УИД 28RS0009-01-2020-000893-90
Дело №2-462/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2020 года с.Ивановка
Ивановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Конфедератовой В.Г.
при секретаре Мартель О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что согласно материалам исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа – Исполнительный лист ФС №025045487, выданного Ивановским районным судом по делу №2-199/2020, в отношении администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района возбуждено исполнительное производство, предмет исполнения: обязать администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области включить ФИО1 в Списки на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) на земельном участке, на территории которого расположено домовладение – <адрес>, в <адрес>. 16.10.2020 начальником отдела ОСП по Ивановскому району вынесено Постановление №28009/20/819173 о взыскании исполнительского сбора с администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района в размере 50000 рублей. Однако, фактические основания для взыскания исполнительского сбора с должника - администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района отсутствуют в виду следующего. В рамках исполнения решения Ивановского районного суда от 24.07.2020 администрацией Среднебельского сельсовета направлен запрос 07.10.2020 в адрес ФИО1 о предоставлении документов. 23.10.2020 главой администрации Среднебельского сельсовета утвержден Список граждан, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории с.Среднебелая Ивановского района Амурской области в июле 2019 года, в который включена ФИО1 на получение ЕМП, в размере 10000 рублей. В адрес Министерства финансов Амурской области, Министерства сельского хозяйства Амурской области, Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, согласно письма 23.10.2020 направлен Список граждан на выплату ЕМП в связи с утратой урожая, с приложением копии решения Ивановского районного суда от 24.07.2020, для выплаты ФИО1 ЕМП в размере 10000 рублей. Наложенный постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительский сбор в размере 50000 рублей является значительной суммой для муниципального образования Среднебельского сельсовета. Бюджет Среднебельского сельсовета является дефицитным. Администрацией Среднебельского сельсовета были приняты все меры для исполнения решения суда, вина как должника в исполнительном производстве отсутствует. При таких обстоятельствах, взыскание с администрации исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, нельзя признать обоснованным. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст.112, 128 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "Об исполнительном производстве", просит суд освободить администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава – исполнителя ОСП по Ивановскому району, утвержденного 16.10.2020 №28009/20/819173.
Дело рассмотрено судом в силу ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: представителей истца администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района, третьих лиц судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району Табуновой О.А. и Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, просивших о рассмотрении дела в своё отсутствие и отсутствие представителей, а также ответчика ОСП по Ивановскому району УФССП Амурской области, третьих лиц ФИО1, ФИО7, администрации Ивановского района Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства сельского хозяйства Амурской области, причин неявки суду не сообщивших, о рассмотрении дела в свое отсутствие и отсутствие представителей не просивших.
Ответчик ОСП по Ивановскому району УФССП Амурской области и третье лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по Ивановскому району Табунова О.А. своей позиции относительно заявленного искового требования суду не представили.
Третьи лица ФИО1, ФИО7, администрация Ивановского района Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство сельского хозяйства Амурской области письменных отзывов относительно заявленных требований суду не предоставили.
В представленном суду третьим лицом Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области письменном отзыве от 24.11.2020 указывается, что во исполнении судебного решения администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района ФИО1 включена в список на получение ЕМП 23.10.2020. Сопроводительное письмо от 06.11.2020 №1126 администрации Среднебельского сельсовета, список на получение ЕМП, утвержденный главой поселения, иные обосновывающие документы поступили в министерство 23.11.2020. Представителем министерства в рабочем порядке даны замечания по существу представленных документов. Особое внимание было обращено на то обстоятельство, что поскольку режим чрезвычайной ситуации на территории Ивановского района в связи с возникновением в июле-августе на территории района опасных природных явлений (очень сильный дождь) в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 21.12.2019 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подлежал введению на территории сельских поселений главой Ивановского района, то списки на получение ЕМП подлежали утверждению главой Ивановского района. При этом, поступившие в министерство списки на получение ЕМП утверждены главой сельского поселения. Предоставленные в 2019 году из резервного фонда Правительства Амурской области на основании распоряжений Правительства Амурской области от 27.08.2019 №183-р, 05.09.2019 №214-р, от 06.09.2019 №227- р, от 11.09.2019 №241-р, 17.10.2019 №292-р, от 05.12.2019 №346-р субсидии на цели выплаты ЕМП гражданам, утратившим урожай сельскохозяйственных культур, были предоставлены бюджету Ивановского района на цели выплаты ЕМП пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации гражданам на основании представленных в министерство администрацией Ивановского района Списков на получение ЕМП, утвержденных главой Ивановского района. Согласно решению администрация Среднебельского сельсовета была обязана включить ФИО1 в проект Списка на получение ЕМП, но именно администрация Ивановского района обязана обеспечить совершение процедуры согласования и утверждения списка на получение ЕМП главой района и его последующего направления в министерство. В 2020 году выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, возникших в июле-августе 2020 года на территории Амурской области, право на получение которых признано вступившими в силу судебными решениями, осуществлялось также за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области на основании обращений глав муниципальных районов, городских округов, а также утвержденных главами муниципальных районов, городских округов списков на получение ЕМП. В связи с этим Министерство полагает, что ситуация, связанная с неисполнением администрацией Среднебельского сельсовета решения, исполнительного листа возникла не только по вине истца. Министерством отмечается, что в условиях сложной экономической ситуации, со снижением в связи с прохождением ограничительных мер, вызванных коронавирусной инфекций, денежных поступлений в бюджеты сельских поселений, оплата исполнительского сбора может усугубить и без того сложную ситуацию в бюджете Среднебельского сельсовета Ивановского района, что без сомнения скажется на осуществлении поселением вопросов местного значения. Сумма подлежащего уплате, исполнительского сбора в 5 раз превышает сумму ЕМП, подлежащую выплате ФИО1. Вместе с тем министерством учитывается, что оно не является стороной исполнительного производства, а следовательно, не располагает сведениями о полноте и своевременности совершения истцом исполнительных действий в рамках исполнительного производства. При этом в целях ускорения процедуры реализации права ФИО1 на получение ЕМП администрации Ивановского района необходимо: принять участие в формировании и утверждении списка на получение ЕМП; обратиться к губернатору Амурской области с обращением о представлении бюджету Ивановского района субсидии на цели финансирования непредвиденных расходов, связанных с устранением нарушений прав граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, установленных судебными решениями, для оказания единовременной материальной помощи гражданам в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации - подтопления, из расчета 10 тыс. руб. на один приусадебный участок, в сумме 10000 рублей согласно списка. На основании поручения губернатора Амурской области (первого заместителя председателя Правительства Амурской области) на основании обращения, списка на получение ЕМП в кратчайшие сроки будет обеспечено принятие распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств бюджету Ивановского района на цели выплаты ЕМП ФИО1. В связи с изложенным, просит рассмотреть дело в соответствии с требованиями действующего законодательства с учётом представленных сторонами доказательств.
Суд, исследовав доводы искового заявления, изучив материалы настоящего дела и гражданского дела №2-199/2020 (по иску прокурора Ивановского района, действующего в интересах ФИО1, к администрации Среднебельского сельсовета об установлении факта, имеющего юридическое значение, и признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации), материалы исполнительного производства №551910/20/28009-ИП, с учётом мнения третьего лица, приняв во внимание отсутствие возражений против иска со стороны ответчика, приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Федерального Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона "Об исполнительном производстве").
На основании со ст.16 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока (ч.1). Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца (ч.2). Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока (ч.3). Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (ч.6).
Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока (ч.3 ст.15 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Как следует из материалов дела, решением Ивановского районного суда Амурской области от 24 июля 2020 года по гражданскому делу №2-199/2020 (по иску прокурора Ивановского района, действующего в интересах ФИО1, к Администрации Среднебельского сельсовета об установлении факта, имеющего юридическое значение, и признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации), вступившим в законную силу 01.09.2020, судом были в полном объеме удовлетворены исковые требования прокурора Ивановского района, действующего в интересах ФИО1. Судом постановлено: установить факт того, что ФИО1 в настоящее время постоянно проживает по адресу: <адрес>, и жила в этом жилом помещении в период чрезвычайной ситуации – в июле-августе 2019 года. Признать ФИО1 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории муниципального образования Среднебельский сельсовет в июле 2019 года. Обязать Администрацию Среднебельского сельсовета включить ФИО1 в Списки на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая на земельном участке, на территории которого расположено домовладение – <адрес> <адрес>, в котором проживала ФИО1 – 10000 рублей.
Исполнительный лист по гражданскому делу №2-199/2020 (серия ФС №025045487) в отношении должника Администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области был выдан 10.09.2020, направлен в адрес прокурора Ивановского района 10.09.2020 сопроводительным письмом (исх.№1915).
Согласно материалам исполнительного производства №551910/20/28009-ИП, на основании исполнительного листа (серия ФС №025045487), предъявленного и.о.прокурора Ивановского района на принудительное исполнение 11.09.2020, постановлением от 15.09.2020 судебного пристава-исполнителя ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области Табуновой О.А. возбуждено исполнительное производство №551910/20/28009-ИП.
Из указанного постановления следует, что должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Требованием судебного пристава – исполнителя к исполнительному производству №551910/20/28009-ИП, должник администрация Среднебельского сельсовета уведомлялся о необходимости в срок по 30.09.2020 предоставить судебному приставу документы, подтверждающие исполнение решения суда от 01.09.2020 по делу №2-199/2020.
Как следует из объяснительной главы администрации Среднебельского сельсовета от 16.10.2020, решение Ивановского районного суда в отношении ФИО1 принято к работе, взыскателю неоднократно предлагалось предоставить необходимые документы для исполнения решения суда, однако документы так и не были предоставлены. Умысла на неисполнение решения суда администрация не имела.
Согласно представленного администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района копии обращения, направленного в адрес ФИО1 (<адрес>) от 07.10.2020 №1072-1, в рамках исполнения решения Ивановского районного суда от 24.07.2020 взыскателю предложено предоставить документы, необходимые для включения в список на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая на земельном участке.
16 октября 2020 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Ивановскому району УФССП России по Амурской области Родионовой В.А. вынесено постановление № о взыскании с должника администрации Среднебельского сельсовета <адрес> исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которое было получено главой администрации Среднебельского сельсовета Меньчаковым В.В. в этот же день – ДД.ММ.ГГГГ, о чём свидетельствует его собственноручная подпись, проставленная на самом постановлении от 16.10.2020.
Требованием заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ивановскому району от 16.10.2020 №28009/20/819174, с учётом изменений, внесенных постановлением от 19.10.2020, должнику – администрации Среднебельского сельсовета установлен новый срок для исполнения решения суда и предоставления доказательств его исполнения – до 27.10.2020 года.
Согласно представленных должником администрацией Среднебельского сельсовета судебному приставу – исполнителю документов, в сопроводительном письме от 19.11.2020 исх.№1146 указывалось о фактическом исполнении решения суда от 24.07.2020, касающегося включения ФИО1 в Список граждан, имеющих право на получение ЕМП в связи с утратой урожая. В качестве доказательств исполнения решения Ивановского районного суда от 24.07.2020 приложены: копия Списка граждан, имеющих право на оказание единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в июле 2019 года, в котором под номером 1 значится ФИО1; сопроводительное письмо от 23.10.2020 №1103 на отправку указанного Списка в адрес Министерства финансов, Министерства сельского хозяйства, Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности; заявление администрации Среднебельского сельсовета от 19.11.2020 №1147 о прекращении исполнительного производства по исполнительному листу ФС №025045487, в связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа, выданного на основании решения Ивановского районного суда от 24.07.2020.
Постановлением от 20.11.2020 №28009/20/835498 судебным приставом – исполнителем ОСП по Ивановскому району Табуновой О.А. исполнительное производство №551910/20/28009-ИП было окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объёме на основании ст.14, ст.6, п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Статьёй 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2).
Из содержания указанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Рассматривая причины неисполнения должником администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области исполнительного документа в установленный судебным приставом – исполнителем для добровольного исполнения срок, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных суду истцом документов следует, что со стороны администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района предпринимались действия направленные на исполнение исполнительного документа по возбужденному 15.09.2020 исполнительному производству №551910/20/28009-ИП.
Согласно представленной суду информации от 20.11.2020 №1158, после предоставления ФИО1 запрашиваемых документов (в рамках запроса от 07.10.2020 №1072-1, - паспорт, номер счета) администрацией Среднебельского сельсовета сформировано и повторно направлено сопроводительное письмо от 06.11.2020 №1126 в Министерство финансов Амурской области, Министерство сельского хозяйства Амурской области, Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с приложением документов: список граждан, имеющих право на получение ЕМП в связи с утратой урожая, копия решения Ивановского районного суда от 24.07.2020, копия паспорта ФИО1, копия банковского номера счёта ФИО1.
Таким образом, материалами дела подтверждается фактическое исполнение требований исполнительного документа – исполнительного листа ФС №025045487, выданного на основании решения Ивановского районного суда от 24.07.2020 об обязании администрации Среднебельского сельсовета включить ФИО1 в Списки на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая на земельном участке, на территории которого расположено домовладение – <адрес> <адрес>, в котором проживала ФИО1 – 10000 рублей.
В силу прямого предписания закона, вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст.401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Установленные судом в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства свидетельствуют о наличии объективных причин и отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Неисполнение администрацией Среднебельского сельсовета Ивановского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по включению ФИО1 в Списки на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая на земельном участке, нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ни в пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, ни в течение установленного в требовании судебного пристава – исполнителя срока - до 30.09.2020, реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств, в связи с чем, со стороны должника – администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Учитывая изложенное, суд находит подлежащим удовлетворению требование администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области об освобождении от обязанности уплатить исполнительский сбор в размере 50000 рублей, взысканный на основании постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области от 16.10.2020 №28009/20/819173 по исполнительному производству №551910/20/28009-ИП.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит, поскольку в силу положения пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление администрации Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области к Отделу судебных приставов по Ивановскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, – удовлетворить.
Освободить администрацию Среднебельского сельсовета Ивановского района Амурской области от обязанности уплатить исполнительский сбор в размере 50000 рублей, взысканный на основании постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ивановскому району УФССП по Амурской области от 16.10.2020 №28009/20/819173 по исполнительному производству №551910/20/28009-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Ивановского районного суда Конфедератова В.Г.