Копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 мая 2020 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Германовой С.В.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения главы администрации г.о. Тольятти,
установил:
ФИО1 обратился в суд к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения.
В обоснование иска указано, что истец с составом семьи 4 человека согласно распоряжению заместителя мэрии г.о. Тольятти №-р/4 от 09.07.2012т., признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 (супруга) заключили кредитный договор №, согласно которому ПАО «Сбербанк России» предоставил ипотечный кредит в сумме 2 629 026 рублей под приобретение объекта недвижимости: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Ленинский проспект, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2, действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, 12.05.2016г.р., купили в общую долевую собственность по 1/4 доли каждому вышеуказанную квартиру.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 заключили с АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» договор займа № (заемные средства предоставлены в рамках ипотечного кредитного продукта «Перекредитование»).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор об ипотеке №ДИ 2542-10/17 на <адрес> по Ленинскому проспекту, сумма заемных средств 2 164 056 рублей. Цель предоставления и использования средств - погашение в полном объеме задолженности по целевому ипотечному кредиту, ранее предоставленному на основании Кредитного договора № от 01.02.2017г., заключенного с ПАО «Сбербанк России». На 14.01.2020г. задолженность по кредитному договору составила: 1 931 095,78 руб.
В феврале 2020 года истец получил выписку из распоряжения №-р/5 от 19.02.2020г., согласно которой ФИО1 с составом семьи 4 человека отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с отсутствием в п. 2 Правил соответствующего направления использования социальной выплаты. Истец считает, что решение Администрации г.о. Тольятти является незаконным, в связи с чем, был вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.
На основании изложенного истец просит признать незаконным распоряжение заместителя главы г. о. Тольятти №-р/5 от 19.02.2020г. в части отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства ФИО1 с составом семьи 4 человека, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, обязать Администрацию г.о. Тольятти предоставить ФИО1 с составом семьи 4 человека: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
В судебном заседании представитель истца ФИО7, действующая на основании доверенности, на исковых требования настаивала, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении иска просил отказать, по основаниям указанным в отзыве на иск.
Представитель ответчика Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и месте извещен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно отзыву на иск просит в иске отказать в полном объеме.
Суд, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы.
Как следует из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
В целях названных выше Правил № под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости оттого, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 6 названных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье надень принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Пунктами 20, 21, 24, 28 Правил № предусмотрена последовательность действий, необходимых для принятия решения об участии молодой семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей».
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых приведен в пунктах 18 и 19 Правил №.
Документы, предусмотренные пунктами 18 или 19,31 и 32 Правил №, могут быть поданы от имени молодой семьи одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (п. 20).
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил, и в 10-дневный срок со дня представления документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок (п. 21).
Орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 24).
В соответствии с п. 31 Правил № для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение одного месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и соответствующие документы.
В целях реализации основных мероприятий «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» Правительством Удмуртской Республики принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Удмуртской Республике основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Данным Постановлением утвержден Порядок отбора муниципальных образований для участия в основном мероприятии, Порядок формирования списков молодых семей для участия в реализации основного мероприятия, Порядок предоставления молодым семьям дополнительной социальной выплаты за счет средств бюджета Удмуртской Республики, Порядок внесения изменений в утвержденные списки молодых семей в рамках основного мероприятия, Порядок признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, для включения ее в качестве участника основного мероприятия.
Из представленных сторонами письменных доказательств судом установлено, что согласно распоряжению заместителя мэрии г.о. Тольятти №-р/4 от 09.07.2012т., истец с составом семьи 4 человека признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 (супруга) заключили кредитный договор №, согласно которому ПАО «Сбербанк России» предоставил ипотечный кредит в сумме 2 629 026 рублей под приобретение объекта недвижимости: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2, действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, 12.05.2016г.р., купили в общую долевую собственность по 1/4 доли каждому вышеуказанную квартиру.
Согласно п. 4 договора купли-продажи Квартира была приобретена за 2 720 000 рублей. Согласно 4.1., 4.2 договора купли-продажи 90 974 рубля были выплачены до подписания договора из собственных средств истца, а сумма в размере 2 629 026 рублей выплачивалась за счет кредитных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору № от 01.02.2017г.
На погашение кредитных средств были направлены средства материнского (семейного) капитала в сумме 453 026 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 заключили с АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» договор займа № (заемные средства предоставлены в рамках ипотечного кредитного продукта «Перекредитование»).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор об ипотеке №№ на <адрес> по <адрес>.
Согласно п. 3.1. договора займа № сумма заемных средств 2 164 056 рублей. Цель предоставления и использования Земных средств - погашение в полном объеме задолженности по целевому ипотечному кредиту, ранее предоставленному на основании Кредитного договора № от 01.02.2017г., заключенного между ФИО1, ФИО2 и ПАО «Сбербанк России». На 14.01.2020г. задолженность по кредитному договору составляла 1 931 095,78 руб.
Как видно из копии выписки из распоряжения №-р/5 от 19.02.2020г., ФИО1 с составом семьи 4 человека отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с отсутствием в п. 2 Правил соответствующего направления использования социальной выплаты: социальная выплата не может быть использован на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам, направленным на перекредитование ранее заключенных ипотечных кредитов.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.
Вместе с тем, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от I 5 января 20I 5 года N 3-0 и от ДД.ММ.ГГГГ N 997-0).
Пунктом 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования предусмотрено предусмотрен перечень документов для участников данной подпрограммы для случаев, если социальная выплата берется для погашения долга по жилищным кредитам. Дополнительно к документам, предусмотренных п. 18 (за исключением указанных в п. 5) необходимо представить (п. 19 Правил):
выписку (выписки) из ЕГРН о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита, либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома;
копию кредитного договора (договора займа);
справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Основанием для отказа истцу в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, явилось отсутствие в п. 2 Правил соответствующего направления использования социальной выплаты: социальная выплата не может быть использован на погашение основной суммы долга и процентов по ипотечным жилищным кредитам, направленным на перекредитование ранее заключенных ипотечных кредитов.
Давая оценку представленному истцом кредитному договору №, 30995, заключенному ДД.ММ.ГГГГ с ПАО «Сбербанк России» суд учитывает следующее.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что между ПАО «Сбербанк России» и ФИО1, ФИО2 был заключен ипотечный жилищный кредитный договор.
В целях рефинансирования первоначального ипотечного кредита истец заключил договор с АО «АИЖК».
Рефинансирование кредита, в том числе ипотечного, представляет собой его погашение заемщиком за счет кредита, предоставленного другим банком, в результате чего заемщик становится должником нового банка на более выгодных для себя условиях.
Из представленного истцом кредитного договора, заключенного с АО «АИЖК» следует, что данный кредитный договор направлен на погашение ранее полученного ипотечного кредита, с указанием прежней цели - для приобретения той же самой квартиры.
Следовательно, суд усматривает, что проведенное истцом рефинансирование непосредственно связано с первоначальным ипотечным кредитом на приобретение жилья, что позволяет признать характер возникших между АО «АИЖК» и ФИО1, вытекающих из кредитного ипотечного договора, а представленную справку о размерах остатка основного долга и задолженности по выплате процентов за пользование кредитом от ДД.ММ.ГГГГ, выданную АО «АИЖК» отвечающей требованиям п. 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Кроме того, суд считает, что формальный подход к определению в нуждаемости молодых семей в связи с проведением реструктуризации долга по ипотечным договорам не допустим, что лишает молодые семьи возможность реализовать свое право на получение социальной выплаты на погашение жилищных кредитов (займов) за счет средств бюджетных средств право на которое было установлено до реструктуризации кредита. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Администрации г.о. Тольятти о признании незаконным распоряжения главы администрации г.о. Тольятти – удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение заместителя главы г. о. Тольятти №-р/5 от 19.02.2020г. в части отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства ФИО1 с составом семьи 4 человека, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Обязать Администрацию г.о. Тольятти предоставить ФИО1 с составом семьи 4 человека: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: /подпись/ С.В.Германова
Копия верна. Судья:
Подлинный документ подшит в деле №
(63RS0№-95) и находится в производстве
Центрального районного суда <адрес>
секретарь с/з_________________/ФИО6