Дело № 2-93/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
село Ельники
Республика Мордовия 20 июня 2016 года
Ельниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Арсенкина Н.Р.,
с участием истца Замотаевой О.В.,
представителя ответчика - администрации Ельниковского района Республики Мордовия – Пономарева А.И., действующего на основании доверенности от 24.02.2016,
при секретаре Пьянзовой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Замотаевой О.В. к Администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на земельный пай в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Истец Замотаева О.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, обосновав свои требования следующим. На основании постановления Главы Администрации Ельниковского района от 04.07.1994 №284 ее бабушке – Т.Е.М.. был предоставлен в собственность земельный пай общей площадью 7 га в колхозе «Рассвет», о чем ей было выдано свидетельство на право собственности на землю. Т.Е.М.. умерла 07.05.1996, после ее смерти ее сын Т.В.Г.., который приходится истцу отцом, обратился в комитет по земельным ресурсам Ельниковского района, и в свидетельство на право собственности на землю были внесены изменения: фамилия, имя, отчество, дата рождения и паспортные данные Т.Е.М.. были зачеркнуты, и вписаны данные Т.В.Г.. как наследника первой очереди. Данный земельный пай в натуре не выделен и находится в составе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на территории СПК «Рассвет» с. Ельники, Ельниковского района Республики Мордовия. Т.В.Г.. умер 16.05.2015. После смерти отца она, как единственная наследница по завещанию, приняла оставшееся после него имущество. В состав наследства вошли: часть жилого дома общей площадью <данные изъяты>., земельный участок площадью <данные изъяты>., а также денежные вклады. Земельный пай площадью 7 га нотариус отказался включить в состав наследства, так как в свидетельстве на право собственности на земельный пай зачеркнуты данные о правообладателе, что вызывает сомнение в подлинности данного свидетельства как правоустанавливающего документа. Просит суд признать за ней – Замотаевой О.В. право собственности в порядке наследования на земельный пай общей площадью 7 га в составе земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, СПК «Рассвет».
Истец Замотаева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно суду пояснила, что ее бабушка – Т.Е.М.. всю жизнь работала в колхозе «Рассвет» (в последующем СПК «Рассвет) разнорабочей. В 1994 году ей, как и остальным членам колхоза, были предоставлены в собственность земельные доли (паи) в размере 7 га без выдела участков в натуре. Ее отец - Т.В.Г. в колхозе не работал и земельную долю не получал. В 1996 году Т.Е.М. умерла. На момент смерти она проживала с семьей своего сына – Т.В.Г.., который в качестве наследника первой очереди после смерти матери принял оставшееся наследственное имущество. Жилой дом, в котором они проживали, и земельный участок возле дома были оформлены на Т.В.Г.. еще при жизни Т.Е.М.. В части оформления прав на земельный пай в СПК «Рассвет» Т.В.Г. после смерти матери обратился в Комитет по земельным ресурсам Ельниковского района, где в свидетельство на право собственности на землю были внесены изменения: фамилия, имя, отчество, дата рождения и паспортные данные Т.Е.М.. были зачеркнуты, и вписаны данные Т.В.Г.. После чего Т.В.Г. считал себя собственником данной земельной доли, он платил земельный налог за данный пай. В кадастровой выписке о земельном участке он числится в списке правообладателей, размер его доли в настоящее время составляет 1/556. Т.В.Г. умер 16.05.2015. Он оставил завещание на все принадлежащее ему имущество в ее пользу. Нотариус Ельниковского района выдала ей свидетельства о праве на наследство на жилой дом, земельный участок возле дома и денежные вклады. Земельный пай нотариус отказалась включить в состав наследства в связи с наличием исправлений в свидетельстве о праве собственности на землю. В настоящее время иным путем, кроме судебного, признать за ней право собственности на указанный земельный пай в порядке наследования невозможно. Какого-либо спора в отношении данного земельного пая не имеется. По указанным основаниям просит суд ее исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Ельниковского сельского поселения Ельниковского района Республики Мордовия – Пономарев А.И., действующий на основании доверенности от 24.02.2016, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований Замотаевой О.В., суду пояснил, что администрация района на указанный земельный пай не претендует. Сведений, препятствующих удовлетворению требований Замотаевой О.В., у него не имеется.
Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив их в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов установлено, что на основании постановления Главы администрации Ельниковского района Республики Мордовия от 04 июля 1994 года №284 Т.Е.М.. была предоставлена в собственность земельная доля площадью 7 га в колхозе «Рассвет» без выдела в натуре (л.д.16), о чем ей было выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ-XIV РМ-07-04 №021280 (л.д.4-5).
В указанном свидетельстве имеются рукописные исправления, а именно: фамилия, имя, отчество, дата рождения и паспортные данные Т.Е.М. зачеркнуты, вписаны данные Т.В.Г. имеется дописка «исправленному верить».
Согласно справе, выданной колхозом «Рассвет» 26.07.1996 №2, колхозница Т.Е.М.. имела базовый имущественный пай в сумме <данные изъяты> рублей (л.д.9).
Согласно свидетельству о смерти I-ЖК №269009 Т.Е.М.. умерла 05 мая 1996 года (л.д.13).
В соответствии со свидетельством о рождении РМ №338608 Т.В.Г.. является сыном Т.Е.М.. (л.д.19).
На момент смерти Т.Е.М.. Т.В.Г. проживал совместно с ней, что подтверждается копией лицевого счета №187 похозяйственной книги с. Ельники за 1992 – 1997 годы (л.д.15), а также справкой администрации Ельниковского сельского поселения от 16.06.2016 (л.д.46).
Согласно сообщениям нотариуса Ельниковского нотариального округа от 06.06.2016 №354, от 17.06.2016 №398 после смерти Т.Е.М.. открыто наследственное дело №95/2002, наследником по закону является сын – Т.В.Г.. (л.д. 37, 43).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 28.04.2016 № 13/2016-97141 следует, что Т.В.Г.. значится в списке правообладателей на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, СПК «Рассвет», размер доли – 1/556 (л.д.6-8).
Из представленных истцом налоговых квитанций за 2006 – 2011 годы следует, что Т.В.Г.. оплачивал земельный налог за указанный земельный участок (л.д.51-69).
Т.В.Г. умер 16.05.2015 (л.д.14). Все принадлежащее ему имущество он завещал своей дочери – Замотаевой О.В. (л.д.38). Из представленных суду свидетельств о праве на наследство по завещанию от 20.11.2015 следует, что Замотаева О.В. приняла после смерти отца наследственное имущество в виде части жилого дома и земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенных по адресу: <адрес>, и денежных вкладов (л.д.10,11,12).
Свидетель К.М.С. суду показала, что заявителя Замотаеву О.В. знает, знала она также ее бабушку – Т.Е.М. и ее отца – Т.В.Г.. Т.Е.М.. вместе с ее матерью Ж.П.А. ранее работала в колхозе «Рассвет», где получила земельный пай, как и все остальные колхозники. После выхода на пенсию и до дня своей смерти она проживала совместно с семьей сына – Т.В.Г., они вели общее хозяйство. Затем, после ее смерти в 1996 году в данном доме остался проживать Т.В.Г.., он следил за домом, обрабатывал земельный участок. Насколько ей известно, другие дети Т.Е.М.. на данный дом не претендовали. В мае 2015 года Т.В.Г.. умер. Ей известно, что наследство после его смерти оформила дочь – Замотаева О.В. Она до настоящего времени проживает с семьей в доме, ранее принадлежавшем ее бабушке и отцу.
Свидетель М.Н.Ф.. суду показала, что истца Замотаеву О.В. она знает. Она проживает неподалеку от нее на ул. <адрес> Ранее в этом доме проживали родители Замотаевой О.В. и ее бабушка. В настоящее время отец Замотаевой О.В. – Т.В.Г. и ее бабушка – Т.Е.М. умерли. Ей известно, что бабушка истца – Т.Е.М. работала в колхозе «Рассвет», и ей, как и всем остальным колхозникам, был выделен земельный пай. Т.Е.М. до дня своей смерти проживала в своем доме совместно с семьей сына – Т.В.Г.., который остался проживать в этом доме после ее смерти, а в настоящее время в этом доме проживает истец Замотаева О.В.
Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств судом установлено, что бабушке истца Замотаевой О.В. - Т.Е.М. в 1994 году была предоставлена земельная доля в колхозе (СПК) «Рассвет» площадью 7 га, без выдела в натуре, о чем ей было выдано свидетельство о праве собственности на землю. В данное свидетельство неправомерно были внесены рукописные исправления в части данных о правообладателе, что в настоящее время препятствует истцу в оформлении своих наследственных прав. Наличие в данном свидетельстве указанных рукописных исправлений, не опровергает факт принадлежности Т.Е.М. указанной земельной доли. На основании исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что земельная доля в колхозе «Рассвет» была выделена именно Т.Е.М.., ее сын – Т.В.Г. в колхозе «Рассвет» не работал и земельный пай не получал, данные факты подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств: показаниями истца, свидетелей, письменными материалами дела. После смерти Т.Е.М. 07.05.1996 указанная земельная доля перешла в порядке наследования к ее сыну – Т.В.Г.., который является наследником первой очереди в соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей в настоящее время, а также статьей 532 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшей на момент смерти наследодателя.
Согласно статье 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
После смерти матери Т.В.Г.. вступил в права наследования путем обращения к нотариусу с соответствующим заявлением. К имуществу Т.Е.М. было открыто наследственное дело, единственным наследником по закону являлся сын – Т.В.Г.., что следует из сообщений нотариуса от 06.06.2016, от 17.06.2016 (л.д.37, 43).
На основании части 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу части 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с положениями наследственного законодательства, закрепленными в части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Аналогичные положения были закреплены в статье 546 Гражданского кодекса РСФСР.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, учитывая положения вышеуказанных норм права, в соответствии с которыми Т.В.Г. считается принявшим наследство с момента его открытия, суд приходит к выводу, что указанная земельная доля в СПК «Рассвет», принадлежавшая его матери Т.Е.М.., перешла к нему в порядке наследования по закону, и вошла в состав наследства после его смерти.
Истец Замотаева О.В. после смерти отца – Т.В.Г.. является единственным наследником по завещанию. Из представленных суду доказательств, установлено, что Замотаева О.В. приняла оставшееся после смерти отца наследство в виде жилого дома, приусадебного земельного участка и денежных вкладов, что, в соответствии с указанными выше положениями наследственного законодательства, свидетельствует о принятии ей и иного наследственного имущества, в том числе и земельной доли в СПК «Рассвет».
Согласно абзацу 2 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования Замотаевой О.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Замотаевой О.В. к Администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о признании права собственности на земельный пай в порядке наследования, удовлетворить.
Признать за Замотаевой О.В. право собственности в порядке наследования на земельный пай общей площадью 7 га в составе земельного участка с кадастровым номером №, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Ельниковский район, с. Ельники, СПК «Рассвет».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ельниковский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2016 года.
Председательствующий: