Дело № 12-131/2021
11RS0001-01-2021-003953-20
РЕШЕНИЕ
Республика Коми, город Ухта |
23 апреля 2021 года |
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Романюк Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу от <...> г. года № <...> г., которым,
Общество с ограниченно ответственностью «Региональный оператор Севера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей,
установил:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу (далее по тексту – Росприроднадзор) Пименова А.Л. от <...> г. №<...> г. Общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (далее по тексту – ООО «Региональный оператор Севера», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ООО «Региональный оператор Севера» направило в Сыктывкарский городской суд жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указав в обоснование требований, что между Обществом и ООО «<...> г.» заключен договор на размещение твердых коммунальных отходов (далее по тексту также – ТКО), в связи с чем на территории МОГО «<...> г.» оператором, осуществляющим специализированную деятельность по размещению твердых коммунальных отходов, является ООО «<...> г.», у Общества отсутствуют в эксплуатации объекты размещения с ТКО, включенные в схему потоков ТКО, самостоятельно Общество не эксплуатирует объект размещения отходов, следовательно, на него не может быть возложена обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Определением Сыктывкарского городского суда от 15.03.2021 жалоба передана на рассмотрение в Ухтинский городской суд.
ООО «Региональный оператор Севера», Росприроднадзор извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 №484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
Предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 5 Закона №89-ФЗ).
Положениями абзацев 17 и 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами
Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 11).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона, при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается в том числе и за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (абз. 26 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также – региональный оператор) – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абз. 27 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Как следует из материалов дела, ООО «Региональный оператор Севера» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее -также – Региональный оператор) и осуществляет деятельность по сбору неопасных отходов (код вида деятельности 38.11), имеет лицензию от <...> г. №<...> г. на транспортирование отходов IV класса опасности.
<...> г. между ООО «Региональный оператор Севера» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми заключено соглашение (далее по тексту – Соглашение), по условиям которого Общество в период действия соглашения (до <...> г.) приняло на себя обязательства, самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО, по обеспечению сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (п. 1.1, 1.4. 1.5, 8.1).
При проведении надзорной деятельности Росприроднадзором установлено, что в <...> г. году в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами в Республике Коми на объекте негативного воздействия на окружающую среду №<...> г. Полигон твердых бытовых отходов г. <...> г., были размещены твердые коммунальные отходы, при этом в бюджетную систему Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, образованных на территории МОГО «<...> г.» не внесена.
Ввиду отсутствия у ООО «Региональный оператор Севера» собственного полигона для размещения твердых коммунальных отходов на территории МОГО «<...> г.», <...> г. между ним и ООО «<...> г. (Оператор) заключен договор №<...> г. на оказание услуг по размещению ТКО (далее по тексту – Договор), по условиям которого Оператор обязуется принимать ТКО в объеме, указанном в приложении №<...> г. к договору, и осуществлять их размещение путем хранения на полигоне твердых бытовых отходов г. <...> г. в период с <...> г. (раздел I договора).
Исходя из смысла положений, закрепленных в статье 1, частях 1, 5 и 9 статьи 23 Федерального закона №89-ФЗ и абз. 2 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов вносится лицами, осуществляющими, в том числе, деятельность по захоронению твердых коммунальных отходов. Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются в расчетах тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном Основами ценообразования.
Таким образом, федеральным законодательством внесение платы за НВОС обусловлено самим фактом осуществления деятельности по размещению ТКО (в части захоронения отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов).
Кроме того, как указано в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от <...> г. №<...> г., региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. При наличии у регионального оператора договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по захоронению ТКО, плата при размещении ТКО взимается с операторов, осуществляющих хранение и захоронение ТКО.
Следует учитывать и положения разделов IV и VI Методических указаний (пункты 83, 85, 32), из которых следует, что при формировании единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, который в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет, в том числе, захоронение твердых коммунальных отходов, неподконтрольные расходы регионального оператора включают в себя и расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов. В противном случае, при формировании необходимой валовой выручки для расчета тарифов методом индексации лицу, осуществляющему захоронение ТКО, в составе его неподконтрольных расходов будет учтена плата за НВОС. В последующем тариф оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установленный органом регулирования тарифов на соответствующий год, будет учтен в составе единого тарифа регионального оператора по формуле, приведенной в абз. 1 пункта 85 Методических указаний.
Поскольку по условиям Договора от <...> г. №<...> г. ООО «<...> г.» обязалось осуществлять сбор и размещение путем хранения ТКО на объекте размещения отходов, находящимся в пользовании оператора, то именно ООО «<...> г.» в данном случае является плательщиком платы за НВОС.
Указание в Соглашении между Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и ООО «Региональный оператор Севера» на обязанность последнего вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО (пункт 2.1.24) предполагает возложение на Общество данной обязанности при непосредственном осуществлении деятельности по размещению ТКО, при этом, при неосуществлении деятельности по размещению ТКО, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду у Общества отсутствует.
С учетом изложенного, прихожу к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, подлежат отмене, а производство по данному делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера», удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Пименова А.Л. от <...> г. №<...> г., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО «Региональный оператор Севера», прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Романюк Л.И.