного участка не соответствует их фактической рыночной стоимости, судом не могут быть приняты во внимание.
Представители ответчиков в обоснование доводов своих доверителей ссылаются на то, что в экспертном заключении среди приведенных экспертом аналогов земельных участков (таблица № 8) имеется земельный участок (аналог 4), расположенный в дачном массиве и соответственно на рынке недвижимости его цена значительно ниже цены аналогичных земельных участков, расположенных в черте города (аналоги 1,5). Ответчики считают, что указанный земельный участок был намеренно включен в число аналогов, чтобы занизить среднюю цену предложений земельных участков на рынке за 1 кв.м. При исключении этого аналога при определении рыночной стоимости спорного участка земельного участка, его цена увеличивается более чем на 100 000 рублей (таблица № 9). Ответчики указывают, что приведенные в экспертном заключении (таблица № 10) аналоги жилых домов (аналоги 1, 3, 5), вообще не могут считаться таковыми, так как являются лишь частью жилого дома. По сложившейся тенденции на рынке недвижимости стоимость части жилых домов ниже цены объекта недвижимости, продаваемого целиком (аналоги 2 и 4). Использование при сравнительном методе цены аналогов 1,3, 5 значительно понизило среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. оцениваемого жилого дома. Кроме того, эксперт при оценке гаража (таблица № 12) использовал аналог 2, намеренно не придав значения низкой стоимости гаража. Данный аналог приведен в таблице без адреса, так как продается он на слом, а все остальные аналоги находятся на земельных участках, которые находятся в государственной собственности. Все эти обстоятельства повлияли на среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. гаража и в целом рыночную стоимость гаража, находящегося на земельном участке, находящемся в их собственности.
Таким образом, ответчики и их представители считают, что указанная в экспертном заключении рыночная стоимость жилого дома с надворными постройками и земельного участка не соответствует их фактической рыночной стоимости.
Однако в подтверждение своих доводов относительно несогласия с рыночной стоимостью жилого дома с надворными постройками и земельного участка, указанной в экспертном заключении № 13/10/1186-н, подготовленным ООО «Оценочные системы», от 25 октября 2013 года, ни ответчиками, ни их представителями не представлено суду никаких доказательств, на которых основаны высказанные ими доводы.
Допрошенная в судебном заседании эксперт ООО «Оценочные системы» ФИО20 пояснила, что при определении рыночной стоимости жилого дома, и надворных построек, земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, ею проведен анализ рынка по 17 аналогам, с идентичными условиями, показателями объектов недвижимости на момент проведения экспертного исследования. Средняя стоимость объектов недвижимости по рынку в среднем складывается по г. Саранску и составляет за 1 кв. м. жилого дома, земельного участка и надворных построек 38 667 рублей. Ею определена стоимость земельного участка и жилого дома, принадлежащих ответчикам, в размере 3 318 000 рублей. Без учета надворных построек и насаждений, стоимость 1 кв. м. составляет 59 569 рублей. Диапазон цен на рынке складывается от 22 000 до 66 000 за 1 кв. м. Стоимость, которая рассчитана ее в экспертном заключении, приближена к максимальной стоимости, приведенных в аналогах. Стоимость недвижимости на рынке складывается из двух показателей: стоимости дома и стоимости земельного участка. Все источники информации, которые использованы ее при проведении экспертного исследования, приложены к экспертному заключению. Цены недвижимого имущества указанны на период времени с июля по октябрь. Анализ рынка недвижимости произведен ею комплексно. Цены на рынке недвижимого имущества были стабильны, серьезных изменений не происходило. Что касается места расположения аналогов, использованных при расчете стоимости принадлежащего ответчикам имущества, то они расположены в центральной части города, это такие улицы, как Титова, Грибоедова, Чехова.
Исходя из показаний эксперта, приведенных ею обоснований в подтверждение сделанных в заключении выводов, суд признает экспертное заключение № 13/10/1186-н, подготовленное ООО «Оценочные системы» от 25 октября 2013 года, объективным и обоснованным, и считает необходимым принять его в качестве допустимого и достоверного доказательства по делу.
В этой связи, суд определяет стоимость принадлежащего А.А. Игнатьеву изымаемого имущества (1/2 доли жилого дома и 1/2 доли земельного участка, площадью 681 кв.м. с кадастровым номером №, плодово-ягодных насаждений, расположенных по адресу: <адрес>), а также размер упущенной выгоды, понесенной им при переезде на новое место жительства, связанной с производством новых насаждений до их плодоношения в размере 1836515 рублей, согласно следующему расчету: 1015 615 рублей (рыночная стоимость 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером № и плодово-ягодных насаждений) + 789 650 (1/2 доли жилого дома с надворными постройками) + 31250 рублей (размер упущенной выгоды, понесенной при переезде на новое место жительства, связанной с производством новых насаждений до их плодоношения).
Стоимость принадлежащего С.А. Игнатьеву изымаемого имущества, а также размер причиненной ему упущенной выгоды составляет 1836515 рублей согласно следующему расчету: 1015 615 рублей (рыночная стоимость 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером № и плодово-ягодных насаждений) + 789 650 (1/2 доли жилого дома с надворными постройками) + 31250 рублей (размер упущенной выгоды, понесенной при переезде на новое место жительства, связанной с производством новых насаждений до их плодоношения.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» именно на территориальные органы Росреестра возложена обязанность в пятидневный срок уведомлять собственников изымаемых объектов недвижимости о произведенной регистрации решений об изъятии земельных участков и жилых домов (помещений) для муниципальных нужд.
Положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, право общей долевой собственности ответчиков на жилой дом и земельный участок подлежит прекращению по вышеизложенным основаниям после уплаты Правительством Республики Мордовия им выкупной цены данного имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Соответственно, исходя из вышеуказанных норм права, учитывая, что земельный участок изымается для государственных нужд в связи с размещением автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчиков на земельный участок и жилой дом в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд путем выкупа Правительством Республики Мордовия соблюден.
При таких обстоятельствах исковые требования Правительства Республики Мордовия к А.А. Игнатьеву и С.А. Игнатьеву о прекращении права собственности А.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия после уплаты выкупной цены равной 1334 079 рублей, о прекращении права собственности С.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия после уплаты выкупной цены равной 1334 079 рублей, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Правительства Республики Мордовия к А.А. Игнатьеву и С.А. Игнатьеву о прекращении права собственности А.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия после уплаты выкупной цены равной 1334079 рублям, о прекращении права собственности С.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия после уплаты выкупной цены равной 1334079 рублям, удовлетворить частично.
Прекратить право собственности А.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия после уплаты выкупной цены равной 1836515 рублей (одному миллиону восьмистам тридцати шести тысячам пятистам пятнадцати рублям).
Прекратить право собственности С.А. Игнатьева на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 55,7 кв.м. и 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 681 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу Республики Мордовия после уплаты выкупной цены равной 1836515 рублей (одному миллиону восьмистам тридцати шести тысячам пятистам пятнадцати рублям).
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба и апелляционное представление прокурора в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева