Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2188/2016 ~ М-1268/2016 от 12.04.2016

Дело №2-2184/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2016 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретере Козловской А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бабарыкина Ю.Г., Асадуллаевой Л.И., Казаковой А.А., Антоновой Л.В. и Котельникова Д.В. к администрации г.Минусинска о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Бабарыкина Ю.Г., Асадуллаевой Л.И., Казаковой А.А., Антоновой Л.В. и Котельникова Д.В. обратился в суд с исками к администрации г.Минусинска, просил обязать ответчика предоставить истцам по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет жилые помещения площадью 33 кв.м. каждому с допусками, установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.). Свои требования мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Бабарыкин Ю.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Асадуллаева (до брака Бекмухаметова) Л.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Казакова А.А. ДД.ММ.ГГГГ, Антонова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ и Котельников Д.В. ДД.ММ.ГГГГ в несовершеннолетнем остались без попечения родителей. Решениями краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 17.02.2016г. Бабарыкин Ю.Г., от 24.06.2014г. Асадуллаева Л.И., от 16.01.2015г. Казакова А.А., от 31.03.2014г. Антонова Л.В. и от 08.04.2015г. Котельников Д.В. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье, однако до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют. Законодательство, регламентирующее предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений не устанавливает очередность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. При этом указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью, в связи с чем на администрацию г.Минусинска в судебном порядке должна быть возложена обязанность по обеспечению истцов жилыми помещениями.

Гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.

Представитель Минусинского межрайонного прокурора Струкова Т.Я. в судебное заседание не явилась, о его дате и времени извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.146). Ранее участвуя в предварительном судебном заседании исковые требования поддержала.

В судебном заседании истцы Бабарыкин Ю.Г., Антонова Л.В. и Асадуллаева Л.И. исковые требования также поддержали. Суду пояснили, что в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. Решениями краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа они были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на соответствующий учет, однако никаких жилых помещений им не предлагалось, ими до настоящего времени они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют.

Истцы Казакова А.А. и Котельников Д.В. в судебное заседание не явились, о его дате и времени извещены надлежащим образом, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие( л.д.120,122). Участвуя в предварительном судебном заседании заявленные требования в их интересах поддержали в полном объеме, пояснив, что до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют.

Представитель ответчика администрации г.Минусинска Хундяков С.А. действующий на основании доверенности ( л.д.126), в судебное заседание не явился, представил возражения на исковые заявления, в которых просил о рассмотрении дела в его отсутствие ( л.д.125). В отзывах заявленные требования не признал, указав, что оснований для возложения на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению Бабарыкину Ю.Г., Асадуллаевой Л.И., Казаковой А.А., Антоновой Л.В. и Котельникову Д.В. жилых помещений не имеется. Истцы в установленном законом порядке были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению на территории г.Минусинска жилыми помещениями. Указанный список формируется в хронологическом порядке по мере подачи соответствующих заявлений данной категорией лиц и ведется Министерством образования и науки Красноярского края. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется в порядке очередности. Ежегодно на эти цели Министерством образования и науки Красноярского края администрации г.Минусинска в рамках заключенных соглашений выделяются денежные средства на приобретение указанной категории лиц жилых помещений. Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Красноярского края от 02.11.2000года «О защите прав ребенка». Согласно этому закону предоставление жилых помещений указанной категории лиц, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. Кроме того, ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ прямо оговорено, что действия ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ (в ред. ФЗ от 29.02. 2012 г. N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона. таким образом законодатель прямо указал, что с 01.01.2013года дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по обеспечению жилыми помещениями осуществляются только в порядке очереди, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истцов не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом (л.д.145), причины неявки в суд не сообщил.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истцы Бабарыкин Ю.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Асадуллаева ( до брака Бекмухаметова) Л.И. ДД.ММ.ГГГГ рождения, Казакова А.А. ДД.ММ.ГГГГ, Антонова Л.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Котельников Д.В. ДД.ММ.ГГГГ в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. Решениями краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 17.02.2016г. Бабарыкин Ю.Г., от 24.06.2014г. Асадуллаева Л.И., от 16.01.2015г. Казакова А.А., от 31.03.2014г. Антонова Л.В., от 08.04.2015г. Котельников Д.В. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье, но до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных не имеют.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов и прокурора в предварительном судебном заседании, заявлениями истцов Минусинскому межрайонному прокурору от 01.04.2016г., 04.04.2016г., 01.04.2016г., 31.03.2016г., 01.04.2016г., паспортами истцов и свидетельствами об их рождении, свидетельством о смерти Бабарыкина Г.С., решением Краснотуранского исполкома народных депутатов № 45 от 01.03.1980 г. о помещении истца в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, справкой войсковой части 90916 о прохождении истцом военной службы, решением Железнодорожного районного суда Красноярского края от 18.06.2015г. об обязании Министерства образования и науки Красноярского края поставить истца на учет в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, справкой администрации Сухобузинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилье, справкой администрации Краснотуранского района Красноярского края от 01.12.2011года о регистрации истца и фактическом проживании в квартире родителей, справкой о рождении Асадуллаевой (Бекмухаметовой) Л.И., постановлением администрации г.Минусинска об установлении попечительства на истицей, справкой об отбывании матерью истицы наказания в виде лишения свободы, приговором Минусинского городского суда от 20.12.2000года по обвинению матери истицы, справкой об освобождении Бекмухаметовой И.Р. из мест лишения свободы от 28.11.2003г., договором найма жилого помещения от 22.07.2009года с Бекмухаметовой О.Т., постановлением администрации Ермаковского района Красноярского края № 732 от 31.12.2003г. об определении Казаковой А.А. в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, постановлением администрации Курагинского района Красноярского края № 85-п от 03.02.2012г. об освобождении Куколевой от обязанностей опекуна Казаковой А.А., постановлением администрации г.Минусинска № 120-п от 31.01.2012г. об определении Антоновой Л.В. в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, постановлением администрации Пий-Хемского Кожууна № 237 от 03.12.2001г., дипломом о получении среднего профессионального образования от 2015г., справкой администрации г.Минусинска об отсутствии предоставления истце жилого помещения от 03.12.2003г., справкой о рождении Антоновой А.В., справкой БТИ по Республике Тыва об отсутствии у истицы жилого помещения, адресной справкой на истицу, справкой администрации Пий-Хемского Кожууна о передаче истицы под опеку, справкой о рождении Котельникова Д.В., решением Минусинского городского суда от 20.08.2002года о лишении Котельниковой Е.В. родительских прав в отношении Котельникова Д.В., постановлением администрации г.Минусинска № 766-п от 02.12.2002г. об определении Котельникова Д.В. в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, адресной справкой на истца, свидетельством об окончании истцом в 2012году КГБОУ НПО ПЛ № 30 им.Бочкина А.Е., свидетельством об окончании истцом КГБОУ НПО ПУ-44 п.Шушенское в 2014г., справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцами.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что Бабарыкин Ю.Г., Асадуллаева Л.И., Казакова А.А., Антонова Л.В. и Котельников Д.В. включены в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье не свидетельствует о том, что их права не нарушены, так как жилыми помещениями они до настоящего времени фактически не обеспечены, каких-либо доказательств, объективно подтверждающих возможность их предоставления, администрация г.Минусинска суду не представила.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Бабарыкину Ю.Г., Асадуллаевой Л.И., Казаковой А.А., Антоновой Л.В. и Котельникову Д.В. каждому на территории г.Минусинска по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенные жилые помещения площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 19.07.2016г.

2-2188/2016 ~ М-1268/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казакова Анастасия Андреевна
Минусинский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация г. Минусинска
Другие
Министерство образования и науки
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Лощаков Дмитрий Васильевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
12.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2016Передача материалов судье
18.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.06.2016Предварительное судебное заседание
05.07.2016Судебное заседание
19.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2017Дело оформлено
20.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее