Судебный акт #1 (Определение) по делу № 2а-2123/2023 ~ М-1325/2023 от 05.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 июня 2023 года г. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

судьи Никитиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2040/23 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Екатеринчевой Т.Л. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Екатеринчевой Т.Л. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 12355,33 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701315 за 2020 год пени в размере 2 рубля 79 копеек, за 2019 год пени в размере 8 рублей 09 копеек, по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701345 за 2020 год в размере 107 рублей 54 копейки, пени в сумме 7 рублей 01 копейка, за 2019 год пени в размере 19 рублей 60 копеек, по транспортному налогу ОКТМО 36701345 за 2020 год в размере 6921 рубль, пени в сумме 24 рубля 22 копейки, за 2019 год в размере 5209 рублей, пени в сумме 56 рублей 08 копеек, ссылаясь на то, что Екатеринчева Т.Л. является плательщиком налога на имущество физических лиц за 2019, 2020 год, транспортного налога за 2019, 2020 год в связи с наличием в собственности следующих объектов налогообложения: имущество: <адрес>; <адрес> <адрес>; автомобиль СУЗУКИ ЛИАНА, г/н . В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения указанного требования налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.

Определением суда от 14.06.2023 в протокольной форме административные дела № 2а-2040/23 и № 2а-2123/23 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен № 2а-2040/23.

Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Екатеринчева Т.Л. в судебном заседании возражала против административного иска, поскольку административный истец пропустил срок для обращения в суд, по судебному приказу с нее уже были взысканы деньги в сумме 6 тысяч рублей, поворота исполнения не было; по расчету сумм налога и пеней возражений не имеет.

Исследовав материалы дела, выслушав административного ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

    В соответствии с пунктом 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.

В соответствии с главой 32 НК РФ, Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц» должник является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место 4) единый недвижимый комплекс 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. В целях настоящей главы дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

В силу п.1,2 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

Подпунктом 1 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 N 482 «О налоге на имущество физических лиц» установлена ставка налога на имущество физических лиц в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

В соответствии с главой 28 НК РФ, Законом Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» от 06.11.2002г. №86-ГД должник является налогоплательщиком транспортного налога.

В соответствии с п. 1 ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога положениями статьи 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Согласно ст.2 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» от 06.11.2002г. № 86-ГД установлены ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 120 л.с. (88,32 кВт) включительно в размере 24, свыше 120 л.с. (88,32 кВт) до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно в размере 33.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 06.04.2023 Екатеринчевой Т.Л. в период 2019-2020 гг. принадлежали 14/47 доли в праве собственности на жилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Расчет налога за 2019 год: 1523647 (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) * 14/47 (доля в праве собственности) * 9/12 (период владения) = 1021 рубль. Расчет налога за 2020 год: 1523647 (налоговая база) * 0,3% (налоговая ставка) * 14/47 (доля в праве собственности) = 1362 рубля.

Однако согласно п. 8.1 ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

Сумма налога за 2020 год составила бы 1362 рубля, что более чем на 10% превышает сумму налога за 2019 год (725 рублей (согласно налоговому уведомлению № 57364617 от 01.09.2020 сумма налога за 9 месяцев 2019 года составила 544 рубля, следовательно, за 12 месяцев сумма налога составляет 544 / 9 * 12 = 725 рублей)). В данном случае, исходя из положений п. 8.1 ст. 408 НК РФ сумма налога за 2020 год составляет 725*1,1= 797 рублей.

Также Екатеринчевой Т.Л. согласно выписке из ЕГРН от 06.04.2023 в период 2019-2020 гг. принадлежало на праве собственности жилое помещение с кадастровым номером по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время). Расчет налога за 2019 год: 1085320 * 0,3% = 3256 рублей (аналогично за период 2020 года).

Сумма налога за 2020 год составила бы 3256 рублей, что более чем на 10% превышает сумму налога за 2019 год (1820 рублей согласно налоговому уведомлению № 57364617 от 01.09.2020). В данном случае, исходя из положений п. 8.1 ст. 408 НК РФ сумма налога за 2020 год составляет 1820*1,1= 2002 рубля.

Согласно ответу на запрос из УМВД России по г. Самаре от 20.04.2023 на Екатеринчеву Т.Л. в период 2019-2020 года были зарегистрированы транспортные средства:

- СУЗУКИ ЛИАНА, г/н с мощностью двигателя 107 л.с. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), расчет налога за 2019 год: 107 (налоговая база) * 24 (налоговая ставка) * 4/12 (период владения) = 856 рублей, расчет налога за 2020 год: 107 (налоговая база) * 24 (налоговая ставка) = 2568 рублей;

- КИА PS (SOUL), г/н с мощностью двигателя 131,9 л.с. (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), расчет налога за 2019 год: 131,9 * 33 = 4353 рубля (аналогично за период 2020 года).

Из материалов дела следует, что налоговым органом выставлено административному ответчику налоговое уведомление № 57364617 от 01.09.2020, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в размере 5209 рублей, налога на имущество физических лиц за 2019 год по ОКТМО 36701315 в размере 544 рубля, по ОКТМО 36701345 в размере 1820 рублей в срок до 01.12.2020;

налоговое уведомление № 43788150 от 01.09.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2020 год в размере 6921 рубль, налога на имущество физических лиц за 2020 год по ОКТМО 36701315 в размере 797 рублей, по ОКТМО 36701345 в размере 2002 рубля в срок до 01.12.2021.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В связи с не поступлением оплаты налогов, административным истцом начислены пени и в установленный законом срок в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющих индивидуальными предпринимателями) № 10727 по состоянию на 16.02.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 5209 рублей, пени в размере 56,08 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1820 рублей, пени в размере 19,60 рублей в срок до 13.04.2021;

требование № 17498 по состоянию на 17.03.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 544 рубля, пени в размере 8,09 рублей в срок до 13.05.2021;

требование № 103592 по состоянию на 16.12.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 6921 рубль, пени в размере 24,22 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 2002 рубля, пени в размере 7,01 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 797 рублей, пени в размере 2,79 рублей в срок до 08.02.2022.

Расчет пени судом проверен, является верным (л.д. 10-18).

В материалах дела имеется подтверждение направления требований об уплате налога в адрес должника в соответствии со ст. 70 НК РФ путем отправки заказной почтовой корреспонденцией (л.д. 22-23).

Поскольку общая сумма недоимки по налогам и пени превысила 10000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, истекал 08.08.2022.

В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные сумма налога и пени административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 02.06.2022 МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №57 Советского судебного района г.Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Екатеринчевой Т.Л. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019, 2020 год в размере 1341 рубль, пени в размере 10,88 рублей, по транспортному налогу за 2019, 2020 год в размере 12130 рублей, пени в размере 80,30 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2019, 2020 год в размере 3822 рубля, пени в размере 26,61 рублей.

02.06.2022 мировым судьей судебного участка №57 Советского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №2А-1300/22, которым взыскана указанная выше задолженность.

Определением мирового судьи судебного участка №57 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 08.11.2022 отменен судебный приказ №2А-1300/22 от 02.06.2022.

На момент обращения к мировому судье срок обращения в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, по требованиям № 10727, 17498, 103592 пропущен не был.

31.03.2023 административный истец обратился в суд с данным административным иском, что подтверждается датой в квитанции об отправке, таким образом, шестимесячный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренный для обращения в суд положениями п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Судом не принимаются доводы административного ответчика о том, что административный истец пропустил срок для обращения в суд, поскольку они не подтверждаются материалами дела.

Также административным ответчиком представлена справка по арестам и взысканиям из ПАО «Сбербанк» от 13.06.2023, согласно которой с Екатеринчевой Т.Л. производились удержания в рамках исполнения судебного приказа № 2а-1300/22 от 02.06.2022: 06.09.2022 в размере 1341 рубль, 06.09.2022 в размере 3822 рубля, 06.09.2022 в размере 1152,08 рублей.

Согласно карточке расчетов с бюджетом, сумма недоимки, взысканная по судебному приказу, частично погашена, по сведениям ЕНС задолженность Екатеринчевой Т.Л. по транспортному налогу составляет 20195,32 рублей, по налогу на имущество физических лиц 3601,54 рублей.

Судом не принимаются доводы административного ответчика о несогласии с размером задолженности в связи с тем, что по судебному приказу с нее уже были взысканы деньги в сумме 6 тысяч рублей, поворота исполнения не было, поскольку административным истцом были учтены данные суммы, зачислены в счет погашения недоимки по налогам и пени за 2019, 2020 гг., сумма требований по настоящему административному иску уменьшилась на оплаченную сумму. При таких обстоятельствах, в связи с тем, что задолженность по налогам и пени до настоящего времени в полном объеме Екатеринчевой Т.Л. не погашена, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ в доход местного бюджета г.о. Самара с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12355,33 * 4% = 494,21 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление МИФНС России №23 по Самарской области к Екатеринчевой Т.Л. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Екатеринчевой Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ИНН , зарегистрированной по адресу: <адрес>, паспорт серии выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, код подразделения в пользу МИФНС России №23 по Самарской области задолженность по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701315 за 2020 год пени в размере 2 рубля 79 копеек, за 2019 год пени в размере 8 рублей 09 копеек, по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 36701345 за 2020 год в размере 107 рублей 54 копейки, пени в сумме 7 рублей 01 копейка, за 2019 год пени в размере 19 рублей 60 копеек, по транспортному налогу ОКТМО 36701345 за 2020 год в размере 6921 рубль, пени в сумме 24 рубля 22 копейки, за 2019 год в размере 5209 рублей, пени в сумме 56 рублей 08 копеек, всего взыскать 12355 (двенадцать тысяч триста пятьдесят пять) рублей 33 копейки.

Взыскать с Екатеринчевой Т.Л. в пользу местного бюджета г.о. Самара государственную пошлину в сумме 494 (четыреста девяносто четыре) рубля 21 копейка.

Решение может быть обжаловано в Самарский     областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.06.2023 года.

Судья:

2а-2123/2023 ~ М-1325/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Межрайонная ИФНС России №23 по Самарской области
Ответчики
Екатеринчева Т.Л.
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Никитина С. Н.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
05.04.2023Регистрация административного искового заявления
05.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2023Судебное заседание
14.06.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее