Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-209/2022 (2-2449/2021;) ~ М-2578/2021 от 16.12.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 февраля 2022 года пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Юдакова С.А.,

при секретаре Булдиной Е.Н.,

с участием ответчика Сметанниковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-209/2022 (УИД № 71RS0015-01-2021-004847-43) по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Сметанниковой Валентине Анатольевне об освобождении земельного участка,

установил:

министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Сметанниковой В.А. в котором просило обязать ответчика за свой счет в течение 30 календарных дней с даты вступления решения в законную силу, освободить самовольно занятые земельные участки, согласно координат:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>1

Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области М.Ю. Пантелеева от ДД.ММ.ГГГГ проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении Сметанниковой В.А. с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства, признаки которого были выявлены в ходе обследования территории.

В ходе проведения данных мероприятий по контролю установлено, что земельный участок К, площадью 1500 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Сметанниковой В.А. Данный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, границы участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На участке расположен индивидуальный жилой дом. Фактическая граница земельного участка на местности проходит по ограждению из сетки рабица. Свободный доступ на участок отсутствует.

Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений.

В результате проведенных измерений определена площадь земельного участка, расположенного за границами участка с кадастровым номером 71:14:030615:156, площадью 160 кв.м.

В ходе проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, установлено следующее: земельный участок площадью 160 кв.м, прилегающий с восточной стороны к участку с кадастровым номером 71:14:030615:156, с координатами, указанными в приложении к акту мероприятия по контролю, на котором размещено ограждение из сетки рабица самовольно занят ответчиком, в связи с чем в действиях названного лица усматриваются признаки нарушения требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду ответчику земельного участка, площадью 160 кв.м. Таким образом, ответчик самовольно, без законных оснований, использует земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком.

Представитель истца министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Сметанникова В.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, просила представить срок для освобождения земельного участка до весны, когда растает снег.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Данное право суда, вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти и направлено на реализацию задач правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел (ст. 2 ГПК РФ).

Выслушав пояснения ответчика, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Конституция РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п.2 ст.9). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст.36).

Земельный кодекс РФ устанавливает, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ч.1 ст.15 ЗК РФ). Права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами (ч.1 ст.25) и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ч.1 ст.26 ЗК РФ). К основным принципам земельного законодательства, относится, в том числе, принцип платности использования земли (ст.1 ЗК РФ).

Гражданский кодекс РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч.2 ст.214 ГК РФ).

Согласно п.2 ст.10, п.2 ст.11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют правление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенный на территории городского округа, поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

В силу положения ст.10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», согласно которому Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1, п.2 ст.5).

В соответствии с п.1, подп.33 п.4 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области Министерство является уполномоченным органом Правительства Тульской области по осуществлению указанных полномочий.

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является правопреемником Министерства экономического развития Тульской области в связи с реорганизацией министерства экономического развития Тульской области путем выделения из него министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на основании указа Губернатора Тульской области от 23.09.2016 года №;120 «Вопросы совершенствования структуры органов исполнительной власти Тульской области».

В соответствии с п.1, п.5 подп.49 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 года №452 Министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.

Статьей 72 ЗК РФ установлено, что под муниципальным земельным контролем понимает деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ч.1).

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области М.Ю. Пантелеева от ДД.ММ.ГГГГ , проведено выездное мероприятие по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, в отношении Сметанниковой В.А. с целью подтверждения либо опровержения нарушения земельного законодательства, признаки которого были выявлены в ходе обследования территории.

Из акта мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие органа муниципального земельного контроля в отношении гражданина -К/21 от ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ следует, что мероприятия осуществлялись в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером , местоположение: <адрес>, общей площадью 1500 кв.м, из категории земель населенных пунктов, разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности Сметанниковой В.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений. При обследовании участка установлено следующее.

На Участке расположен индивидуальный жилой дом. Фактическая граница земельного участка на местности проходит по ограждению из сетки рабица. Свободный доступ на Участок отсутствует.

Для определения соответствия фактического местоположения границ земельного участка с данными Государственного кадастра недвижимости, специалистами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области были выполнены измерения с использованием специальных технических средств и камеральные работы по обработке геодезических измерений.

По итогам камеральных работ по обработке выполненных измерений установлено, что площадь земельного участка, расположенного за границами участка с кадастровым номером , площадью 160 кв.м - земельный участок, при К, на котором установлено ограждение из сетки рабица, являющийся земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.

Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, установлено следующее: земельный участок площадью 160 кв.м, прилегающий с восточной стороны к участку К, с координатами, указанными в приложении к акту мероприятия по контролю, на котором размещено ограждение из сетки рабица самовольно занят ответчиком, в связи с чем в действиях названного лица усматриваются признаки нарушения требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.1, п.2 ст.264 ГК РФ).

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы изложениями п.1 ст.8 ГК РФ.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (ч.2 ст.15 ЗК РФ).

Правоустанавливающие, либо правоподтверждающие документы, свидетельствующие о законности занятия и использования ответчиком земельного участка, площадью 160 кв.м., суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Сметанникова В.А. самовольно, без законных оснований, использует земельный участок площадью 160 кв.м., нарушая тем самым законные интересы истца, который уполномочен распоряжаться земельными участками.

В соответствии с положения Гражданского кодекса РФ защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в судебном порядке (ст.11 ГК РФ). Одним из способов защиты гражданских прав является: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения правоотношения, иными способами, предусмотренными законом (ст.12 ГК РФ).

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии требованиями ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка (п.2 ч.1). Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п.4 ч.2).

Согласно ч.2 ст. 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

В силу частей 2,3 ст.76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из приведенных выше норм материального права, принимая во внимание, что Сметанникова В.А. самовольно, без каких либо законных оснований использует земельный участок земельный участок, площадью 160 кв.м, прилегающий с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером 71:14:030615:156, расположенному по адресу: Тульская область, Ленинский район, с/о Ильинский, д.Тихвинка, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.

Пунктом 2 ст.206 ГПК РФ установлено, что в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, когда эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает не достаточным предоставление ответчику 30-дневного срока со дня вступления решения в законную силу для освобождения самовольно занятого земельного участка, как этого требует истец, и с учетом значительного увеличения выпавших осадков в виде снега в настоящее время полагает возможным представить ответчику 60 дней со дня вступления решения в законную силу для освобождения самовольно занятого земельного участка.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика Сметанниковой В.А. в доход бюджета муниципального образования город Тула подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная по правилам подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, удовлетворить частично.

Обязать Сметанникову Валентину Анатольевну, <данные изъяты> за свой счет в 60-дневный срок с даты вступления настоящего решения суда в законную силу освободить земельный участок площадью 160 кв.м, прилегающий с восточной стороны к земельному участку с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, согласно координат:

S

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Система координат МСК-71.1

В остальной части заявленные исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области оставить без удовлетворения.

Взыскать со Сметанниковой Валентины Анатольевны, <данные изъяты> в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.02.2022.

Председательствующий

2-209/2022 (2-2449/2021;) ~ М-2578/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Сметанникова Валентина Анатольевна
Суд
Ленинский районный суд Тульской области
Судья
Юдаков Сергей Александрович
Дело на странице суда
leninsky--tula.sudrf.ru
16.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2021Передача материалов судье
20.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2022Подготовка дела (собеседование)
18.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2022Судебное заседание
02.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2022Дело оформлено
03.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее