Копия.
№2а-3281/2022
УИД 63RS0045-01-2022-003267-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.07.2022 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Петрика Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3281/2022 по административному исковому заявлению Приказчиковой ФИО9 к Департаменту управления имуществом г.о. Самары, первому заместителю Главы г.о. Самары Василенко В.А. о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ
Административный истец Приказчикова ФИО10 обратилась в суд к ответчику Департаменту управления имуществом г.о. Самары с вышеуказанными административными исковыми требованиями.
В обоснование административного иска указано следующее.
6 декабря 2021 г. в Департамент управления имущества г.о. Самары через МФЦ было подано заявление о постановке на учет для предоставления помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
22.01.2022г. с нарушением сроков оказания муниципальной услуги пришло извещение № № от 20.01.2022г. о том, что отказано в принятии на учет в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, согласно распоряжению первого заместителя главы г.о. Самары от 18.01.2022г. № 29. Какие именно документы в извещении не указано.
Неоднократно направлялись запросы в ДУИ г.о. Самары, Администрацию г.о. Самары о предоставлении информации о причинах отказа, предоставлении распоряжения, но ответов, объясняющих отказ, не получено.
09.02.2022г. в Ленинский районный суд г. Самары был подан гражданский иск к ДУИ г.о. Самары о признании отказа необоснованным и признании права на постановку на учет.
Суд определением обязал предоставить материалы по обращению истца о постановке на учет и копию учетного дела.
18.04.2022г. в суд поступило ходатайство от ДУИ г.о. Самары с приложением заявления от 07.04.2022г. и обоснованием о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий.
Административный истец считает, что заявление от 06.12.2021г. не рассматривалось, должностными лицами ДУИ г.о. Самары сделана формальная отписка об отсутствии документов без указания каких-именно.
Бездействие административного ответчика нарушает права, свободы и законные интересы истца.
Должностными лицами ДУИ г.о. Самары нарушено право на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Административный истец просит суд признать бездействие должностных лиц Департамента управления имуществом г. о. Самары при рассмотрении заявления от 06.12.2021г. и не обосновании отказа незаконным. Обязать Департамент г.о. Самары поставить на учет Приказчикову ФИО11 и ее несовершеннолетнюю дочь на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Возложить на административного ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме триста рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Приказчиковой ФИО12. – Фомина И.М. (на основании доверенности) административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самары – Баева ФИО13 ( на основании доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, указывая на их необоснованность.
Административный ответчик – первый заместитель Главы г.о. Самары Василенко ФИО14 в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самары в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.
Предмет регулирования КАС РФ определен в статье 1, согласно части 1 которой настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Конкретизируя указанную правовую норму, Верховный Суд Российской Федерации в абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти или местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.ст. 24, 27 Устава г.о. Самары Департамент является органом местного самоуправления г.о. Самары, наделяемым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом г.о. Самары.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Граждане, обращающиеся по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005г., принимаются на учет в соответствии с законодательством Российской Федерации, то есть путем признания их малоимущими и надающимися в жилых помещениях.
В г.о. Самара принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется Департаментом на основании заявлений граждан.
В статье 8 Закона Самарской области от 05.07.2005г. № 139-ГД «О жилище» указан исчерпывающий перечень документов для признания гражданина малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилым помещениях муниципального жилищного фонда.
В силу ч. 2 ст. 3 Закона Самарской области от 05.07.2005г. № 139-ГД «О жилище» граждане признаются малоимущими при одновременном наличии следующих условий: 1) среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает размера дохода, определяемого органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона; 2) стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, составляет менее величины, определяемой органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.
Конституцией Российской Федерации, закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Права и обязанности участников отношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на обращение, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан определены Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Исходя из положений части 3 статьи 7 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан обращение, поступившее в государственный орган, органа местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном этим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Указанное положение надлежит рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон.
Установлено, что 6 декабря 2021 г. в Департамент управления имущества г. о. Самары Приказчиковой ФИО15. было подано заявление о постановке на учет для предоставления помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
В ответ на указанное заявление в адрес административного истца поступило извещение № № от 20.01.2022г., в котором указано, что согласно распоряжению первого заместителя главы г.о. Самары от 18.01.2022г. № 29 административному истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 2 человека, в том числе дочь Приказчикова ФИО16., в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ.
Изучив содержание вышеуказанного ответа (извещения), суд приходит к следующему.
Ответ на заявление Приказчиковой ФИО17 по поставленному вопросу является немотивированным, необоснованным, поскольку не содержит конкретные разъяснения по существу заявления.
В ответе (извещении) указана лишь ссылка на номы закона, предусматривающие требования к предоставлению документов, без конкретного указания, какая именно обязанность не исполнена заявителем в данной части, какие именно документы не предоставлены.
Ответ является формальным и не может быть признан судом соответствующим закону.
Кроме того, заявление Приказчиковой ФИО18. фактически не рассмотрено по существу, поскольку в тексте оспариваемого ответа (извещения) не имеется сведений о рассмотрении заявления административного истца.
При указанных обстоятельствах права Приказчиковой ФИО19 на объективное, всестороннее рассмотрение заявления нарушено.
С учетом вышеизложенного требования административного истца о признании незаконным бездействия Департамента управления имуществом г.о. Самары при рассмотрении заявления, выразившееся в принятии необоснованного отказа по заявлению Приказчиковой ФИО20. являются подлежат удовлетворению.
При этом довод Департамента о том, что решением Ленинского районного суда г. Самары от 06.06.2022г. исковые требования Приказчиковой ФИО22 удовлетворены, суд обязал Департамент управления имуществом г.о. Самара признать Приказчикову ФИО21 с составом семьи 2 человека с дочерью Приказчиковой ФИО24 нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, обязал поставить Приказчикову ФИО23 с составом семьи 2 человека с дочерью Приказчиковой ФИО25 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, судом не принимается во внимание Вышеуказанный довод не опровергает вывод суда о предоставлении Департаментом необоснованного и немотивированного ответа по заявлению от 06.12.2021г.
Требования административного истца об обязании Департамента управления имуществом г.о. Самары поставить на учет Приказчикову В. Ю. и ее несовершеннолетнюю дочь на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти.
Кроме того вопрос о постановке на учет Приказчиковой ФИО26. и ее дочери был предметом рассмотрения Ленинского районного суда г. Самары, о чем судом вынесено вышеуказанное решение.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Административным истцом в соответствии чеком по операции Сбербанк Онлайн при подаче административного искового заявления оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит взысканию с Департамента управления имуществом г.о. Самары в пользу административного истца.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования заявлению Приказчиковой ФИО27 к Департаменту управления имуществом г.о. Самары удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом г.о. Самары при рассмотрении заявления Приказчиковой ФИО28 от 06.12.2021г., выразившееся в принятии необоснованного отказа по заявлению.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самары устранить допущенное нарушение прав Приказчиковой ФИО29 и рассмотреть заявление Приказчиковой ФИО30 по существу.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента управления имуществом г.о. Самары в пользу Приказчиковой ФИО31 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.
Мотивированное решение суда изготовлено 15.07.2022г.
Председательствующий Е.В. Щелкунова
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинный документ находится в материалах административного дела №2а-3281/2022
(УИД 63RS0045-01-2022-003267-14) Промышленного районного суда г. Самары