Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2016г. г.о.Самара
Кировский районный суд Самарской области г.о.Самара в составе:
Председательствующего Маликовой Т.А..,
При секретаре Старостиной О.С.
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-1747/2016г. по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара к административному ответчику Рябуха Е.С. о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пени,
У С Т А Н О В И Л:
ГУ УПФ РФ в Кировском и Промышленном районах обратилось в суд с административным иском к Рябуха Е.С., в котором указало, что Рябуха Е.С. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.., утратила статус в связи с принятием своего решения о прекращении деятельности с ДД.ММ.ГГГГ..
Административный ответчик не исполнил свои обязанности по уплате страховых взносов за расчетный период 2014г., в связи с чем, образовалась задолженность в Пенсионный фонд РФ по страховым взносам на страховую часть пенсии 65 540, 79руб.
Указанная задолженность подтверждается Расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-2), справкой о выявлении недоимки.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате страховых взносов, должнику на дату выставления требования начислены пени: пени по страховым взносам на страховую часть пенсии 12 425, 25руб., по страховым взносам на накопительную часть пенсии 1 575, 44руб., по страховым взносам в ФФОМС 1 118, 47руб.
Просит взыскать с Рябуха Е.С. в пользу УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара недоимку по страховым взносам и начисленных в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей пеней за расчетный период 2014г. на общую сумму 80 659, 95руб.
Представитель административного истца Головихин А.В. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Также дополнил, что ранее с административной ответчицы была взыскана недоимка по страховым взносам за 2013г. в сумме 41 783, 99руб., а также недоимка исходя из одного МРОТ за 2014г. Судебные приказы ответчицей не оспорены и не отменены. Соответственно, доводы Рябуха Е.С. о невозможности подачи заявления о прекращении деятельности не могут быть приняты во внимание. Более того, представленные административным ответчиком медицинские документы свидетельствуют о наличии заболеваний в 2015-2016г., т.е. после отчетного периода и не могут подтверждать состояние здоровья с 2010г. по 2014г. и являться доказательством невозможности закрытия ИП ранее 2014г. и предоставления налоговой отчетности за 2014г. Более того, состояние здоровья Рябуха Е.С. не освобождает ее от подачи налоговой отчетности, в т.ч. при помощи представителя по доверенности.
В судебное заседание административный ответчик Рябуха Е.С. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении административного иска отказать, т.к. фактическая деятельность ею была прекращена как ИП в 2010г., в связи с состоянием здоровья (резкое падение зрения), в связи с чем, она не могла обратиться в налоговую инспекцию.
Суд, заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.286 КАС РФ, Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.4-6 ст.289 КАС РФ, Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования», Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
На основании ст. 14 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования», Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч.11).
Минимальный размер оплаты труда с 1.01.2014г. составляет 5 554руб.
На основании ч.ч.1, 2, 6, 8 ст.16 указанного Федерального закона № 212-ФЗ, Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Согласно ч.2 ст.12 Указанного Федерального закона, Применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2012 года - 5,1 процента;
Судом установлено, что Рябуха Е.С. являлась индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ., прекратила деятельность в связи с принятием им соответствующего решения ДД.ММ.ГГГГ..
Из сообщения ИФНС России по Кировскому району г.Самара следует, что налоговая отчетность о величине дохода в 2014г. у Рябуха в 2014г. отсутствует.
Согласно Расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам, Справке о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд РФ от ДД.ММ.ГГГГ., в результате камеральной проверки по РСВ 077002 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у плательщика страховых взносов Рябуха Е.С. выявлена недоимка в размере на страховую часть трудовой пенсии 65 540, 79руб.
В соответствии со ст.19 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования», Заявление о взыскании недоимки может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (ч.5.5)
На основании ст.22 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования», Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.(ч.5)
Судом установлено, что административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ. направлялось требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 80 659, 95руб., из которых недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ 65 540, 79руб., пени в пенсионный фонд РФ 14 000, 69руб., в т.ч. по страховым взносам на страховую часть пенсии 12 425, 25руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии 1 575, 44руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1 118, 47руб., с предоставлением срока для оплаты недоимки и пени до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако до настоящего времени недоимка не погашена, расчеты задолженности не оспорены.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Доводы административной ответчицы о невозможности своевременного обращения в налоговый орган по вопросу закрытия ИП и подачи налоговой отчетности за 2014г. не могут являться основанием для освобождения ее от уплаты обязательных платежей.
Так, Рябуха Е.С. в обоснование доводов о невозможности обращения в ИФНС России по Кировскому району представлена справка о нахождении в ГБУЗ СО СГКБ № с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., индивидуальная программа реабилитации инвалида к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ., справка об инвалидности от 13.04.2015г. с датой очередного переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ. (<данные изъяты>).
Между тем, представленные документы не подтверждают невозможность предоставления Рябуха Е.С. налоговой отчетности за 2014г., в т.ч. с помощью представителя.
Более того, судом установлено, что ранее судебным приказом и.о.мирового судьи судебного участка № 17 Кировского судебного района г.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. с Рябуха Е.С. взыскана недоимка по страховым взносам и пени за расчетный период 2013г. в сумме 41 783, 99руб. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Рябуха Е.С. выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 14 746, 05руб. исходя из п.1 ч.1.1 ст.14 Закона РФ ; 1212-ФЗ исходя из одного МРОТ. Судебным приказом от ДД.ММ.ГГГГ. с Рябуха Е.,С. взыскана недоимка по страховым взносам за период 2014г. 14 746, 05руб. Указанные судебные приказы Рябуха Е.С. не оспорены, не отменены. Соответственно, Рябуха Е.С. не оспаривалась возможность своевременной регистрации прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности и подачи налоговой отчетности. В настоящее время, в связи с предоставлением ИФНС России по г.Самара сообщения в УПФ РФ (ГУ) о непредоставлении необходимой отчетности, пенсионным органом доначислена недоимка до 8 МРОТ (в размере 7 МРОТ )на основании ч.11 ст.14 ФЗ-212. При этом Законом N 212-ФЗ обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы в вышеуказанном размере, не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязанность по предоставлению деклараций в налоговый орган предусмотрена действующим законодательством
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара к административному ответчику Рябуха Е.С. о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пени удовлетворить.
Взыскать с Рябуха Е.С. в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о.Самара недоимку по страховым взносам и начисленных пени за расчетный период 2014г. в сумме 80 659, 95руб. (восемьдесят тысяч шестьсот пятьдесят девять рублей 95 копеек), из которых взносы в Пенсионный фонд РФ на страховую часть пенсии 65 540, 79 руб., пени по страховым взносам на страховую часть пенсии 12 425, 25руб., на накопительную часть пенсии 1 575, 44руб., по страховым взносам в ФФОМС 1 118, 47руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кировский районный суд г.Самара в течение месяца.
Председательствующий: Т.А.Маликова
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2016г.