Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-444/2018 ~ М-313/2018 от 27.03.2018

                                                                                                  Дело №2-444/2018 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
25 мая 2018 года                                г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

при секретаре Ванюта Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа в интересах Кошевой Н.В., Ударовой С.Г., Булычевой Г.В., Грушка В.А., Михеевой Л.Н., Кошева Н.Г. к муниципальному унитарному предприятию «Служба Заказчика по жилищно-коммунальным услугам поселка Искателей» о возложении обязанности выполнить работы по приведению общего имущества в многоквартирном доме в надлежащее состояние,

установил:

Государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Инспекция) обратилась в суд с иском в интересах Кошевой Н.В., Ударовой С.Г., Булычевой Г.В., Грушка В.А., Михеевой Л.Н., Кошева Н.Г. к МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п.Искателей» о возложении обязанности выполнить работы по приведению общего имущества в многоквартирном доме в надлежащее состояние.

В обоснование заявленных требований указав, что 30.01.2013 между собственниками <адрес> в <адрес> и МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п.Искателей» заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого в обязанности управляющей компании входило обеспечение надлежащего содержания фасадов, своевременное устранение выявленных повреждений и нарушений, связанных с содержанием фасадов данного дома. По результатам внеплановых проверок деятельности управляющей компании были выданы предписания об устранении нарушений лицензионных требований в том числе связанных с ненадлежащим содержанием фасадом здания, который требовал проведения ремонтных работ. Вместе с тем, указанные предписания Инспекции ответчиком исполнены не были, ремонтные работы не проведены до настоящего времени. Полагает, что поскольку управляющая компания игнорирует требования закона о надлежащем исполнении обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, то просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.09.2018 привести в надлежащее состояние фасада <адрес> в <адрес>, восстановив его окрасочный слой, с целью усиления пожаробезопасности и защиты от грибка и гниения.

Представители Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа Стасев Д.М., Абрамовский С.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Полагают, что не включение в условия договора управления многоквартирного дома, предоставляемой собственникам жилья в указанном доме услуги по ремонту фасада и не оплата указанной услуги собственниками не освобождает управляющую организацию от ее неисполнения. Указали, что после получения предписаний, ответчик не лишен был права выступить инициатором проведения общего собрания собственников для включения в договор управления услуги по ремонту фасада дома, однако указанных действий не произвел.

Истцы Кошева Н.В., Булычева Г.В. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить. Не оспаривали, что услуга по ремонту фасада зданиям в договор управления не включена, собственниками не оплачивалась, решение собственниками о необходимости проведения ремонтных работ не принималось.

В судебное заседание Ударова С.Г., Грушка В.А., МихееваЛ.Н., Кошев Н.Г. не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом.

Представитель МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п.Искателей» Васендин А.В. с заявленными требованиями не согласился по основаниям изложенным в отзыве.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Пунктом 4 ч.6 ст. 20 ЖК РФ предусмотрено, что орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

В силу ч.ч.2.3, 3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Судом установлено, что МУП «Служба заказчика по ЖКУ п. Искателей» является управляющей организацией многоквартирного жилого <адрес> НАО на основании договора управления многоквартирным домом от 30.01.2013, заключенного между собственниками жилых и нежилых помещений данного дома и МУП «Служба заказчика по ЖКУ п. Искателей».

Истцам Кошевой Н.В., Ударовой С.Г., Булычеву Г.В., Грушка В.А., Михеевой Л.Н., Кошеву Н.Г. на праве собственности принадлежат жилые помещения в указанном многоквартирном доме.

По условиям, заключенного договора управления от 30.01.2013 управляющая организация обязалась по поручению и за счет собственников, оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, обеспечивать выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п.3.1 Договора).

В свою очередь, собственники обязались вносить плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, дополнительные платежи, в случае принятия решения об их сборе общим собранием собственников (п.4.2.1 договора).

Из п. 3.2 договора следует, что содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома включает в себя: услуги по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с Техническим регламентом обслуживания общего имущества (Приложение №2); услуги по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с Перечнем работ по текущему ремонту общего имущества (Приложение №3), ежегодно утверждаемому общим собранием собственников многоквартирного дома либо согласованному Советом многоквартирного дома.

В соответствии с Приложением №3 к договору от 30.01.2013 собственники установили перечень работ по текущему ремонту общего имущества: содержание и обслуживание газовых сетей до запорной арматуры; вывоз твердых бытовых отходов; промывка и испытание систем отопления по окончании отопительного сезона и испытаний перед началом отопительного сезона; измерение сопротивления изоляции сетей; аварийное обслуживание (немедленное устранение неисправностей в системах водопровода, канализации, центрального отопления и сетях электроснабжения); слив и наполнение водой системы отопления, водоснабжения; услуги управляющей организации.

При этом из Приложения №2 к договору от 30.01.2013 следует, что на общем собрании собственники отказались от предлагаемой управляющей организацией услуги касающейся содержания стен и фасадов здания, в том числе по удалению элементов декора, представляющих опасность, отбивки отслоившейся штукатурки и плитки, осмотра – 2 раза в год; укрепление домовых номерных знаков.

Из материалов дела следует, что Инспекцией в отношении МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п.Искателей» проведена внеплановая выездная проверка по итогам которой составлен акт №61-лк от 06.10.2015 и ответчику выдано предписание №17-лк, согласно которому на управляющую компанию в срок до 01.08.2016 была возложена обязанность в том числе по планированию и проведению работ по ремонту фасада жилого <адрес> НАО, поскольку было установлено, что на фасаде частично сгнила облицовочная доска, разрушен окрасочный слой.

В последующем, Инспекцией МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п.Искателей» было выдано новое предписание №159-лк, в котором ответчику вновь предложено в срок до 01.09.2017 запланировать и провести работы по ремонту фасада здания.

Поскольку ответчиком в установленный срок предписания государственного органа не выполнены, а работы не были проведены, то МУП «Служба Заказчика по ЖКУ <адрес>» неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

На основании приказа Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа №51 от 03.04.2017 в реестр лицензий Ненецкого автономного округа внесены изменения с исключением из него сведений об управлении МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п.Искателей» многоквартирным домом по адресу: НАО, <адрес> связи с назначением в 2016 году последнему двух административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнения предписания органа государственного жилищного надзора в отношении указанного дома.

Вместе с тем, до настоящего момента в соответствии со ст. 200 ЖК РФ ответчик осуществляет управление данным многоквартирным домом.

Заявляя требование о возложении обязанности выполнить работы по приведению общего имущества в многоквартирном доме в надлежащее состояние, а именно восстановить окрасочный слой фасада многоквартирного <адрес> в <адрес> НАО, с целью усиления пожаробезопасности и защиты от грибка и гниения, Государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа ссылается на то обстоятельство, что МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п.Искателей» ненадлежащим образом исполняет взятые на основании договора управления от 30.01.2013 обязательства по содержанию общего имущества, а также до настоящего времени не исполнило предписания Инспекции.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 290 ГК РФ.

Собственники помещений в многоквартирном доме в силу ч. 2 ст. 36, ч. 1 ст. 44 ЖК РФ владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме, а также несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно статьям 210 и 249 ГК РФ и ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В силу п.п. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту – Правила) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 17 и 18 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, по решению общего собрания собственников помещений проводится текущий ремонт общего имущества для устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

Учитывая вышеприведенные положения, возложение на управляющую организацию обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в этом доме от решения вопросов о содержании этого имущества путем проведения общего собрания по вопросам, отнесенным законом к его компетенции, в том числе по вопросам о проведении текущего ремонта общего имущества и, соответственно, о порядке его финансировании.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п.п. «з» п. 11 Правил).

В соответствии п. 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.

В силу п. 4.2.3.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 N 170 фасады деревянных неоштукатуренных зданий (рубленных, брусчатых и сборно-щитовых) с обшивкой и без обшивки должны периодически окрашиваться паропроницаемыми красками или составами для усиления пожаробезопасности и защиты от грибка и гниения.

Согласно пункту 2 Перечня работ, относящихся к текущему ремонту, имеющемуся в приложении N 7 к указанным Правилам, герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.

Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом (ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).

Вместе с тем, отнесение работ по выполнению текущего ремонта к работам по содержанию общего имущества не может служить основанием для безусловного возложения данной обязанности на управляющую организацию.

Приложением №3 к договору управления от 30.01.2013 определен перечень работ и услуг по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома общей стоимостью 26 руб. 89 коп., которые ответчик обязан выполнять, как управляющая организация, тогда как ремонт фасадов в указанный перечень не входит, таким образом, в данном случае отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности, не предусмотренной договором.

Кроме того, условиями договора управления предусмотрено, что управляющая организация имеет право за дополнительную плату оказывать услуги и работы по управлению многоквартирным домом, которые не входят в перечень услуг, предусмотренных настоящим договором (п.5.1.3), а также имеет право в порядке исполнения п. 5.1.4 договора формировать предложения по проведению дополнительных работы по содержанию и текущему ремонту с экономическим обоснованием затрат.

Суд также учитывает то обстоятельство, что собственники многоквартирного <адрес> в <адрес> НАО отказались от услуги, предлагаемой управляющей организацией по ремонту стен и фасадов здания, равно как не выступали в период действия договора управления с момента его заключения в порядке ст.ст. 44, 45 ЖК РФ инициатором включения работ по текущему ремонту фасада здания в качестве обязательных работ, следовательно, внесение ежемесячной платы на их проведение не производилось, что истцами в процессе рассмотрения не оспаривалось и подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.

Помимо возложения на собственников помещений многоквартирного дома обязанности по внесению платы за проведение в том числе текущего ремонта, законодателем на них также возложена обязанность по принятию решения о необходимости проведения таких работ.

Тогда как из материалов дела не следует, что собственниками принималось решение о проведении текущего ремонта фасада многоквартирного дома.

Довод представителя Инспекций о том, что заявленные работы, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», в связи с чем их выполнение ответчиком является обязательным суд находит несостоятельным.

Действительно, согласно п.9 указанного постановления, закреплена обязанность управляющих компаний по выполнению работ в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов.

Однако истцом не учтено, что в соответствии с п. 2 постановления, утвержденные им перечень и Правила применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу данного постановления.

Кроме того, суд отмечает, что несмотря на то, что вступившими в законную силу постановлениями мировыми судьями Ненецкого автономного округа от 24.02.2016, 16.11.2016, 16.11.2017 МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п.Искателей» признавалось виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.24 ст. 19.5 КоАП РФ, исходя из представленных в материалы дела доказательств правового значения не имеют.

Как следует из ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, данные постановления в настоящем споре преюдициальное значение не имеют, поскольку истцы в ранее рассматриваемом судом споре сторонами по делу не являлись.

Суд также учитывает, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих угрозу жизни и здоровью лиц, проживающих в доме, а также последствий, которые могли бы возникнуть в результате непроведения работ по ремонту фасада дома.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Государственной инспекции строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа в интересах Кошевой Н.В., Ударовой С.Г., Булычевой Г.В., Грушка В.А., Михеевой Л.Н., Кошева Н.Г. к муниципальному унитарному предприятию «Служба Заказчика по жилищно-коммунальным услугам поселка Искателей» о возложении обязанности выполнить работы по приведению общего имущества в многоквартирном доме в надлежащее состояние оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий                                                                              Д.А.Яровицына

Копия верна

Судья                                                                                                                Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2018 года

2-444/2018 ~ М-313/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Грушка Вера Александровна
Государственная инспекция строительного и жилищного надзора НАО
Кошева Надежда Вячеславовна
Кошев Николай Геннадьевич
Михеева Лидия Никифоровна
Ударова Светлана Геннадьевна
Булычева Галина Васильевна
Ответчики
МУП " Служба Заказчика по жилищно-коммунальным услугам поселка Искателей "
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Яровицына Дарья Андреевна
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
27.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2018Передача материалов судье
02.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.04.2018Предварительное судебное заседание
16.05.2018Предварительное судебное заседание
25.05.2018Судебное заседание
30.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2018Дело оформлено
30.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее