Дело № 2-62/2021
УИД 35RS0016-01-2021-000101-93
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Шуйское
Вологодской области 12 июля 2021 года
Междуреченский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Филипповой Н.Д.,
при секретаре Трусовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению публичного акционерного общества страховая компания «Росгосстрах» к Крутову Владимиру Васильевичу о возмещении ущерба в порядке регресса,
установил:
публичное акционерное общество страховая компания «Росгосстрах» (далее – ПАО СК «Росгосстрах») обратилось в суд с иском к Крутову В.В. о возмещении вреда, причиненного в результате повреждения застрахованного имущества в размере 64 872 рубля, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2147 рублей.
Требования мотивированы тем, что 07.09.2019 произошло дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП) с участием автомобиля «УАЗ», государственный регистрационный № под управлением Крутова В.В., и автомобиля «Toyota Land Cruser 150 Prado», государственный регистрационный № под управлением водителя М.А.А. Согласно постановлению об административном правонарушении от 07.09.2019, водитель Крутов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ. В результате ДТП автомобилю «Toyota Land Cruser 150 Prado», застрахованному по договору добровольного страхования транспортного средства от 12.01.2019 со СПАО «Ингосстрах», причинены механические повреждения. М.А.А. обратился к страховщику по договору ОСАГО в порядке прямого возмещения убытков, который урегулировал убыток и выплатил страховое возмещение в размере 64 872 рубля. Расходы прямого страховщика по выплате страхового возмещения М.А.А. были возмещены истцом. На момент ДТП Крутов В.В. не был вписан в полис ОСАГО. Поскольку ответчик не включен в число водителей, допущенных к управлению транспортным средством УАЗ, если в договоре обязательного страхования предусмотрено использование транспортным средством только водителями, указанными в страховом полисе обязательного страхования, у истца возникает право предъявить к причинившему вред лицу регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты.
Представитель истца ПАО СК «Росгосстрах» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Крутов В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая относимость, допустимость и достоверность каждого из них, приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п.3 ст.1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (ст.1064 ГК РФ).
Ответственность причинителя вреда регламентирована ст.1072 ГК РФ, в соответствии с которой юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п.1 ст.935 ГК РФ), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Исходя из содержания п.1 ст.1079 ГК РФ, на гражданина или юридическое лицо, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Согласно ст.387 ГК РФ права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств: при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая.
В силу п.1 ст.929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с п.1 ст.935 ГК РФ законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать: жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.
В силу п.1 ст.931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена
В силу п.1 ст.965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Согласно ст. ст. 4, 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Федеральный закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Федерального закона № 40-ФЗ, действовавшему на момент ДТП, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 000 рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.01.2019 между СПАО «Ингосстрах» и М.А.А. заключен договор ОСАГО (полис №) транспортного средства «Toyota Land Cruser 150 Prado», государственный регистрационный знак №, сроком действия с 11:22 12.01.2019 по 00:00 11.01.2020 (л.д.15).
07.09.2019 в период с 11 до 13 часов между Крутовым В.В. и М.Д.А. совершена сделка купли-продажи транспортного средства «УАЗ», модель 220692-04, VIN №, рег.знак №.
На момент сделки автогражданская ответственность М.Д.А. была застрахована в ПАО СК «Россгосстрах» (полис №), сроком действия с 11:43 09.10.2018 по 24:00 08.10.2019.
После оформления договора купли-продажи М.Д.А. и передачи транспортного средства Крутовым В.В. договор ОСАГО, заключенный М.Д.А. с ПАО СК «Россгосстрах» расторгнут не был, продолжал действовать (л.д. 39, 86). Изменения в части лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в полис ОСАГО прежним владельцем также внесены не были.
В период действия договора страхования, застрахованное транспортное средство было повреждено в результате ДТП произошедшего 07.09.2019 в 19 часов 00 минут на 473 км. Автодороги М8 «Москва-Архангельск», где водитель Крутов В.В., управляя автомобилем «УАЗ», государственный регистрационный №, допустил нарушение п.8.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, и совершил столкновение с автомобилем «Toyota Land Cruser 150 Prado», государственный регистрационный №, под управлением М.А.А.
В результате ДТП застрахованное имущество - «Toyota Land Cruser 150 Prado», государственный регистрационный № получило механические повреждения.
Виновным в совершении столкновения признан водитель Крутов В.В. привлеченный к административной ответственности по ч.3 ст. 12.14 КоАП РФ (л.д. 13).
22.11.2019 собственник автомобиля «Toyota Land Cruser 150 Prado», государственный регистрационный №, М.А.А. обратился в СПАО «Ингосстрах» с заявлением о наступлении страхового случая. В порядке прямого возмещения убытков ему, как потерпевшему, выплачено страховое возмещение в размере 64 872 рубля, что подтверждается платежными поручениями от 10.09.2020 №, от 31.01.2020 № (л.д.14, 17).
Расходы прямого страховщика (СПАО «Ингосстрах») по выплате страхового возмещения потерпевшему М.А.А. были возмещены ПАО СК «Росгосстрах» в размере 64 872 рубля (л.д. 18).
Согласно электронному страховому полису (серия XXX №, срок страхования с 11 час. 43 мин 09.10.2018 по 24 час. 00 мин. 08.10.2019) страхователем и лицом, допущенным к управлению транспортным средством «УАЗ», государственный регистрационный № является М.Д.А. (л.д. 19-20).
Ответчик Крутов В.В., управляющий автомобилем «УАЗ», государственный регистрационный №, в момент ДТП, не был включен в число водителей, допущенных к управлению этим транспортным средством, хотя в договоре обязательного страхования предусмотрено использование транспортного средства только водителем, указанным в страховом полисе обязательного страхования, что в соответствии с пп. «д» п.1 ст.14 Федерального закона № 40-ФЗ дает право истцу предъявить к причинившему вред лицу регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты.
Возмещение понесенных истцом убытков в размере 64 872 рубля явилось причиной его обращения в суд.
Согласно п.2 ст.15 Федерального закона № 40-ФЗ договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
В соответствии с п.1.1 Положения Банка России от 19.09.2014 № 431-П (ред. от 22.09.2020) «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Положение о правилах ОСАГО) договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Крутов В.В. не был указан в полисе ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортного средства.
Таким образом, в соответствии с пп. «д» п.1 ст.14 Федерального закона №40-ФЗ к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями). Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда (п.7 ст.14).
В соответствии с п.1 ст.1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Согласно п.70 Постановления Пленума Верховного суда от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» передача прав потерпевшего (выгодоприобретателя) по договору обязательного страхования допускается только с момента наступления страхового случая.
Анализируя в совокупности представленные доказательства по делу, а также нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с требованиями п.1 ст.98 ГПК РФ понесенные стороной судебные расходы при рассмотрении гражданского дела взыскиваются пропорционально размеру удовлетворенных требований в пользу той стороны, в пользу которой состоялось решение суда.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
При подаче искового заявления согласно платёжному поручению от 26.03.2021 № ПАО СК «Росгосстрах» уплачена государственная пошлина в размере 2147 рублей 00 копеек, которая в силу вышеуказанных правовых норм подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 64 872 ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2147 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 67 019 (░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░