Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-449/2015 ~ М-475/2015 от 12.10.2015



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Завитинск     

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Щукиной Г.Д.

при секретаре Аксеновой Н.Е,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

ФИО1 к ФИО4 и ФИО5 о возложении на ответчиков обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд иском к ФИО4 и ФИО5 о возложении на ответчиков обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ , указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и его женой ФИО1 с одной стороны и <***> с другой стороны, был заключен кредитный договор по условиям которого ему и его жене ФИО1 был предоставлен ипотечный кредит в размере <***> для приобретения готового жилья – жилого дома с земельным участком по <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ, после приобретения ими данного дома с земельным участком он обратился ФИО4 с заявлением о предоставлении социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ , полученному им на приобретение жилья, которое в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 №26, решением данного учреждения от 24 декабря 2012 года № 13, было принято последним к компенсации части расходов по уплате процентов по заключенному им 07 ноября 2012 года ипотечному кредитному договору № 169814, в связи с чем, он стал участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года №617.

В силу п.9 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, выплата компенсации части расходов осуществляется ФИО4 за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом, в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от ФИО5.

Однако с ДД.ММ.ГГГГ оказываемая ему социальная поддержка, в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия бюджетных ассигнований, выделяемых на данные цели ответчиками не производится, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность на общую сумму <***>.

Поскольку, несмотря на его неоднократные обращения, ответчики не исполняют возложенные на них подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Амурской области на 2012-2015 годы», обязанности, просит возложить на ответчиков обязанность по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <***>. и взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлине в сумме <***> рублей.

В ходе подготовки к судебному заседанию истец ФИО1 уточнил свои исковые требования, попросив возложить на ответчиков обязанность по осуществлению до ДД.ММ.ГГГГ выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <***>.

В судебное заседание ФИО1, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился, направив заявление в котором, просил о рассмотрении дела в его отсутствии в связи с производственной необходимостиью в котором поддержал свои уточненные исковые требования.

Представитель ФИО4, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направив отзыв на исковое заявление ФИО1 в котором возражая против исковых требований последнего, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указывая, что механизм предоставления социальных выплат, указанных ФИО1в исковом заявлении установлен постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26, и было утверждено Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26, принятого в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617., предусмотревшего, что финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В соответствии с ч. 2 ст. 179, ст. 69 Бюджетного кодекса РФ, в рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения, при этом в силу требований ст.ст. 6, 21, 74.1 Бюджетного кодекса РФ и Законов Амурской области от 17.12.2012 года №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», от 16.12.2013 года №298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, не отнесены к публичным нормативным обязательствам, в связи с чем подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Бюджетные ассигнования, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете на 2013 и 2014 годы были выделены в полном объеме Министерством социальной защиты населения Амурской области ГКУ АО – УСЗН по городским округам и муниципальным районам области, законом Амурской области от 10.12.2014 №458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено выделение на данные цели 39 950 тысяч рублей. Поскольку ФИО4 в пределах выделенных ему денежных средств из бюджета Амурской области, с учетом очередности подачи заявлений получателями данной компенсации, произвел выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, то исковые требования ФИО1 являются не обоснованными.

Представитель ответчика- ФИО5, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил и ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направил.

Представители третьих лиц - ФИО5, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили и ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направили.

Изучив материалы дела, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социального развития Российской Федерации» №115-ФЗ от 20 июля 1995 года (действовавшего до 10 июля 2014 года) Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Вместе с тем, согласно ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ, Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Таким образом, цели, основные принципы и общий порядок разработки и принятия концепции, прогнозов и программ социально-экономического развития, в том числе целевых программ субъектов Российской Федерации, регламентируются вышеприведенными законодательными актами, а также Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 года №184-ФЗ.

Во исполнение данных федеральных законов постановлением Правительства Амурской области от 07 декабря 2007 года №28 был утвержден Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности, в соответствии с которым целевая программа по своей структуре и содержанию должна отражать краткую ее характеристику с указанием целей, задач, основных этапов и сроков их выполнения; программные мероприятия и их технико-экономическое обоснование; механизм реализации целевой программы; ресурсное обеспечение программы; прогноз конечных результатов и индикаторы эффективности реализации целевой программы; организацию управления реализацией программы

В последующем постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года №617 была утверждена Долгосрочная целевая программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы», включившая в перечень основных мероприятий оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, которая определила состав исполнителей и участников подпрограммы, а также механизм ее реализации, установив, что оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, производится государственными казенными учреждениями – управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, утверждаемым постановлением Правительства Амурской области.

После чего постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, включившее в состав участников данной подпрограммы: граждан, заключивших не ранее 01 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта; граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, заключивших с 1 января 2011 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека, при условии заключения кредитного договора (договора займа): на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области; на достройку жилья по неисполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории Амурской области; на погашение ранее выданного ипотечного кредита (перекредитование), средства которого были направлены на оплату обязательств по неисполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории Амурской области (пункт 2 Положения, в редакции действующей до 1 января 2013 года) и определившее, что компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом и что размер компенсации за месяц не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц (пункт 4 Положения), а также установившее, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год (пункт 10 Положения).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между <***>, с одной стороны, и ФИО1 и ФИО1 с другой стороны, был заключен кредитный договор , по условиям которого созаемщикам ФИО1 и ФИО1 был предоставлен ипотечный кредит в размере <***>, для приобретения готового жилья - жилого дома жилой площадью <***> кв.м с земельным участком площадью <***> кв.м по <адрес> под <***> годовых, на срок <***> месяцев.

В ДД.ММ.ГГГГ созаемщик ФИО1 относящийся к гражданам, заключившим не ранее ДД.ММ.ГГГГ с банком ипотечный кредитный договор на сумму не более 2 000 000 рублей на приобретение жилья на территории Амурской области, при наличии письменного согласия созаемщика ФИО1 обратился ФИО4 с заявлением о предоставлении ему социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , предоставленному ему банком для приобретения готового жилья.

Решением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ расходы по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному ФИО1 и ФИО1 с <***> были приняты к компенсации в части расходов по уплате процентов по данному кредитному договору.

Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что между сторонами ФИО1 и ФИО4 возникли правоотношения по оказанию государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617.

В связи с чем, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в порядке предусмотренном Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области 25 января 2012 года №26, оказывалась социальная поддержка путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, а с ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ФИО4 начисляло, но не выплачивало последней данную социальную поддержку (государственную поддержку) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в результате чего, согласно ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, за период ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность в сумме <***>, в том числе: <***>

В этот период постановлением Правительства Амурской области от 26 декабря 2012 года №783 (вступившим в силу с 01 января 2013 года), установившим, что гражданам, которые до вступления в силу настоящего постановления в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26 получали социальную выплату в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или представили документы для ее получения, указанная социальная выплата предоставляется в том же порядке, установленном до вступления в силу данного постановления(пункт 2 Постановления), были внесены изменения в Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденное постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26, включившие в состав участников данной подпрограммы: граждан, являющихся работниками областных государственных или муниципальных учреждений области (по основному месту работы), государственными гражданскими служащими области, муниципальными служащими области, инвалидами I группы, заключивших не ранее 1 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта; граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, заключивших с 1 января 2011 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека, при условии заключения кредитного договора (договора займа): на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области; на достройку жилья по не исполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории Амурской области; на погашение ранее выданного ипотечного кредита (перекредитование), средства которого были направлены на оплату обязательств по не исполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории Амурской области (пункт 2 Положения).

Постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 года №329 было признано утратившим силу постановление Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" (в редакции постановления Правительства области от 23 сентября 2011 г. N 598); постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года №519 было признано утратившим силу постановление Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617 «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», в состав которой входила подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы»; а постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года №754 в связи с принятием государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446, было признано утратившим силу постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков».

Вместе с тем в данный период был принят Федеральный закон от 28.06.2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», определивший, что государственная программа субъекта Российской Федерации - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителем и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта РФ (п. 32 ст. 3), а также установивший требования к государственным программам.

Постановлением Правительства Амурской области от 29 июля 2013 года №329 был утвержден Порядок принятия решений по разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» в соответствии с которым государственная программа по своей структуре и содержанию должна отражать краткую ее характеристику с указанием координаторов программы, участников программы, целей, задач, перечня подпрограмм, включенных в состав программы, основных этапов и сроков их выполнения; объемов ассигнований областного бюджета государственной программы, ожидаемых результатов, характеристики программных мероприятий, приоритетов государственной политики в сфере реализации программы, сведений об основных мерах правового регулирования, мер финансово-экономического регулирования, ресурсного обеспечения и риска реализации,

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446, была утверждена Государственная программа Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", введенная в действие с 1 января 2014 года, в состав которой была включена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», целью которой является развитие ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирование рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья, а в число основных мероприятий включено направление средств областного бюджета гражданам, по заявлениям которых в установленном порядке до 01 января 2015 года были приняты соответствующие решения, в рамках осуществления мероприятия по выплате компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Учитывая, вышеизложенные положения подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, суд приходит к убеждению, что данная подпрограмма является правопреемником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617 и направлена на выполнение Правительством Амурской области взятых на себя обязательств по оказанию государственной поддержки гражданам, по заявлению которых до 01 января 2015 года были приняты решения о выплате компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В связи с чем, ФИО1. ранее являющийся участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617, с 1 января 2014 года стал участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, и имеет право на получение государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, которая согласно пункту 2 постановления Правительства Амурской области от 24 декабря 2014 года №784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», установившего, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 данного постановления, в число которых входит постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке, должна выплачиваться в порядке, установленном Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26.

Поскольку из ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ, Федерального закона №115-ФЗ от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социального развития Российской Федерации» и Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности", утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28, а также из Федерального закона от 28.06.2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Порядка принятия решений по разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденного постановлением Правительством Амурской области от 29 июля 2013 года №329 - следует, что состав исполнителей и участников государственной программы определяется и согласовывается еще на стадии разработки и принятия программы, которая после утверждения ее постановлением Правительства субъекта РФ, в силу требований ч. 2 ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ, становится обязательной для исполнения в субъекте РФ всеми находящимися на территории субъекта РФ федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления субъекта РФ, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, в связи с чем в соответствии п. 3.5 Положения о Министерстве социальной защиты населения Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 03 августа 2007 года №459, Министерство социальной защиты населения Амурской области, являясь исполнителем и участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617, и подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, обязано осуществлять функции получателя средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых законом о бюджете на соответствующий год, предусмотренных на реализацию возложенных на министерство полномочий и главного распорядителя данных денежных средств, в том числе путем распределения их по подведомственным получателям бюджетных средств - государственным казенным учреждениям – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области, а ФИО4, находящееся согласно Уставу в ведомственном подчинении ФИО5 (п.1.4) и являющееся соисполнителем и участником данных подпрограмм обязано в пределах предоставленных ей ФИО5 бюджетных ассигнований, исполнить бюджетные обязательства, по предоставлению социальной поддержке (государственной поддержке) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков

Согласно приложению №6, утвержденного ст.7 Закона Амурской области от 17.12.2012 года №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», приложению №8, утвержденного ст. 8 Закона Амурской области от 16.12.2013 года № 298-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», приложению №8, утвержденного ст. 8 Закона Амурской области от 10.12.2014 года № 458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», - на выполнение подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы было выделено главному распорядителю средств областного бюджета – Министерству социальной защиты населения Амурской области, соответственно в 2013 году - 436 977,4 тысяч рублей; в 2014 году - 55 000 тысяч рублей, в 2015 году – 75 509,1 тысяч рублей, что значительно ниже объемов ассигнований из областного бюджета, предусмотренных подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617, и подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, на данные годы, в виде выделения из средств областного бюджета на реализацию данных подпрограмм в 2012 году - 600 640.1 тысяч рублей, 2013 году - 451 589,4 тысяч рублей, 2014 году – 123 645,504 тысяч рублей, 2015 году -88 600, 000 тысяч рублей.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 04 декабря № 415-О и др.).

Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Поскольку ФИО5, являясь исполнителем и участником, а ФИО4, являясь соисполнителем и участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года №617, а также подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446, включая ФИО1 в участники данных подпрограмм, взяли на себя обязательство по предоставлению последней за счет средств областного бюджета, выделенных им на данные цели, в течение первых 36 месяцев пользования ипотечным кредитом, социальной поддержки (государственной поддержки) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, но начиная ДД.ММ.ГГГГ не выполняют в отношении последней взятых на себя обязательств, то суд, принимая во внимание, что на ФИО5, возложена обязанность главного распорядителя денежных средств выделенных ему из бюджета Амурской области для реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 446, в том числе, путем распределения их по подведомственным получателям бюджетных средств - государственным казенным учреждениям – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области, в связи с чем оно не может являться надлежащим ответчиком по уточненным исковым требованиям ФИО1 приходит к выводу, что уточненные исковые требования ФИО1 к ФИО4 о возложении на последнее обязанность по осуществлению до ДД.ММ.ГГГГ выплаты социальной поддержки (государственной поддержки) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ , за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <***> подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальную поддержку (государственную поддержку), которые в гражданско-правовом смысле не являются имущественными, и что при подаче иска истцом была уплачена в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в сумме <***> рублей, что подтверждается чеком – ордером от ДД.ММ.ГГГГ, то исковые требований ФИО1. о взыскании с ответчиков государственной пошлины в сумме <***> рублей, с учетом того, что ФИО5 не является надлежащим ответчиком по данным исковым требованиям, подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования ФИО1 к ФИО4 удовлетворить.

Обязать ФИО4 до ДД.ММ.ГГГГ выплатить ФИО1 за счет средств бюджета <адрес> компенсацию части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ , за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <***>.

Взыскать с ФИО4 в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере <***> рублей.

Уточненные исковые требования ФИО1 к ФИО5 о возложении обязанности по осуществлению до ДД.ММ.ГГГГ выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ , за период ДД.ММ.ГГГГ и взыскании расходов по уплате государственной пошлины, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                      Г.Д.Щукина

2-449/2015 ~ М-475/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Павленко Иван Владимирович
Ответчики
ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г Завитинску и Завитинскому району
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Другие
Министерство финансов Амурской области
Правительство Амурской области
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Щукина Галина Дмитриевна
Дело на странице суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
12.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2015Передача материалов судье
13.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2015Судебное заседание
05.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее