РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Бакчар 10 апреля 2014 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Быкова О.В., при секретаре Вельматкиной Т.В., с участием:
помощника прокурора Бакчарского района Томской области Саенко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2–65/2014 по иску прокурора Бакчарского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» о признании незаконным бездействие исполнительного органа местного самоуправления и возложении обязанности устранения допущенных нарушений закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области обратился в суд с указанным выше иском, указав в заявлении, что в марте 2014 года прокуратурой района была проведена проверка исполнения Администрацией Бакчарского сельского поселения бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции.
По результатам проверки было установлено, что должностными лицами Администрации Бакчарского сельского поселения Томской области не выполняются требования Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ), а также Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В нарушение пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ, статьи 2, пункта 3 части 1 статьи 3, части 4 статьи 3 Федерального закона № 172-ФЗ, постановления Администрации Бакчарского сельского поселения от 28 июля 2011 года № 92 «Об утверждении Положения «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Бакчарского сельского поселения», должностными лицами Администрации Бакчарского сельского поселения антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Администрации Бакчарского сельского поселения не проводится, соответствующие заключения не составляются.
Бездействие Администрации Бакчарского сельского поселения идет вразрез Федеральным законам № 273-ФЗ и № 172-ФЗ, не обеспечивает «прозрачность» деятельности органов местного самоуправления, должной реализации государственной политике, направленной на противодействие коррупции, не обеспечивает реализации закрепленного законодательством принципам противодействия коррупции в РФ, связанного с признанием, обеспечением и защитой основных прав и свобод человека и гражданина, создает условия для проявления коррупции.
Прокурор указал, что такое несоблюдение закона является существенным нарушением охраняемых общественных правоотношений и нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Бакчарского сельского поселения, на разрешение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования органами местного самоуправления в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами, не прошедшими антикоррупционную экспертизу, так как в них могут содержаться нормы, способствующие проявлению коррупционных проявлений со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, что также влечет условия для незаконного и неэффективного расходования средств местного бюджета.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие Администрации Бакчарского сельского поселения по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации Бакчарского сельского поселения. Обязать Администрацию Бакчарского сельского поселения Томской области устранить допущенные нарушения закона в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а именно провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений в сферах, установленных постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 28 июля 2011 года № 92 «Об утверждении Положения «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Бакчарского сельского поселения» (в редакции постановления Администрации Бакчарского сельского поселения от 21 ноября 2011 года № 111.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направил. Глава муниципального образования «Бакчарское сельское поселение» Махнев Е.И., представил в суд заявление, в котором указал, что с предъявленным иском согласен в полном объеме, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.
В силу части 4 статьи 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Рассмотрев дело, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В силу статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:
1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Бакчарского сельского поселения закреплен в Разделе II постановления Администрации Бакчарского сельского поселения от 28 июля 2011 года № 92 «Об утверждении Положения «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Бакчарского сельского поселения»
Согласно пункта 1 раздела II указанного постановления антикоррупционной экспертизе подлежат проекты муниципальных нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в следующих сферах: управления и распоряжения муниципальной собственностью; реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере земельных отношений; предоставления муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов и иных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета муниципального образование «Бакчарское сельское поселение»; размещения муниципального заказа; реализации принципов муниципальной службы; реализации прав органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального района в соответствии с действующим законодательством.
Пункты 3, 4, 5 раздела II указанного постановления устанавливают, что антикоррупционную экспертизу правовых актов проводит уполномоченное Главой Бакчарского сельского поселения должностное лицо. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов проводится в четырнадцатидневный срок со дня поступления нормативного правового акта или его проекта. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правого акта (проекта нормативного правового акта) составляется мотивированное заключение о наличии или отсутствии коррупциогенных факторов. Заключение на нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта) подписывается должностным лицом и утверждается Главой Бакчарского сельского поселения.
Из материалов дела следует, что в марте 2014 года прокуратурой района была проведена проверка исполнения Администрацией Бакчарского сельского поселения бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» Администрацией Бакчарского сельского поселения не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов, соответствующие заключения не составляются, лицо, ответственное за проведение антикоррупционной экспертизы, не назначено. По результатам проверки 20 марта 2014 года был составлен соответствующий акт.
В своем объяснении от 20 марта 2014 года и.о. Главы Бакчарского сельского поселения Пирогов И.А. указал, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводится, заключения по результатам таких экспертиз отсутствуют. Назначено ли лицо, уполномоченное на проведение таких экспертиз, ему не известно.
Поскольку бездействие Администрации Бакчарского сельского поселения в части не проведения антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов не обеспечивает «прозрачность» деятельности органов местного самоуправления, должной реализации государственной политики, направленной на противодействие коррупции, не обеспечивает реализации закрепленного законодательством принципам противодействия коррупции в РФ, связанного с признанием, обеспечением и защитой основных прав и свобод человека и гражданина, создает условия для проявления коррупции, и нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Бакчарского сельского поселения, требования прокурора должны быть удовлетворены.
При изложенных обстоятельствах признание ответчиком иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы иных лиц, и в соответствии с частью 2 статьи 39 ГПК РФ должно быть принято судом.
В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Правовые последствия признания иска ответчику разъяснены.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального Кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит, что решение в части возложения на Администрацию Поротниковского сельского поселения обязанности провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений в сферах, установленных постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 28 июля 2011 года № 92 «Об утверждении Положения «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Бакчарского сельского поселения» (в редакции постановления Администрации Бакчарского сельского поселения от 21 ноября 2011 года № 111, подлежит исполнению в срок – в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Бакчарского сельского поселения Томской области по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Администрации Бакчарского сельского поселения.
Обязать Администрацию Бакчарского сельского поселения Томской области в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу всех действующих нормативных правовых актов, направленных на регулирование правоотношений в сферах, установленных постановлением Администрации Бакчарского сельского поселения от 28 июля 2011 года № 92 «Об утверждении Положения «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации Бакчарского сельского поселения» (в редакции постановления Администрации Бакчарского сельского поселения от 21 ноября 2011 года № 111.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда Томской области.
Председательствующий: О.В. Быков