Дело № 2-1355/29-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ03 февраля 2015 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Равпук А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмакова О. С. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Шмаков О.С. обратился в суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что он относится к лицам <данные изъяты>, из <данные изъяты> выпущен в ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку не имел возможности вселиться в жилье, которое было за ним закреплено, неоднократно обращался к ответчику, в том числе по вопросу установления факта невозможности проживания в закрепленном жилье. Решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал ответчика включить истца в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Только ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Петрозаводского городского округа было принято решение о включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Полагает, что в случае своевременного выполнения ответчиком своих обязанностей, в настоящее время был бы жильем обеспечен. При отсутствии достаточного финансирования, реализация жилищных прав истца затягивается. С учетом изложенного, просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Республики Карелия.
В судебном заседании истец требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Карпова Ж.В., действующая по доверенности, исковые требования не признала, указав, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, Администрация предоставляет жилье с учетом выделяемых денежных средств и в порядке, установленном Списком, сформированным в Министерстве образования Республики Карелия.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Министерство образования Республики Карелия позицию изложило в письменном отзыве.
Заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пунктам «ж, к» ч. 1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что истец Шмаков О.С. относится к лицам из числа оставшихся без попечения родителей, на него распространяются положения ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с п.п. 1, 9 ст.8 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Также к спорным правоотношениям применимы положения ФЗ от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
По данным Министерства образования РК истец включен в список <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Петрозаводскому городскому округу.
В связи с тем, что ответчиком не исполнялись возложенные на него обязанности, в том числе, по установлению факта невозможности проживания в закрепленном жилье, только ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией Петрозаводского городского округа было принято решение о включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Данное обстоятельство подтверждается решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд возлагает на Администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить вне очереди Шмакову О.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа.
Доводы ответчика о том, что Администрация Петрозаводского городского округа не является надлежащим ответчиком по делу, не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии со ст.4 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, том числе, по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях, установленными настоящим Законом, за исключением части 6 статьи 3; по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона.
Следовательно, государственные полномочия Республике Карелия по предоставлению жилых помещений лицам из категории, к которой также относится и истец, были переданы в установленном порядке органам местного самоуправления.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями <данные изъяты>, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд учитывает, что отмена ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ сама по себе не указывает на отсутствие внеочередного предоставления жилья для сирот.
Действующее законодательство связывает право на получение специализированного жилого помещения с такими обстоятельствами, как достижение 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Без судебного принуждения реализация жилищных прав истца может быть отложена на неопределенное время.
По изложенным основаниям, судом не принимаются возражения ответчика в части того, что предоставление жилья вне очереди истцу по отношению к другим лицам той же категории нарушит их права на жилище, которые возникли у них раньше, чем у истца.
В силу ст. 98 ГПК РФ за счет ответчика истцу суд возмещает расходы по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Шмакова О.С. удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить вне очереди Шмакову О. С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Шмакова О. С. расходы по государственной пошлине <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н.Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 06.02.2015