Председательствующий – Тюхтенева Т.В. |
Дело № |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 августа 2016 года |
г. Горно-Алтайск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Черткова С.Н.,
судей – Ялбаковой Э.В., Имансакиповой А.О.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе БЛК на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 11 мая 2016 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований БЛК к администрации муниципального образования «Улаганский район» об обязании предоставить вне очереди жилищную субсидию в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
БЛК обратилась в суд с иском к администрации МО «Улаганский район» об обязании предоставить вне очереди жилищную субсидию в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села», мотивируя свои требования тем, что истец <дата> подала заявление и необходимые документы в отдел сельского хозяйства и природных ресурсов администрации МО «Улаганский район» для участия в программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012». В 2012 году стояла в очереди под номером <данные изъяты> <дата> узнала, что порядковый номер очереди <данные изъяты>. На обращение истца, прокуратурой района дан письменный ответ о том, что при проверке формирования списка граждан для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на 2010 г., очередность предоставления не соблюдается. В отделе сельского хозяйства и природных ресурсов администрации МО «Улаганский район» имеется два журнала регистрации заявлений по данной программе, которые не соответствуют друг другу. В обоих журналах допущены многократные исправления, подчистки. <дата> специалист БЛМ сообщила, что теперь новая программа ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 гг. и на период до 2020 года», что истец состоит в очереди в категории «социальная сфера» под порядковым номером <данные изъяты>. Письменных уведомлений об изменении программы и об изменении очереди истец не получала. На повторное заявление от <дата> дали ответ от <дата>, что истец была поставлена на очередь под номером <данные изъяты> <дата>, дата регистрации заявления от <дата>. Специалисты поставили истца на очередь через год. Истица в настоящее время проживает в <адрес> по договору социального найма с 2013 года. Свой дом в <адрес> пятый год не могут достроить, так как нет средств. С учетом уточненных требований просила обязать администрацию МО «Улаганский район» предоставить вне очереди жилищную субсидию в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым БЛК в апелляционной жалобе выражает несогласие, просит отменить решение суда, указывая, что судом допущены существенные нарушения норм материального права. При формировании списка участников не учитывалась хронологическая последовательность подачи документов в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» с учетом условий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Лица, участвовавшие в программе «Социальное развитие села до 2013 года» в случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, становятся участниками программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». На момент принятия решения о включении БЛК в список участников программы она отвечала предъявляемым требованиям для включения ее в список на получение социальной выплаты. БЛК оспаривала очередность постановки ее на учет и получение субсидий другими участниками программы, однако данное требование рассмотрено не было. Администрацией МО «Улаганский район» не представлено каких-либо доказательств постановки на учет лиц, имеющих первоочередное право на получение субсидий по отношению к БЛК
Проверив материалы дела, выслушав БЛК и ее представителя УЕН, поддержавших апелляционную жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Данное дело проверено судебной коллегией только по доводам апелляционных жалоб.
В соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года N 858 была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Срок действия указанной программы истек <дата>.
В последующем, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года N 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", по своему существу являющейся продолжением федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Судом установлено, что БЛК <дата> обратилась в администрацию МО "Улаганский район" с заявлением о включении ее в число участников программы "Социальное развитие села", и была включена в список лиц, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат МО «Улаганский район» по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года».
В силу положений п.6 Типового положения, являющегося приложением N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> N 598, граждане, включенные в состав участников мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и не реализовавшие свои права в рамках данной программы после окончания действия программы, не утрачивают таких прав, имеют право участвовать в мероприятиях в первоочередном порядке при условии соответствия требованиям программы.
Поскольку БЛК не реализовала свои права в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", администрацией МО «Улаганский район» истица включена в список граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан и их семей, проживающих и работающих в сельской местности путем строительства (приобретения) жилья, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", где значится под номером <данные изъяты>.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленного требования истца об обязании предоставить вне очереди жилищную субсидию в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», суд первой инстанции, руководствуясь положениями Типового положения, являющегося приложением №4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года №598, пришел к обоснованному выводу, что федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», не содержит положения о предоставлении социальной выплаты гражданам вне очереди.
Судебная коллегия данный вывод суда первой инстанции считает верным, сделанным в соответствии с нормами закона.
Так, пунктами 5,6 Типового положения, являющегося приложением N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года N 598, определены порядок и условия предоставления социальной меры гражданам. Очередность предоставления социальной меры определяется в хронологической последовательности по дате подачи гражданами заявления.
Доказательств того, что истица обладает правом на получение социальной меры в первоочередном порядке, суду не представлено. Кроме того, БЛК было заявлено требование о предоставлении жилищной субсидии вне очереди, что Типовым положением, являющегося приложением N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года N 598, не предусмотрено.
Доводы жалобы о том, что при формировании списка участников не учитывалась хронологическая последовательность подачи документов в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» с учетом условий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», лица, участвовавшие в программе «Социальное развитие села до 2013 года» в случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, становятся участниками программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», на момент принятия решения о включении БЛК в список участников программы она отвечала предъявляемым требованиям для включения ее в список на получение социальной выплаты, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку согласно списка учета граждан, вставших в очередь на получение жилищной субсидии, утвержденного Главой администрации МО «Улаганский район» усматривается, что БЛК стоит в очереди под номером №, дата подачи ее заявления <дата>, очередь сформирована в хронологическом порядке по дате подачи заявления, предыдущие очередники обратились с заявлениями ранее истца – например <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>. Согласно данного Списка истица включена в список граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан и их семей, проживающих и работающих в сельской местности путем строительства (приобретения) жилья, в том числе молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
Доводы жалобы о том, что БЛК оспаривала очередность постановки ее на учет и получение субсидий другими участниками программы, однако данное требование рассмотрено не было, не влечет отмены решения суда, поскольку как следует из искового заявления, истица обратилась в суд только с одним исковым требованием об обязании предоставить вне очереди жилищную субсидию в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которое было разрешено судом пол существу. Других исковых требований, в том числе об оспаривании очередности постановки на учет, ею не заявлялось.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу БЛК – без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Н. Чертков |
Судьи |
А.О. Имансакипова |
Э.В. Ялбакова |