№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2019 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Дандаровой А.А., при секретаре Бальбуровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой Т. М. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
У С Т А Н О В И Л:
П. Т.М. обратилась в суд с иском к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии П. Т.М. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что истец П. Т.М. состояла на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека. Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ П. снята с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Снятие П. Т.М. по основанию, что последняя, обеспечена жильем, является незаконным.
В судебном заседании истец П. Т.М., ее представитель по доверенности Дамбинов А.С. исковые требования поддержали. Суду пояснили, что фактически ее состав семьи, подлежащий учету при определении нуждаемости в жилом помещении, составляет 4 человека. Кириллова Н.Г. и П. Т.М. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, в квартире, принадлежащей дочери истца Голендухиной С.Н. Однако П. Т.М. продолжала состоять на учете, так как в собственности жилья не имеет. При издании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией не учтено, что Голендухина С.Н. не является членом семьи П. Т.М., поскольку проживала по адресу: г. Улан-Удэ, <адрес>, со своей семьей. Кириллова Н.Г. также не относится к числу членов семьи Голендухиной С.Н. Самостоятельного права пользования жилым помещением по адресу: г. Улан-Удэ, <адрес> у П. Т.М., Кирилловой Н.Г. не имеется. На момент вынесения распоряжения в спорном жилом помещении постоянно проживают 5 человек: П. Т.М., Кириллова Н.Г., сожитель истца Степанов Г.Б., муж Кирилловой – Кириллов М.С., несовершеннолетний Кириллов А.М., в собственности указанные лица иного жилья не имеют.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по доверенности Шараева Ю.А. не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела, заявила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Принимая участие в ранее проведенном судебном заседании исковые требования не признала. Суду представила письменные возражения, в которых указала, что П. Т.М. состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 2 человека (сама П. Т.М. и ее дочь Кириллова Н.Г.). Обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи из трех человек составляет 9 кв.м. (нормы жилой площади на одного человека, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), с учетом жилой площади по адресу: г. Улан-Удэ, <адрес>. Истец проживает в указанном жилом помещении с составом семьи № человека, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая – <данные изъяты> кв.м. Данное жилое помещение находится в собственности дочери истца Голендухиной С.Н. Полагает, что распоряжение вынесено Администрацией законно и обоснованно.
Третье лицо Кириллова Н.Г. не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Статьей 50 частями 4, 5 ЖК РФ предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что истец П. Т.М. и член ее семьи – дочь Кириллова Н.Г. в составе двух человек состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец П. Т.М. в собственности жилые помещения не имеет, что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ. П. Т.М. зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было получено П. Т.М. в результате переселения из ветхого, аварийного жилого помещения (<адрес>) с сохранением очереди, так как жилищные условия не улучшались, предоставлялась равноценная квартира. Собственником жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой № кв.м. является дочь истца Голендухина С.Н. в результате приватизации квартиры с согласия всех членов семьи. В указанной квартире постоянно проживают и на регистрации значатся истица П. Т.М., ее дочь Кириллова Н.Г., внук Кириллов А.М. и зять Кириллов М.С. В квартире со слов истицы без прописки также проживает ее гражданский супруг Степанов Г.Б., а также сын истицы Степанов А.Г., работающий вахтовым методом, не имеющий регистрации по месту жительства.
Судом также установлено, что Голендухина С.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Улан-Удэ, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м, где зарегистрирована и проживает со своей семьей.
Распоряжением Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ П. Т.М. и член ее семьи в составе двух человек были сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по п. 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, - в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основанием для снятия с учета послужило то, что на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес> значились № человека, на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м. жилой площади, что более учетной нормы.
При определении обеспеченности жилой площадью истца П. Т.М. и ее членов семьи учитывалась жилая площадь квартиры расположенной по адресу: <адрес> (<данные изъяты> кв.м., в том числе жилая <данные изъяты> кв.м.), а также жилая площадь квартиры по адресу: <адрес>, <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая <данные изъяты> кв.м.) – квартира, принадлежащая Голендухиной С.Н., приходящейся дочерью истцу П.. С учетом количества зарегистрированных лиц в двух указанных жилых помещениях (всего 5 человека), на каждого члена семьи, по мнению ответчика, приходится <данные изъяты> кв.м. (27,3+41,4)/5.
Разрешая требования истца П. Т.М., суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу, что распоряжение Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, семья П. Т.М. подлежит восстановлению в очереди на основании следующего.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введении его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые были приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., определены в ч. 2 ст. 6 названного Федерального закона.
Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодексе Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, П. Т.М., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГГГ, могла быть снята с этого учета в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР. Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Пунктом 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Бурятской АССР по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Постановлением Совета Министров и Совета Профсоюзов Бурятской АССР от ДД.ММ.ГГГГ N 48 было установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 и менее квадратных метров жилой площади. Пунктом 42 указанных Правил предусмотрено, что жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере не менее 9 квадратных метров, кроме случаев предоставления жилого помещения одиноким гражданам и гражданам, имеющим право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Доказательств недобросовестного поведения истца ответчиком не представлено.
Обстоятельством, имеющим правовое значение для решения вопроса об обоснованности снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, является утрата основания, по которому гражданин был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при наличии которых он не мог быть снят с указанного учета.
Из дела видно, что истец П. Т.М. после постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает по адресу: <адрес>, где продолжает проживать до настоящего времени. Ее жилищные условия, в том числе площадь жилого помещения, не изменились.
При определении обеспеченности жилой площадью истца П. Т.М. и ее членов семьи ответчиком Администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ правильно учитывалась жилая площадь квартиры расположенной по адресу: <адрес> (<данные изъяты> кв.м.).
Квартира по адресу: <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. не подлежит учету, поскольку Голендухина С.Н. исключена из состава членов семьи истицы П.. В материалах дела имеется распоряжение Администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которому сняты и исключены Степанов А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Голендухин В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Голендухина О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, из состава семьи П. Т.М., зарегистрированной по адресу: <адрес>, на основании личных заявлений. Голендухина С.Н. на основании личного заявления от 12.02.2015г. была исключена из состава семьи П. Т.М., состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что дочь истицы Голендухина С.Н. со своими детьми официально исключена ответчиком Администрацией Октябрьского района из состава членов семьи П. Т.М., а также то, обстоятельство, что указанные лица обеспечены жилым помещением, проживают отдельно, у ответчика отсутствовали правовые основания для учета жилой площади квартиры расположенной по адресу: <адрес>, (общая площадь <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая - <данные изъяты> кв.м.) при определении нуждаемости истицы П. Т.М. и членов ее семьи.
Факт того, что истица П. Т.М. и члены ее семьи проживают в квартире по <адрес>, принадлежащей на праве собственности Голендухиной С.Н. также не дает оснований полагать, что Голендухина С.Н. с членами своей семьи являются членами семьи П. Т.М. Даже если бы квартира, в которой проживает П. Т.М. была бы записана на ее имя, нуждаемость ее и членов ее семьи определялась бы, исходя из жилой площади, приходящейся на каждого члена ее семьи.
Разрешая настоящий спор и проверяя нуждаемость в улучшении жилищных условий П. Т.М., суд приходит к выводу, что при определении нуждаемости не был учтен член семьи П. Т.М.: муж Кирилловой Н.Г. – Кириллов М.С.., который проживает по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. В собственности указанное лицо иного жилья не имеет. Оснований учитывать в составе семьи П. Т.М. сожителя Степанова Г.Б. суд не усматривает, поскольку на регистрации по адресу истицы он не значится, сведениями о наличии или отсутствии у него иного жилья, суд не располагает. Также не усматривается оснований для учета в составе семьи сына Степанова А.Г., так как по личному заявлению он был исключен из состава семьи П. Т.М. распоряжением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Крупович Г.А., Сафронова О.П. суду показали, что являются соседями семьи П. Т.М., проживающей по адресу: <адрес>. По данному адресу постоянно проживает П. Т.М., ее гражданский муж Степанов Г.Б., дочь П. Кириллова Н.Г. с мужем Кирилловым М.С. и ребенком.
С учетом количества членов семьи П. Т.М., проживающей в указанной квартире (всего 4 человек дочь Кириллова Н.Г., зять Кириллов М.С., внук Кириллов А.М.), исходя из расчета <адрес> кв.м./4, на П. Т.М. и членов ее семьи приходится № кв.м., что ниже учетной нормы 9 кв.м.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий нельзя признать законным, оно нарушает права и законные интересы истца. Оснований для снятия семьи П. Т.М. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у ответчика не имелось.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Петровой Т. М. к Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения, понуждении восстановить в очереди удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ Петрову Т.М. с составом семьи 4 человека на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Дандарова