Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1738/2015 ~ М-742/2015 от 23.01.2015

Дело № 2-1738/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2015 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд города Ставрополя Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Бреславцевой И.А.,

с участием:

представителя истца помощника прокурора Промышленного района г. Ставрополя Загудаевой М.В.,

представителя ответчика ОАО «Теплосеть» – Лычагиной Т.Н. по доверенности,

представителя ответчика ОАО «Теплосеть» – Авдеева В.Н. по доверенности,

представителя третьего лица КУМИ г. Ставрополя – Воропаевой Л.С. по доверенности,

при секретаре Арутюнян В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Промышленного района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Теплосеть» о признании незаконным бездействие по несозданию топливно-резервного хозяйства и необходимого запаса резервного топлива,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Промышленного района г. Ставрополя обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением, впоследствии уточненным, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Теплосеть» о признании незаконным бездействие по несозданию топливно-резервного хозяйства и необходимого запаса резервного топлива.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере по факту отключения электроэнергии и теплоснабжения жителям Промышленного района г. Ставрополя.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований вышеуказанного законодательства должностными лицами ОАО «Теплосеть», выразившиеся в отсутствии обеспечения необходимым запасом резервного топлива котельной по пр. Кулакова, 20-б в г. Ставрополе.

Установлено, что 28 октября 2014 в 15 часов 43 минуты на подстанции 110 кВ «Северная» по адресу: г. Ставрополь, ул. 3-я Промышленная, 16а, находящейся в зоне обслуживания филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставрополь-энерго» Западные электрические сети, произошло прекращение электроснабжения северо-западного района г. Ставрополя. Общая отключенная мощность составила 33 МВт.

В результате пожара произошло отключение электроснабжения на станции, без электроэнергии остались 14 436 абонентов, 188 электроподстанций, 9 насосных станций для подкачки воды, 6 общеобразовательных учреждений, 7 дошкольных образовательных учреждений, филиал ГУЗ Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы, 3 поликлиники, химически опасный объект ООО «Минерал», 6 пожароопасных объектов (АЗС).

Без электроэнергии остались котельные - 2-я Промышленная, 86, пр. Кулакова, 20, Октябрьская, 184, 182, 159, 66, Попова, 16, в связи с чем отключено теплоснабжение около 330 объектов.

По состоянию на 23 часа 00 минут 28 октября 2014 года в ходе восстановительных работ остались без теплоснабжения объекты, подключенные к котельной по ул. Кулакова, 20-б, из них жилых домов 51, детских садов 2, школа милиции, 4 административных здания и прочие объекты - всего 64 объекта.

По состоянию на 15 часов 00 минут 29.10.2014 теплоноситель подается на вышеуказанные объекты по временной схеме (подключено к котельной по ул. 2-й Промышленной, 86), Потребители первой категории — больница № 3 теплоснабжение восстановлено от резервной котельной, теплоснабжение онкологической больницы запущено от котельной по ул. Октябрьской, 184, подключенной от передвижной электростанции.

Вместе с тем, без теплоснабжения остались следующие объекты: пр. Кулакова, 47/4, 47/5, 47/6, 49/5, ул. Макарова, 10/1, 12/3, 18/1, ул. Буйнакского, 3, пр. Кулакова, 43.

ОАО «Теплосеть» не обеспечено наличие и готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе в котельной по пр. Кулакова, 20-б.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ, те­плоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 утверждены Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, которые обязательны для юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа.

На основании пункта 27 Правил для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива, обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом.

Подпункт «д» пункта 49 Правил предусматривает, что в целях эффективного и рационального использования газом организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе. В силу пункта 50 Правил обязанности по обеспечению их соблюдения возлагаются на руководителей организаций.

Резервное (аварийное) топливо - топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа (мазут, уголь).

Резервное топливное хозяйство - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного (аварийного) топлива.

В соответствии с п. 19 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. № 162 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.12.2005 № 738), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контрак­та на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения; указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральное производственно-диспетчерское управление Российского акционерного общества «Газпром». Такие указания являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа.

Согласно п. I Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 16.12.2002 г. № 448, обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются «Графиком перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях» (График № 1) и «Графиком ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отклю­чения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии» (График № 2). Графики разрабатываются региональными газовыми компаниями, газотранспортными организациями, газораспределительными организациями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздельно на первый и четвертый кварталы.

Согласно п. I Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 16.12.2002 г. № 448, обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям и населению в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива. Объемы высвобождаемых ресурсов газа для этих целей определяются «Графиком перевода организаций на резервные виды топлива при похолоданиях» (График № 1) и «Графиком ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии» (График № 2). Графики разрабатываются региональными газовыми компаниями, газотранспортными организациями, газораспределительными организациями, согласовываются органами государственного энергетического надзора и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздельно на первый и четвертый кварталы.

В соответствии с п.4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного в соответствии с нормативами. Таким образом, эксплуатация котельной при отсутствии резервного топливного хозяйства и резервного топлива является нарушением требований вышеуказанных нормативных актов.

Согласно положениям п. п. 1, 39 Инструкции об организации работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных в Минэнерго России, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 4 сентября 2008 года № 66 (далее инструкция) норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее НЭЗТ). ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива, необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве явного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток.

Согласно требований п. 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации Жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 г., готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не нее среднемесячного расхода.

В случае аварий на газотранспортных и определительных системах, а также в периоды похолодания в зимнее время, отсутствие топлива и резервного топливного хозяйства может привести к выходу из строя объектов жизнеобеспечения и возникновению чрезвычайной ситуации в г. Ставрополе.

Так, к сетям указанных котельных подключены жилые дома и социально значимые объекты.

Отсутствие резервного (аварийного) топлива является недопустимым и в случае приостановки подачи газа отдельным потребителям неминуемо создаст угрозу жизни и здоровью граждан, повлечет техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды и нанесение существенного ущерба экономике города. Данные последствия повлекут за собой нарушение прав и законных интересов значительного числа граждан.

В соответствии с п.4.1.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоус­тановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного в соответствии с нормативами.

Таким образом, эксплуатация котельной при отсутствии резервного топливного хозяйства и резервного топлива является нарушением требований вышеуказанных нормативных актов.

В случае аварий на газотранспортных и определительных системах, а также в периоды похолодания в зимнее время, отсутствие топлива и резервного топливного хозяйства может привести к выходу из строя объектов жизнеобеспечения и возникновению чрезвычайной ситуации в г. Ставрополе.

Так, к сетям указанной котельной подключены жилые дома и социально значимые объекты.

Отсутствие резервного (аварийного) топлива является недопустимым и в случае приостановки подачи газа отдельным потребителям неминуемо создаст угрозу жизни и здоровью граждан, повлечет техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды и нанесение существенного ущерба экономике города. Данные последствия повлекут за собой нарушение прав и законных интересов значительного числа граждан.

Установлено, что в качестве резервного топлива данной котельной является топочный мазут.

Однако, в котельной по пр. Кулакова, 20-б в г. Ставрополе отсутствует резервно-топливное хозяйство, а также не обеспечено наличие резервного топлива для котельной.

В целях недопущения вышеуказанных последствий, прокурор вынужден обратиться с иском в суд для защиты прав и законных интересов неопределённого круга лиц, что не противоречит требованиям ст. 45 ГПК РФ, поскольку, направляя в суд заявление в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов граждан - неопределённого круга лиц, а также муниципального образования прокурор действует в рамках полномочий, представленных законом, для предупреждения нарушения прав неопределенного круга лиц.

Просит суд признать незаконным бездействие ОАО «Теплосеть» по несозданию топливно-резервного хозяйства и необходимого запаса резервного топлива для котельной по пр. Кулакова, 20-б в г. Ставрополе.

Также просит суд обязать ОАО «Теплосеть» создать топливно-резервное хозяйство и необходимый запас резервного топлива для котельной по пр. Кулакова, 20-б в г. Ставрополе.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Промышленного района г. Ставрополя Загудаева М.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Теплосеть» - Лычагина Т.Н. по доверенности возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, считая их незаконными и необоснованными, поддержала письменный отзыв на исковое заявлении, согласно которому ОАО «Теплосеть» не является собственником имущества и котельную по пр. Кулакова, 20-б арендует у муниципального образования <адрес>, согласно договору аренды имущества от дата года.

Договором аренды собственник не обязывал ОАО «Теплосеть» создавать ТРХ и вопросы финансирования на его создание в договоре не определены.

Принятой схемой теплоснабжения ТРХ для данной котельной не предусмотрено.

Для котельной по ул. Кулакова,20-б, топливным режимом наличие топливно-резервного хозяйства не предусмотрено, что подтверждается копией письма «О топливном режиме» Министерства экономики Российской Федерации от 22.12.1997 года № НШ-1104/14-478 и заданием на проектирование от дата. Котельная по пр. Кулакова, 20-б построена в 1998 году по вышеназванному заданию.

Заказчиком строительства котельной является УКС Правительства Ставропольского края. Топливным режимом, установленным Министерством экономики на данной котельной предусмотрено использование природного газа без топливно-резервного хозяйства.

Таким образом, на основании выданного топливного режима АООТ «Агропромпроект» выполнил проект, а по заказу УКС Правительства Ставропольского края была построена котельная, которую впоследствии Комитет по управлению госимущества Правительства Ставропольского края передал в муниципальную собственность города Ставрополя, а город передал в аренду ОАО «Теплосеть».

В соответствии со ст.56-57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Утверждение прокурора о бездействии ОАО «Теплосеть» по повышению надежности теплоснабжения Северо-Западного района за счет создания ТРХ является необоснованным. Данная задача ОАО «Теплосеть решается следующим образом.

ОАО «Теплосеть» за счет собственных средств приобретена передвижная блочная жидкотопливная котельная. Кроме того, ОАО «Теплосеть» дополнительно заключен договор с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на аренду мобильной котельной типа ПОКаЧС-2 № 28/03-11-13для обеспечения потребителей города Ставрополя тепловой энергией в период отсутствия или введения ограничения газа.

В 2016 году запланировано приобретение еще одной передвижной блочной жидкотопливной котельной.

Кроме того, задача повышения надежности теплоснабжения потребителей решается за счет наличия резервирующих перемычек между системами теплоснабжения котельных по ул.2-яПромышленная 86 и Кулакова, 20-б.

Утверждение прокурора о том, что в качестве резервного топлива данной котельной является топочный мазут, считает не обоснованным. Котельная спроектирована и построена в соответствии с действующими на тот момент нормативными документами. Согласно которым топливный режим для проектируемой котельной устанавливался Министерством экономики РФ. Как было сказано выше в топливном режиме для данной котельной резервное топливо - мазут, отсутствует, единственное топливо - газ природный.

Просит суд в иске прокурора о признании незаконным бездействие ОАО «Теплосеть» по несозданию топливно-резервного хозяйства и необходимого запаса резервного топлива для котельной по пр. Кулакова, 20-б в г. Ставрополе и об обязании создать топливно-резервное хозяйство и необходимый запас резервного топлива отказать.

В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Теплосеть» - Авдеев В.Н. по доверенности возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, считая их незаконными и необоснованными, поддержал письменные пояснения, согласно которым на основании действующих нормативных актов в период строительства данной котельной: Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ № 333, Министерства энергетики РФ № 358, ОАО «Газпром» № 101 « Об утверждении порядка оформления решений об установлении видов топлива...» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29. 10.1992 года, был утвержден порядок оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок.

В соответствии с данным порядком для котельной по ул. Кулакова,20б, топливным режимом дата основным видом топлива был определен природный газ.

Согласно п. 4.1 СНиП П-35-76 «Котельные установки» виды топлива основного резервного и аварийного, а так же необходимость резервного или аварийного вида топлива для котельных устанавливается с учетом категории котельной, исходя из местных условий эксплуатации, по согласованию с топливоснабжающими организациями.

Основным и единственным видом топлива топливным режимом для котельной по пр. Кулакова,20-б установлен природный газ. Заданием на проектирование котельной резервное топливо не предусмотрено (п. 15 задание на проектирование), в связи со следующими обстоятельствами:

- данная котельная не относится к котельным первой категории надежности. Согласно СНиП II -35-76 «Котельные установки» (пункт 1.12) к первой категории по надежности отпуска тепла потребителям относятся котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории;

- к котельной не подключены потребители первой категории. Согласно СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети»:

·                    первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494. Например, больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.

·                    Вторая категория - потребители, допускающие снижение температуры в отапливаемых помещениях на период ликвидации аварии, но не более 54 ч:

- жилые и общественные здания до 12 °С;

- промышленные здания до 8 °С.

Подтверждением того, что данная котельная не относится к первой категории, является:

- котельная не является единственным источником теплоснабжения для потребителей. Авария на подстанции «Северная» показала, что в течение 24 часов все потребители с ко­тельной по пр.Кулакова,20-б, были переключены на другие источники;

- к котельной подключены только потребители второй категории (выписка из Схемы теплоснабжения, постановление администрации города Ставрополя от дата ).

П. 3.5 Договора поставки газа от дата года, заключенного между ОАО «Теплосеть» и ООО «Газпром межрегион Ставрополь», сторонами определено: «если использование альтернативных видов топлива предусмотрено топливным режимом, то Покупатель (ОАО «Теплосеть») обязуется обеспечить наличие и готовность к работе РТХ...». Топливным режимом резервного вида топлива для данной котельной не предусмотрено.

Согласно п.п. «ж» пункта 14 Правил пользования газом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 317 в редакции Постановления Правительства РФ от 08.08.2013 года «сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для источников тепла должно быть предусмотрено в проекте газоснабжения». Проектом устройство резервного топливного хозяйства не предусмотрено, в связи с чем считает, что и современные требования по устройству РТХ не могут быть применены к данной котельной и резервное топливное хозяйство может быть создано только при реконструкции данной котельной.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органа местного самоуправления относится «организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Для выполнения своих полномочий орган местного самоуправления утвердил Схему теплоснабжения на период 2014- 2029 гг. Реконструкция котельной по Кулакова, 20-б Схемой теплоснабжения не предусмотрена.

Только после включения реконструкции котельной по пр. Кулакова 20-б в Схему теплоснабжения, ОАО «Теплосеть» будет иметь возможность включить данное мероприятие в свою инвестиционную программу и обосновать в тарифе на тепловую энергию средства в виде инвестиционной составляющей.

Внесение изменений в Схему теплоснабжения и Инвестиционную программу могут быть осуществлены только при обосновании технической необходимости и экономической целесообразности проведения данных мероприятии и пройти публичные слушания. Сегодня первоочередными мероприятиями на ближайшие три года являются недопущение аварийных ситуаций на существующих объектах теплоснабжения, имеющих повышенный износ либо дефицит мощности для существующих потребителей.

Требование прокурора создать резервное топливное хозяйство, где оно не предусмотрено, считает вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «Теплосеть».

Таким образом, отсутствие резервного топливного хозяйства и запаса резервного топлива на котельной по пр. Кулакова 20-б, не явилось причиной отсутствия теплоснабжения объектов, расположенных в Северо-Западном районе города Ставрополя во время произошедшей аварии на подстанции «Северная».

В результате пожара на подстанции «Северная» было аварийно прекращено электроснабжение Северо-Западного района города, в том числе котельной по пр. Кулакова, 20-б в 15 часов 43 минуты 28 октября 2014 года.

В 12 часов 30 минут 29 октября 2014 года ОАО «Теплосеть» был подан теплоноситель на все объекты города, однако его не смогли принять из-за отсутствия электроснабжения в жилых домах, а не из-за отсутствия РТХ и запаса резервного топлива на данной котельной.

Исковые требования прокурора основаны на произошедшей аварии на подстанции «Северная», к которой ОАО «Теплосеть» не имеет никакого отношения.

ОАО «Теплосеть» понимает обеспокоенность прокуратуры в связи с возможной техногенной катастрофой, но при этом считает, что авария, произошедшая на подстанции «Северная «не является основанием для удовлетворения требований прокурора по созданию РТХ на котельной по пр. Кулакова, 20-б.

Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации г. Ставрополя, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

В судебном заседании представитель третьего лица КУМИ г. Ставрополя – Воропаева Л.С. по доверенности считает исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере по факту отключения электроэнергии и теплоснабжения жителям Промышленного района г. Ставрополя.

Установлено, что 28 октября 2014 в 15 часов 43 минуты на подстанции 110 кВ «Северная» по адресу: г. Ставрополь, ул. 3-я Промышленная, 16а, находящейся в зоне обслуживания филиала ОАО «МРСК Северного Кавказа» - «Ставрополь-энерго» Западные электрические сети, произошло прекращение электроснабжения северо-западного района г. Ставрополя. Общая отключенная мощность составила 33 МВт.

В результате пожара произошло отключение электроснабжения на станции, без электроэнергии остались 14 436 абонентов, 188 электроподстанций, 9 насосных станций для подкачки воды, 6 общеобразовательных учреждений, 7 дошкольных образовательных учреждений, филиал ГУЗ Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы, 3 поликлиники, химически опасный объект ООО «Минерал», 6 пожароопасных объектов (АЗС).

Без электроэнергии остались котельные - 2-я Промышленная, 86, пр. Кулакова, 20, Октябрьская, 184, 182, 159, 66, Попова, 16, в связи с чем отключено теплоснабжение около 330 объектов.

По состоянию на 23 часа 00 минут 28 октября 2014 года в ходе восстановительных работ остались без теплоснабжения объекты, подключенные к котельной по ул. Кулакова, 20-б, из них жилых домов 51, детских садов 2, школа милиции, 4 административных здания и прочие объекты - всего 64 объекта.

По состоянию на 15 часов 00 минут 29.10.2014 теплоноситель подается на вышеуказанные объекты по временной схеме (подключено к котельной по ул. 2-й Промышленной, 86), Потребители первой категории — больница № 3 теплоснабжение восстановлено от резервной котельной, теплоснабжение онкологической больницы запущено от котельной по ул. Октябрьской, 184, подключенной от передвижной электростанции.

Вместе с тем, без теплоснабжения остались следующие объекты: пр. Кулакова, 47/4, 47/5, 47/6, 49/5, ул. Макарова, 10/1, 12/3, 18/1, ул. Буйнакского, 3, пр. Кулакова, 43.

В судебном заседании установлено, что ответчик ОАО «Теплосеть» не является собственником котельной по пр. Кулакова, 20-б, в г. Ставрополе, а арендует данное имущество у муниципального образования города Ставрополя, что подтверждается договором аренды имущества от дата года.

Договором аренды собственник не обязывал ОАО «Теплосеть» создавать ТРХ и вопросы финансирования на его создание в договоре не определены. Принятой схемой теплоснабжения ТРХ для данной котельной не предусмотрено.

Для котельной по ул. Кулакова, 20-б, наличие топливно-резервного хозяйства не предусмотрено, что подтверждается копией письма «О топливном режиме» Министерства экономики Российской Федерации от 22.12.1997 года № НШ-1104/14-478 и заданием на проектирование от дата.

Котельная по пр. Кулакова, 20-б построена в 1998 году по вышеназванному заданию. Заказчиком строительства котельной является УКС Правительства Ставропольского края. Топливным режимом, установленным Министерством экономики, на данной котельной предусмотрено использование природного газа без топливно-резервного хозяйства.

Таким образом, на основании выданного топливного режима АООТ «Агропромпроект» выполнил проект, а по заказу УКС Правительства Ставропольского края была построена котельная, которую впоследствии Комитет по управлению госимущества Правительства Ставропольского края передал в муниципальную собственность города Ставрополя, а город передал в аренду ОАО «Теплосеть».

На основании действующих нормативных актов в период строительства котельной по пр. Кулакова, 20-б, в г. Ставрополе: Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ № 333, Министерства энергетики РФ № 358, ОАО «Газпром» № 101 « Об утверждении порядка оформления решений об установлении видов топлива...» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29. 10.1992 года, был утвержден порядок оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок.

В соответствии с данным порядком для котельной по ул. Кулакова,20-б, топливным режимом дата основным видом топлива был определен природный газ.

В связи с этим суд считает необоснованным довод представителя истца о том, что в качестве резервного топлива котельной по пр. Кулакова, 20-б, в г. Ставрополе, является топочный мазут, поскольку котельная спроектирована и построена в соответствии с действующими на тот момент нормативными документами, согласно которым топливный режим для проектируемой котельной устанавливался Министерством экономики РФ. В топливном режиме для данной котельной такое резервное топливо, как мазут, отсутствует, а единственное топливо – это газ природный.

Согласно п. 4.1 СНиП П-35-76 «Котельные установки» виды топлива основного резервного и аварийного, а так же необходимость резервного или аварийного вида топлива для котельных устанавливается с учетом категории котельной, исходя из местных условий эксплуатации, по согласованию с топливоснабжающими организациями.

Из материалов дела следует, что заданием на проектирование котельной резервное топливо не предусмотрено (п. 15 задание на проектирование), в связи со следующими обстоятельствами:

- данная котельная не относится к котельным первой категории надежности. Согласно СНиП II -35-76 «Котельные установки» (пункт 1.12) к первой категории по надежности отпуска тепла потребителям относятся котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории;

- к котельной не подключены потребители первой категории.

Согласно СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» первая категория - потребители, не допускающие перерывов в подаче расчетного количества теплоты и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494. Например, больницы, родильные дома, детские дошкольные учреждения с круглосуточным пребыванием детей, картинные галереи, химические и специальные производства, шахты и т.п.

Подтверждением того, что котельная по пр. Кулакова, 20-б, в г. Ставрополе, не относится к первой категории, является:

- котельная не является единственным источником теплоснабжения для потребителей. Авария на подстанции «Северная» показала, что в течение 24 часов все потребители с котельной по пр.Кулакова,20-б, были переключены на другие источники;

- к котельной подключены только потребители второй категории (выписка из Схемы теплоснабжения, постановление администрации города Ставрополя от дата ).

П. 3.5 Договора поставки газа от дата года, заключенного между ОАО «Теплосеть» и ООО «Газпром межрегион Ставрополь», сторонами определено: «если использование альтернативных видов топлива предусмотрено топливным режимом, то Покупатель (ОАО «Теплосеть») обязуется обеспечить наличие и готовность к работе РТХ...». Топливным режимом резервного вида топлива для данной котельной не предусмотрено.

Согласно пп. «ж» пункта 14 Правил пользования газом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 317 в редакции Постановления Правительства РФ от 08.08.2013 года «сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для источников тепла должно быть предусмотрено в проекте газоснабжения». Проектом устройство резервного топливного хозяйства не предусмотрено, в связи с чем суд считает, что и современные требования по устройству РТХ не могут быть применены к котельной пр. Кулакова, 20-б, в г. Ставрополе, и резервное топливное хозяйство может быть создано только при реконструкции данной котельной.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органа местного самоуправления относится «организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Для выполнения своих полномочий орган местного самоуправления утвердил Схему теплоснабжения на период 2014- 2029 гг. Реконструкция котельной по Кулакова, 20-б Схемой теплоснабжения не предусмотрена. Суд полагает, что только после включения реконструкции котельной по пр. Кулакова 20-б, в г. Ставрополе, в Схему теплоснабжения, ОАО «Теплосеть» будет иметь возможность включить данное мероприятие в свою инвестиционную программу и обосновать в тарифе на тепловую энергию средства в виде инвестиционной составляющей.

Суд считает, что заявленные исковые требования об обязании создания резервного топливного хозяйства, где оно не предусмотрено, является вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «Теплосеть» в обход действующих норм по организации обеспечения теплоснабжения потребителей.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в результате пожара на подстанции «Северная» (именно электростанции, а не теплостанции или иной котельной) было аварийно прекращено электроснабжение Северо-Западного района города, в том числе и котельной по пр. Кулакова, 20-б в 15 часов 43 минуты 28 октября 2014 года.

Из ст. 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии резервного топливного хозяйства и запаса резервного топлива на котельной по пр. Кулакова 20-б, в г. Ставрополе, не явилось причиной отсутствия теплоснабжения объектов, расположенных в Северо-Западном районе города Ставрополя во время произошедшей аварии на подстанции «Северная».

Кроме того ответчиком ОАО «Теплосеть» за счет собственных средств приобретена передвижная блочная жидкотопливная котельная, а также дополнительно заключен договор с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» на аренду мобильной котельной типа ПОКаЧС-2 № 28/03-11-13для обеспечения потребителей города Ставрополя тепловой энергией в период отсутствия или введения ограничения газа.

В 2016 году запланировано приобретение еще одной передвижной блочной жидкотопливной котельной.

Также задача повышения надежности теплоснабжения потребителей решается за счет наличия резервирующих перемычек между системами теплоснабжения котельных по ул.2-я Промышленная, 86 и пр. Кулакова, 20-б.

Так, суд считает обоснованной позицию ответчика о том, исковые требования прокурора основаны на произошедшей аварии на подстанции «Северная», к которой ОАО «Теплосеть» не имеет никакого отношения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика ОАО «Теплосеть» не выявлено нарушения прав и законных интересов неопределенного круга, выраженных в несоздании топливно-резервного хозяйства и необходимого запаса резервного топлива для котельной по пр. Кулакова, 20-б в г. Ставрополе.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности, необоснованности исковых требований и считает необходимым в их удовлетворении отказать в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Промышленного района г. Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Теплосеть» о признании незаконным бездействия ОАО «Теплосеть» по несозданию топливно-резервного хозяйства и необходимого запаса резервного топлива для котельной по пр. Кулакова, 20-б в г. Ставрополе и об о обязании ОАО «Теплосеть» создать топливно-резервное хозяйство и необходимый запас резервного топлива для котельной по пр. Кулакова, 20-б в г. Ставрополе – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента его вынесения.

Судья И.А. Бреславцева

2-1738/2015 ~ М-742/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Промышленного района
Ответчики
ОАО "Теплосеть"
Другие
КУМИ г. Ставрополя
Администрация г. Ставрополя
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Бреславцева И.А.
Дело на странице суда
promyshleny--stv.sudrf.ru
23.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2015Передача материалов судье
23.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.02.2015Предварительное судебное заседание
03.03.2015Предварительное судебное заседание
11.03.2015Судебное заседание
19.03.2015Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее