Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Абаза Республика Хакасия 15 февраля 2016 года
Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Глазуновой М.С.,
при секретаре Проскурниной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-68/2016 года по исковому заявлению Смирнова В.Н. к Администрации г. Абазы о включении жилого дома в состав наследственной массы и признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнов В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Абазы, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, после смерти которого открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Наследниками первой очереди после смерти ФИО1 являлась его дочь (супруга истца) ФИО2, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ и фактически при жизни приняла указанного наследство после смерти своего отца, однако своих наследственных прав надлежащим образом не оформила. Истец является единственным наследником после смерти ФИО2 и часть наследства им уже принято.
Ссылаясь на ч. 2 ст. 218, ст. 1112, п. 4 ст. 1152 ГК РФ, просит включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности в состав наследственной массы, а также признать право собственности на указанный дом за Смирновым В.Н. в порядке наследования.
Истец Смирнов В.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в своем письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации г. Абазы Рудакова Е.Ю., действующая на основании доверенности <данные изъяты>, надлежаще уведомленная о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении настоящего дела в ее отсутствие, не возражая против удовлетворения заявленных исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика – нотариус Абазинского округа Катошина Л.Н., в судебное заседание не явилась, направила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что против заявленных требований при их доказанности не возражает.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку такой порядок рассмотрения дела не противоречит ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью. После смерти не может быть произведена государственная регистрация.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Личность истца Смирнова В.Н., <данные изъяты>, удостоверена на основании паспорта <данные изъяты>.
Согласно свидетельству о рождении <данные изъяты>, выданному повторно ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО1, о чем в книге записей актов гражданского состояния о рождении ДД.ММ.ГГГГ произведена соответствующая запись за №.
Из свидетельства о заключении брака <данные изъяты> следует, что Смирнов В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключили брак, о чем в книге регистрации актов о заключении брака ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №, после заключения брака жене присвоена фамилия «ФИО2».
Решением Таштыпского районного суда от 22.01.2004 года установлен факт родственных отношений между ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2, как между отцом и дочерью. Решение суда вступило в законную силу 02.02.2004 года.
Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты>, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти <данные изъяты>.
Согласно техническому паспорту на домовладение по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем данного объекта недвижимости является ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <данные изъяты> утвержден акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ законченного реконструкцией жилого дома и строительства хозяйственных построек в <адрес>, в котором указано, что площадь жилого дома после реконструкции составляет 44,9 кв.м, общая площадь – 36,5 кв.м, жилая – 16,0 кв.м, строительный объем – 108 куб.м. Заявителю ФИО2 рекомендовано обратиться в суд за признанием права собственности на жилой дом и хозяйственные постройки.
Решением Абазинской постоянной сессии Таштыпского райсуда от 10.06.2003 года за ФИО1 признано право собственности на жилой дом и хозяйственные постройки, расположенные в <адрес>. Решение суда вступило в законную силу 21.06.2003 года.
Из сообщения Абазинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствую сведения о зарегистрированном праве на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Из наследственного дела <данные изъяты> по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону (завещанию) на имущество ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, как дочь наследодателя, обратилась к нотариусу Таштыпского нотариального округа Республики Хакасия с заявлением о принятии наследства после смерти ее отца ФИО1, постоянно до дня смерти проживающего в <адрес>, и выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также на денежные вклады с причитающимися процентами и компенсацией. ФИО4 и ФИО5 в своих письменных заявлениях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявили об отказе от причитающейся им доли наследственного имущества, оставшегося после смерти их отца ФИО1, в пользу его дочери – ФИО2 Других наследников не имеется.
Согласно материалам наследственного дела <данные изъяты> по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, Смирнов В.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился к нотариусу Таштыпского нотариального округа о принятии наследства после смерти его супруги ФИО2, состоящего из квартиры по адресу: <адрес>, жилого дома по адресу: <адрес>, денежных вкладов, хранящихся в ОСБ №8602, с причитающимися процентами и компенсацией. Других наследников не имеется.
Из свидетельства о праве на наследство по закону <данные изъяты>, а также дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону <данные изъяты>, выданных Смирнову В.Н. следует, что последний является наследником имущества ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, а именно: денежных вкладов с причитающимися процентами, находящимися на хранении в филиале №069 Абаканского отделения №8602 Восточно-Сибирского банка СБ РФ, компенсации по указанным вкладам на ритуальные услуги в сумме <данные изъяты>, денежного вклада с причитающимися процентами, находящегося на хранении в филиале №069 Абаканского отделения №8602 Восточно-Сибирского банка СБ РФ, компенсации по указанным вкладам на ритуальные услуги в сумме <данные изъяты>, а также квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Таким образом, судом на основании представленных документов установлено, что при жизни ФИО2 приняла наследство своего отца в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, однако свое право собственности надлежащим образом не оформила. Исследованные судом документы не содержат каких-либо сведений, из которых следовало бы, что у ФИО2 могли возникнуть ограничения в праве собственности на вышеуказанный жилой дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997 года основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: свидетельства о праве на наследство (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ).
В п. 2 ст. 8 ГК РФ указано, что права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Именно иной момент возникновения права собственности на недвижимое имущество предусмотрен законом (ч. 3 ГК РФ), регулирующим отношения по наследованию.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Из содержания указанной статьи следует, что наследник, принявший наследство в виде недвижимого имущества, переход права собственности на которое не был зарегистрирован наследодателем в установленном порядке, становится собственником такого имущества.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что наследодатель при жизни был обязан зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество в установленном законом порядке, но не исполнил данную обязанность, таким образом, она переходит в результате универсального правопреемства к его наследникам, следовательно, требования Смирнова В.Н. подлежат удовлетворению.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирнова В.Н. удовлетворить.
Включить в состав наследственной массы жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве личной собственности наследодателю ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Смирновым В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Вступившее в законную силу настоящее решение является основанием для регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Абазинский районный суд Республики Хакасия.
Мотивированное решение изготовлено 19.02.2016 года.
Председательствующий подпись М.С. Глазунова