Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2012 года Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Крушинской М.К., с участием представителя истца Трониной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-...\12 по иску прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах Российской Федерации к Отделу Управления Федеральной Миграционной службы России по .... в ...., Кандакову С.А., Шокирову Н.М. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, обязании снять с миграционного учета по месту пребывания,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти Самарской области обратился в суд с иском к ОУФМС России по .... в ...., Кандакову С.А., Шокирову Н.М. о признании Шокирова Н.М. не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: ....; признании постановки его на учет по месту пребывания на период с ... по ... недействительной; обязании ОУФМС России по .... в .... снять Шокирова Н.М. с миграционного учета по месту пребывания.
В судебном заседании представитель истца Тронина Т.Н. на исковых требованиях настаивала и пояснила, что прокуратурой проведена проверка исполнения миграционного законодательства. В ходе проверки установлено, что Кандаковым С.А. в ... году оформлялись уведомления о временном пребывании иностранных граждан по адресу: ..... Указанная квартира принадлежит Кандакову С.А. на праве общей долевой собственности (доля в праве ...), общая площадь квартиры – ... кв.м. В ходе проверки установлено, что в указанной квартире поставлены на миграционный учет по месту пребывания более 15 иностранных граждан, в том числе гражданин Республики Таджикистан Шокиров Н.М. Согласно объяснениям Кандакова С.А., по указанному адресу он ставит на миграционный учет иностранных граждан на возмездной основе – 800 рублей с каждого иностранного гражданина, при этом они проживают по другим адресам, так как фактически он им жилья не предоставляет. В ходе проверки установлено, что Шокиров Н.М. по указанному адресу не проживает, место его нахождения не известно. Шокиров Н.М. встал на миграционный учет по указанному адресу, зная, что не будет проживать в течение всего периода учета по месту пребывания. Шокиров Н.М. право пользования жилым помещением по указанному адресу не приобрел, в данное жилое помещение не вселялся, указанный адрес был использован им исключительно для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Кандаковым С.А. жилое помещение предоставлено Шокирову Н.М. только для постановки последнего на миграционный учет, без права пользования, пребывания или проживания в нем. Предоставление адреса жилого помещения позволило иностранному гражданину легализоваться на территории Самарской области и Российской Федерации в целом. Шокиров Н.М. предоставил в орган миграционной службы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего пребывания, что препятствует исполнению им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.
Ответчик ОУФМС России по .... в .... в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, а также письменный отзыв на иск, в котором указал на согласие с заявленным иском и пояснил, что ... Кандаков С.А. уведомил ОУФМС о прибытии иностранного гражданина Шокирова Н.М., предоставив документы, предусмотренные ст.29.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст.6.7.8 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Постановка на миграционный учет Шокирова Н.М. проведена в соответствии со ст.6.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Об отсутствии намерения иностранного гражданина проживать по заявленному адресу сотруднику миграционной службы сообщено не было, знать об этом должностное лицо не может. В связи с этим, при отсутствии сведений, указанных в п.23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и п.37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных лиц и лиц без гражданства в Российской Федерации» органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранного гражданина с миграционного учета, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о постановке на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. Вследствии непроживания Шокирова Н.М. по месту пребывания – .... возникает проблема осуществления контроля за иностранным гражданином, временно находящимся на территории РФ, со стороны правоохранительных органов, ФМС в целях недопущения нарушений законодательства РФ со стороны иностранных граждан.
Ответчики Кандаков С.А., Шокиров Н.М. возражения на иск не представили, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, об отложении разбирательства не просили.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, изучив доводы отзыва и материалы дела, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Обращение прокурора с заявленными требованиями обусловлено необходимостью защиты интересов РФ в области миграционных правоотношений, направлено на противодействие незаконной миграции на территории РФ, на обеспечение национальной безопасности государства, защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Федеральным законом от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее Закон) определены основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений.
Согласно статье 2 Закона место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданина находился и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 7 Закона при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами РФ.
Статьей 21 Закона установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учет.
Судом установлено, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти была проведена проверка исполнения миграционного законодательства. Обстоятельства, установленные в ходе проверки, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела судом.
Установлено, что ... Кандаков С.А., являющийся собственником квартиры по адресу: .... (... доля в праве общей долевой собственности), уведомил ОУФМС о прибытии гражданина Республики Таджикистан Шокирова Н.М. по указанному адресу. Шокиров Н.М. был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по указанному адресу на период с ... по ...
Однако, Шокиров Н.М. по указанному адресу не проживает, что подтверждается объяснениями Кандакова С.А., С.С.Н., С.В.Л., рапортами УУП ОП 23 У МВД России по .... Наумова А.Н. от ..., ...
Таким образом, Шокиров Н.М. право пользования жилым помещением по адресу: ...., не приобрел, в него не вселялся; адрес использовался им лишь для подачи сведений в орган, осуществляющий миграционный учет иностранных граждан. Следовательно, Шокировым Н.М. были предоставлены в миграционные органы заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего пребывания, а поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Признать Шокирова Н.М., ... года рождения, не приобретшим право пользования жилым помещением по адресу: .....
Признать постановку Шокирова Н.М., ... года рождения, на миграционный учет по месту пребывания по адресу: ...., на период с ... по ... недействительной.
Обязать Отдел Управления Федеральной Миграционной службы России по .... в .... снять Шокирова Н.М., ... года рождения, уроженца Республики Таджикистан, гражданина Республики Таджикистан, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: .....
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Лифанова
Решение в окончательной форме принято в совещательной комнате 14.11.2012 года
Судья Л.Ю. Лифанова