28 октября 2016 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гражданское дело №2-2408/2016
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Сайко Ж.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца – ФИО
гражданское дело по иску ФИО к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке, как ребенку - сироте,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке, как ребенку - сироте.
В мотивации заявленных требований истец указал, что является сиротой, его отец умер, когда ему было 13 лет, а мать умерла, когда ему было 6 лет. С 02.09.1996 года по 31.08.2007 года он находился на полном государственном обеспечении в ГОУ «Оредежская школа-интернат». ФИО как ребенок-сирота не получил и по настоящее время не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением как лицо, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истец зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира является муниципальной. С целью реализации права на обеспечения жилым помещением истец 01.07.2016 г. обратился в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. По результатам рассмотрения заявления, истец получил отказ, поскольку иного способа защиты нарушенных прав истец не видит, был вынужден обратиться в суд с настоящим предметом иска.
Истец – ФИО в ходе судебного разбирательства, на заявленных требованиях настаивал, по доводам, приведенным в исковом заявлении.
Ответчик – Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, уведомленный надлежащим образом, о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил. В представленных возражениях на заявленные требования ответчик указал, что истец до достижения возраста 23 лет с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Лужском муниципальном районе, не обращался. Впервые истец обратился в администрацию по данному вопросу 01.07.2016 года. Заявление было рассмотрено на опекунском совете, на котором было принято решение об отказе в предоставлении ему жилого помещения, поскольку ФИО обратился с указанным заявлением после достижения им 23 летнего возраста, кроме того, жилое помещение в котором он зарегистрирован, соответствует нормам предоставления и в установленном законном порядке не признано не пригодным для проживания.
Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав объяснения истца, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявленном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает конструкцию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, и как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При решении вопроса постановки лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с приведенными изменениями Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», названный Закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении у истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ (01.01.2013 года) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм Федерального закона N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела:
ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из свидетельства о рождении серия № выданного Оредежским сельским Советом Лужского района Ленинградской области (л.д.11). В графе «отец» указан ФИО в графе «мать» ФИО.
ФИО умер 19.12.2002 года, что подтверждается выданным Администрацией Оредежской волости Лужского района Ленинградской области свидетельством о смерти серия № (л.д.12).
17.03.1995 года умерла ФИО, что подтверждается свидетельством о смерти серия №, выданным Отделом ЗАГС Оредежского сельского поселения (л.д.13).
ФИО. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучался в ГОУ «Оредежская школа-интернат» с 02.09.1996 года по 31.08.2007 года, что подтверждается представленной в материалы дела справкой (л.д.09).
В ходе судебного разбирательства истец – ФИО., суду указал, что после окончания обучения в ГОУ «Оредежская школа – интернат» он поступил в училище, после его окончания вернулся д. Сокольники по адресу его регистрации.
Согласно представленной в материалы дела справки Ф-9 истец – ФИО., зарегистрирован по адресу: <адрес> Квартира является муниципальной, основанием для вселения в указанное жилое помещение послужило постановление МО «Лужский район» от 10.02.1997 №57/6, представленное в материалы дела по запросу суда.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 01.07.2016 г. истец в возрасте 27 лет в целях предоставления ему жилого помещения обратился в адрес администрации Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении ему как ребенку сироте жилое помещение (л.д.19-20).
В своем ответе, направленном в адрес истца – ФИО администрация Лужского муниципального района Ленинградской области, отказала истцу в предоставлении испрашиваемого жилого помещения, мотивировав это тем, что он зарегистрирован в муниципальной отдельной двухкомнатной квартире общей площадью 42,55 кв.м. по адресу: <адрес> в квартире зарегистрированы 3 человека, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, больше установленной Оредежским сельским поселением учетной нормы в размере 10 кв.м. площади жилого помещения. Квартира по вышеуказанному адресу заключением и актом межведомственной комиссии непригодной для проживания не признана (л.д.21-22).
Не согласившись с доводами, приведенными ответчиков в направленным в его адрес ответе, истец обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с настоящим предметом иска.
Доводы, приведенные представителем ответчика ранее в ходе судебного разбирательства о том, что по смыслу закона от 21.12.1996 г N 159-ФЗ установленный для подачи заявления максимальный срок до 23 лет является пресекательным, его продление или восстановление действующим законодательством не предусмотрено, суд находит ошибочным, поскольку действительно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещений без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Таким образом, истец в ходе судебного разбирательства не лишен возможности в порядке, регламентированном процессуальной нормой ст.56 ГПК РФ, представлять суду доказательства наличия исключительных обстоятельств, которые в течение такого длительного периода времени лишали возможность истца своевременно обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением с целью постановки на учет.
Доводы истца – ФИО о том, что ненадлежащее исполнение органами опеки должностных обязанностей что, по мнению истца привело к нарушению его прав, судом отклоняется, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч.3 ст.40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», попечительство над истцом прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, в 2007 году, недееспособным истец не признан, при этом впервые о правах как лица вышеуказанной категории он заявил в 2016 году, путем обращения с соответствующим заявлением в адрес администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, при том, имел возможность самостоятельно улучшения жилищных условий по категории дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения им совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет. Сама по себе правовая неграмотность истца, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия (2007 год), а также исполнения 23 лет (2012 год), до обращения с заявлением в июле 2016 года в (27 лет), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке его на учет нуждающегося в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
Приведенные доводы истца – ФИО о том, что до достижения им 23 летнего возраста он устно обращался по вопросу обеспечения его жилым помещением как ребенка - сироту в администрацию Оредежского сельского поселения Лужского района Ленинградской области, администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области, в ходе судебного разбирательства своего подтверждения не нашли, более того, опровергаются представленными ответами по запросу суда, из указанных администраций.
С момента совершеннолетия и по настоящее время истец недееспособным не признан. Доказательств свидетельствующих о наличии объективно уважительных причин, которые лишили истца возможности обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган в материалы дела не представлено.
Кроме того, необходимо отметить, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в котором он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован, в установленном законном порядке не признано не пригодным для проживания, поскольку признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, в частности администрации Оредежского сельского поселения Лужского района Ленинградской области.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд признает заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194,196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях ФИО об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда во внеочередном порядке, как ребенку - сироте, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд.
Председательствующий подпись
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2016 года
Председательствующий подпись