Дело №2-901/2017
Решение
Именем Российской Федерации
г. Няндома 12 октября 2017 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,
при секретаре Холматовой С.С.,
представителя истца Малыгина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда Архангельской области материалы гражданского дела по исковому заявлению Вислых Л.М. к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании права собственности на индивидуальный жилой дом,
установил:
Вислых Л.М. обратилась с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании права собственности на индивидуальный жилой дом по договору купли-продажи в отсутствии второй стороны, в обоснование иска указав, что на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ она приобрела у ФИО3 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, а также расположенный на нем индивидуальный жилой дом. Договор прошел государственную регистрацию, свои обязательства истец исполнила по нему полностью, однако право собственности было признано за ней только на вышеуказанный земельный участок, которому в последующем был присвоен адрес: <адрес>, кадастровый №, истцом получено свидетельство о регистрации права. Вместе с тем, право собственности на индивидуальный жилой дом по указанному адресу за истцом зарегистрировано не было по причине отсутствия заявления от двух сторон: продавца и покупателя. Просит принять решение о проведении государственной регистрации права собственности за ней на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствии второй стороны – продавца ФИО3 без регистрации договора кули-продажи и права собственности продавца.
Определением Няндомского районного суда Архангельской области от 15 августа 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район».
В ходе рассмотрения дела истец представила заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просит признать за ней право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец Вислых Л.М. в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя.
Представитель истца Малыгин М.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчиков администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» и комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» Цуревская С.В. в судебное заседание не явились, согласно представленным заявлениям администрация и комитет не имеют возражений относительно заявленных исковых требований, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из судебного решения установившего права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу пункта 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Согласно пункту 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Вислых Л.В. и ФИО3 заключен договор купли-продажи жилого дома (с надворными постройками – баней) и прилегающего к нему земельного участка размером 1030 кв.м на <адрес>.
Данный договор между сторонами исполнен, передача жилого дома и земельного участка произведена, что подтверждается актом передачи от этой же даты (л.д. 8-9).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного договора купли-продажи истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д. 10).
В последующем, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, кадастровый номер данного земельного участка изменен с № на №.
Постановлением администрации муниципального образования Няндомский муниципальный район №722 от 02 июня 2017 года индивидуальному жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №, присвоен следующий адрес: <адрес> (л.д. 11).
Согласно техническому паспорту на спорный жилой дом, составленному по состоянию на 23 мая 2017 года, данный жилой дом имеет инвентарный №.
Однако, как следует из представленных документов площадь жилого дома, указанная в договоре купли-продажи, а именно: общеполезная площадь - 45,0 кв.м, в том числе жилая площадь - 25,0 кв.м, разнится с площадью, указанной в техническом паспорте на дом, согласно которому общая площадь жилого дома - 19,4 кв.м, в том числе жилая площадь - 8,6 кв.м.
Обращаясь в суд с указанным иском, истец указала, что в ином порядке, кроме судебного, оформить право собственности на жилой дом возможности не имеет, ввиду отсутствия второй стороны по сделке.
Из материалов дела следует, что истцом предпринимались меры к регистрации прав на спорный жилой дом.
В силу положений части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 5 части 2 статье 14 указанного закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Разрешая исковые требования, суд исходит из того, что договор между сторонами исполнен, передача жилого дома покупателю Вислых Л.В. произведена, требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения продавцом, не иными лицами не заявлено.
Так, как указывалось ранее, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения ему этого имущества и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (пункт 1 статьи 556 ГК РФ). Покупатель становится законным владельцем объекта недвижимости и имеет право на защиту права владения на основании статьи 305 ГК РФ (пункт 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Постановления Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Вместе с тем, поскольку в договоре купли-продажи от 20 июня 2001 года допущена ошибка в части указания размера площади жилого дома, истец только путем обращения в суд с вещным иском имеет возможность оформить право собственности на данный жилой дом.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Вислых Л.В. и признании за ней права собственности на указанный в иске жилом дом.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Вислых Л.М. к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании права собственности на индивидуальный жилой дом удовлетворить.
Признать за Вислых Л.М. право собственности на жилой дом, с инвентарным номером №, расположенный по адресу: <адрес> расположенный на земельном участке с кадастровым номером №.
Данное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о регистрации права собственности Вислых Л.М. на индивидуальный гараж, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17 октября 2017 года.
Председательствующий подпись Е.Н. Воропаев