Дело № 12-62/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление о назначении
административного наказания
28 октября 2021 года г. Медногорск
Медногорский городской суд Оренбургской области
в составе:
председательствующего судьи Удотова С.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудрявцевым Д.С.
с участием:
защитников юридического лица МУ «Администрация МО г.Медногорск» - начальника юр.отдела Синицина В.М., главного специалиста ТО и ЧС Суховеева В.В.,
должностного лица ОНД - старшего инспектора ОНД и ПР по Кувандыкскому ГО и г. Медногорску <данные изъяты>,
рассмотрев в открытом заседании жалобу администрации МО г.Медногорск на постановление № 113 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенное 09.09.2021 года начальником ОНД и ПР по Кувандыкскому ГО и г. Медногорску <данные изъяты> в отношении МУ «Администрация МО г.Медногорск», расположенной по адресу г.Медногорск, ул. Советская, д.37,
УСТАНОВИЛ:
постановлением № 113 начальника ОНД и ПР по Кувандыкскому ГО и г. Медногорску, главного государственного инспектора Кувандыкского ГО и г. Медногорска <данные изъяты> от 09.09.2021 г. администрация МО г.Медногорск привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, администрация МО г.Медногорск подала на него жалобу, в которой, выражая мнение о его незаконности и необоснованности, просит его отменить. В обоснование жалобы указала, что меры в области пожарной безопасности со стороны администрации были предприняты в полном объеме, а заключение экспертов, на котором основаны выводы госинспектора, вынесшего оспариваемое постановление, является недопустимым доказательством.
В судебном заседании защитники администрации Синицин В.М. и Суховеев В.В. жалобу поддержали по указанным в ней доводам и основаниям, просили постановление начальника ОНД отменить и производство по делу прекратить. Дополнительно просили признать недопустимым доказательством протокол осмотра места происшествия от **.**.****, так как он был составлен в отсутствие представителя администрации, без видеозаписи и без понятых. Также пояснили, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, равно как и времени рассмотрения дела администрация извещена не была.
В судебном заседании госинспектор ОНД и ПР Кувандыкского ГО и г. Медногорска <данные изъяты>, который участвовал в проверке по факту сообщения о пожаре, составлял протокол об административном правонарушении и поэтому был заслушан в качестве свидетеля, против удовлетворения жалобы возражал, полагая факт нарушения доказанным. По обстоятельствам дела пояснил, что на основании поступившего **.**.**** сообщения о пожаре на окраинах г.Медногорска он совместно с представителем экспертной организации ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Оренбургской области <данные изъяты> **.**.**** совершили совместный выезд на места возгорания с целью выяснения причин возгорания, а также проехали по окрестностям г.Медногорска. По результатам осмотра места происшествия и иных местностей ими был составлен протокол, в котором они отразили выявленные недостатки в работе администрации в области пожарной безопасности. Данную проверку они проводили в рамках УПК РФ, администрацию об осмотре не уведомляли, понятых при осмотре не было, для целей подтверждения фактов применяли фотоаппарат, видеозапись не производили. Заключение экспертизы ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Оренбургской области было основано на фактах, установленных протоколом осмотра от **.**.****, эксперт <данные изъяты> **.**.**** подписался об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, после чего приступил к участию в экспертизе и сделал выводы о том, что выявленные в ходе осмотра факты являются нарушениями пожарной безопасности населенного пункта, подробно указанные в ответе на вопрос *.
Выслушав госинспектора ОНД и ПР Кувандыкского ГО и г. Медногорска <данные изъяты>, защитников администрации МО г.Медногорск Синицина В.М. и Суховеева В.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ) граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Исходя из положений статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 02 июня 2020 г. № 470-пп «Об установлении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима» в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Оренбургской области установлен особый противопожарный режим.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Из представленных материалов следует, что **.**.**** в * час. в 37 ПСЧ 5-го ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Оренбургской области поступило сообщение о пожаре сухой растительности по адресу: .... В ходе проведенной проверки было установлено, что на окраине Медногорска горит сухая растительность на площади * Га.
Для выяснения причин возгорания **.**.**** госинспектор ОНД и ПР г.Медногорска <данные изъяты> совместно с представителем экспертной организации ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Оренбургской области <данные изъяты> осуществили выезд на место, в ходе которого составили протокол, в котором зафиксировали следующее:
На открытой гористой местности в районе северо-западной части гаражного массива в районе ... термические повреждения заканчиваются на расстоянии 5 м. от минерализованной полосы шириной 3 м и от жилых домов на расстоянии 10 м. Минерализованная полоса проходит вдоль .... Минерализованная полоса в районе ... с западной стороны, в районе гаражного массива по ..., с северной стороны ... отсутствует.
на открытом участке холмистой местности, расположенном в восточной окраине муниципального образования город Медногорск... в ходе объезда границы пожара на расстоянии от 100 до 200 метров до территорий домовладений и жилых подворий наблюдается опашка шириной 8 метров. В ходе осмотра установлено, что в некоторых местах фронт пожара примыкает к опашке с восточной стороны, перехода огня через опашку не наблюдается. В конце ... за оконечной опашкой наблюдается переход огня по травяной растительности в гору. На опашке наблюдаются следы растительности в виде зеленой травы. На территории пройденной огнем наблюдаются бытовые отходы в виде старой мебели, строительного мусора как с наличием термических повреждений, так и без таковых.
Из содержания указанного протокола также усматривается, что он составлен в порядке, предусмотренном ст. 164, 176-177 УПК РФ, в отсутствие понятых и представителей администрации, без видеозаписи, однако с применением фотофиксации фотоаппаратом.
Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании свидетель <данные изъяты>
На основании указанного протокола осмотра и постановления ст. дознавателя ОНД по г.Медногорску <данные изъяты> экспертами ФГБУ СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Оренбургской области в порядке ст.195-199 УПК РФ проведена пожарно-техническая экспертиза, в ответе на вопрос * эксперт <данные изъяты> указал, что на участке, пройденном огнем, имелись следующие нарушения, связанные с обеспечением первичных мер пожарной безопасности населенного пункта и повлекшие возникновение и развитие пожара:
в нарушение п.63 ППР в РФ [5] вокруг населенного пункта г.Медногорск отсутствуют противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров,
в нарушение п.61 Постановления Правительства Оренбургской области от 13.05.2021 №340-пп «Об установлении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима» не осуществлена уборка мусора с территории населенного пункта.
На основании данных, содержащихся в протоколе осмотра места происшествия от **.**.****, **.**.**** госинспектором ОНД <данные изъяты>, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лица, ответственного за пожарную безопасность на территории МО г.Медногорск и проведении административного расследования. Конкретное лицо, в отношении которого возбуждено данное дело в определении не указано, определение вручено администрации г.Медногорска **.**.****
**.**.**** госинспектор ОНД <данные изъяты> вынес определение о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении, в котором указал, что законному представителю администрации МО г.Медногорск необходимо явиться для составления протокола об административном правонарушении по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ **.**.**** к * час. По адресу ....
Сведений о направлении данного определения в администрацию МО г.Медногорск в представленном материале не имеется, <данные изъяты> в заседании пояснил, что данное определение он в администрацию не направлял, иным образом о составлении протокола также не уведомлял.
Составленный **.**.**** в отсутствие представителя администрации МО г.Медногорск протокол об административном правонарушении был вручен администрации в тот же день – **.**.**** В нем имелась запись о том, что рассмотрение дела назначено на * час. **.**.****
Поскольку **.**.**** в * представитель администрации в ОНД по адресу ... не явился, постановление о назначении наказания было вынесено главным госинспектором ОНД по Кувандыкскому округу и г.Медногорску также в отсутствие представителя администрации.
Указанным постановлением установлено, что в ходе проверки по сообщению о пожаре, поступившему **.**.**** были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима:
вокруг населенного пункта г.Медногорск отсутствуют противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров,
не осуществлена уборка мусора и сухой растительности с территории населенного пункта.
В обоснование данных своих выводов главный госинспектор сослался на протокол об административном правонарушении от **.**.**** и заключение эксперта * от **.**.****
Проверяя доводы защитников о недопустимости доказательств по делу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В основе установления фактов отсутствия противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров в округе Медногорска и наличия мусора и сухой растительности на территории Медногорска находится протокол осмотра от **.**.****, составленный госинспектором <данные изъяты> и экспертом <данные изъяты>
При этом данными должностными лицами не были соблюдены требования ч.2 ст. 27.8 КоАП РФ, согласно которым осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий осуществляется в присутствии представителя юридического лица или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Таким образом, поскольку данный протокол был составлен с нарушением требований ч.2 ст. 27.8 КоАП РФ, он в силу ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ является недопустимым доказательством и подлежит из числа доказательств по делу.
Заключение эксперта от **.**.**** основано на фактах, установленных в недопустимом протоколе осмотра территорий и в части ответа на вопрос * не имеет значения исследований, а носит характер правового анализа выявленных фактов.
Кроме того, пункт 4 ст. 26.4 КоАП РФ обязывает судью, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, до направления определения для исполнения ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Проверка этих требований закона при составлении протокола об административном правонарушении, равно как и при вынесении постановления о назначении наказания госинспекторами ОНД не проводилась, в материалах данные об их соблюдении отсутствуют.
В связи с тем, что положения ч.4 ст. 26.4 КоАП РФ при ее назначении и проведении выполнены не были, заключение эксперта от **.**.**** также является недопустимым доказательством.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола об административном правонарушении, обеспечивающие соблюдение гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к ответственности.
В частях 4, 4.1 данной статьи предусмотрено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из смысла ч. 4.1 ст. 28.2 и ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ, административный орган вправе составить протокол об административном правонарушении, а также вынести постановление по делу об административном правонарушении только при условии извещения в установленном порядке лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Системный анализ положений ст. 25.1 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении, а также административный орган при рассмотрении дела обязаны известить (уведомить) лицо, в отношении которого ставится вопрос о привлечении к административной ответственности, о факте, времени и месте составления протокола об административном правонарушении либо о времени и месте рассмотрения дела в целях обеспечения ему возможности реализовать свои права и иные гарантии, предусмотренные статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ. При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
По настоящему делу данные требования закона соблюдены не были.
Из представленных в суд материалов дела об административном правонарушении усматривается, что протокол об административном правонарушении был составлен **.**.**** Данных о том, что администрация МО г.Медногорск либо ее законный представитель были извещены о необходимости явиться в ОНД по г.Медногорску к * час. **.**.**** для участия в составлении данного протокола, равно как и сведений о разъяснений полномочному представителю администрации права на защиту и иных процессуальных прав, в деле не содержится.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что госинспектором <данные изъяты> при составлении протокола об административным правонарушении были допущены нарушения процедуры привлечения администрации МО г.Медногорск к административной ответственности, что в свою очередь также влечет признание данного протокола недопустимым доказательством.
Следовательно, каждое из трех доказательств, на которых главный госинспектор ОНД признал администрацию виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, подлежит исключению как недопустимое, что влечет вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о назначении административного наказания.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусматривают отмену постановления по делу об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, учитывая, что обстоятельства нарушения администрацией МО ... требований пожарной безопасности, надлежащими доказательствами не подтверждены, суд находит постановление по делу об административном правонарушении подлежащим отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ № 113 ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░. 20.4 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ 09.09.2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░