Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5738/2014 ~ М-5104/2014 от 10.06.2014

2-5738/27-2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июня 2014 г. г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Зариповой Е.В.,

при секретаре Долгих Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хлыстовой (Косенко) Г.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании решения городской жилищной комиссии и обязании совершить действия,

у с т а н о в и л:

Заявительница обратилась в суд по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях дальнейшего участия в подпрограмме «Обеспечением жильем молодых семей», что подтверждается письмом Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ семья заявительницы была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» согласно письму Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Решением городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ семья заявительницы была исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года по Петрозаводскому городскому округу в связи достижением заявительницей полных 35 лет. Заявительница считает данное решение незаконным и нарушающим ее права. На момент принятия решения о включении семьи заявительницы на участие в программе «Жилище» на 2002-2010 годы, а далее в программе «Жилище» на 2011-2015 годы, семья заявительницы отвечала предъявляемым требованиям для включения их в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты в соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285. Поскольку предоставление и реализация права молодой семьи на жилищные льготы в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 носит заявительный характер, то при решении вопроса о предоставлении семье заявительницы социальных выплат для приобретения жилья необходимо исходить именно из даты подачи молодой семьей соответствующего заявления, свидетельствующего о желании реализовать принадлежащее право, в органы местного самоуправления. Исключение семьи из списков молодых семей участников подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, спустя 5 лет после подачи заявления о включении в состав участников этих подпрограмм ввиду достижения человеком предельного возраста является формальным и не отвечает целям действующего законодательства в соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, так и Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 не предусматривали возможность исключения молодой семьи из участия в подпрограмме, в том числе по признакам достижения предельного возраста, в соответствии с пп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Исходя из толкования вышеуказанных норм, приведенные положения не регулируют порядок исключения молодой семьи из участников подпрограммы, а предусматривают требования, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами, в том числе в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена. Заявительница считает, что решение городской жилищной комиссии от 29 августа 2013 года носит произвольный характер. Конституционный суд Российской Федерации неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством и муниципальными образованиями принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 01 декабря 1997 года № 18-11, от 19 июня 2002 года №11-П. от 23 апреля 2004 года № 8-П, определения от 04 декабря 2003 года № 415-0 и др.). Просит суд признать незаконным решение городской жилищной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года по Петрозаводскому городскому округу и восстановить ее семью в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года по Петрозаводскому городскому округу.

<данные изъяты>

Заявительница Хлыстова (Косенко) Г.Н. и ее представитель Ржановский В.Н., действующий на основании п. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики - Наумов А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил, что в соответствии с п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с п.п. «а» п. 6 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом (т.е. в данном случае - в 2014 году) не должен превышать 35 лет. На момент формирования Администрацией списка участников программы в 2013 году истцу исполнилось 35 лет, что противоречит указанному требованию Правил. Следовательно, решение Администрации Петрозаводского городского округа законно и обоснованно.

В соответствии со 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 249, ч. 1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, в результате которых были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку молодым семьям в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы. Согласно подп. «а» п. 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году формируются органом местного самоуправления муниципального образования в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому. Данные списки представляются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п.п. 21, 23, 25,26 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусматривает в своем составе подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Указанным постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, которыми установлены условия участия молодых семей в данной подпрограмме.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и использования (далее – Правила) в рамках реализации подпрограммы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а так же неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируем году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Таким образом, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» может быть молодая семья, если возраст одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия согласно п. 18 данных Правил исключает возможность участия семьи в указанной подпрограмме.

В соответствии с п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее – орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируем году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Решением городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ семья Хлыстовой (Косенко) Г.Н. исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы по Петрозаводскому городскому кругу в связи с достижением Хлыстовой (Косенко) Г.Н. возраста полных 35 лет.

Доводы заявительницы о том, что решение комиссии об исключении семьи из списка участников подпрограммы неправомерно, так как на момент подачи необходимых документов и включения семьи в подпрограмму возраст заявительницы не превышал 35 лет, являются неосновательными, поскольку гражданин с момента признания участником подпрограммы становится лишь претендентом на получение субсидии, что не свидетельствует об одновременном приятии уполномоченным органом решения о предоставлении такой субсидии, а так же возрастной критерий участников подпрограммы на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не может превышать 36 лет. В данном случае на ДД.ММ.ГГГГ (дату принятия решения) Хлыстовой (Косенко) Г.Н. исполнилось <данные изъяты> лет, что не соответствует критериям, предъявляемым законодательством к молодым семьям.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения заявления Хлыстовой (Косенко) Г.Н. о признании незаконным решения городской жилищной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года по Петрозаводскому городскому округу и восстановлении ее семьи в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года по Петрозаводскому городскому округу не имеется.

Суд также учитывает, что предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является только одним из способов решения жилищной проблемы лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявительница не лишена возможности улучшить свои жилищные условия в ином порядке, с учетом очередности, предусмотренной нормами жилищного законодательства.

Кроме того, согласно ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 (ред. от 09 февраля 2012 года) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что принимая во внимание положения ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В соответствии с ч. 2 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Заявительница в ходе рассмотрения дела указала, что об оспариваемом решении ей стало известно в сентябре-октябре 2013 года, с заявлением о признании решения городской жилищной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ее из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года по Петрозаводскому городскому округу незаконным заявительница обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, доказательств пропуска срока обращения в суд по уважительным причинам заявительница суду не представила.

Согласно п. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая, что судом не установлено наличие нарушений прав заявительницы решением городской жилищной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание, что заявительницей пропущен срок для обжалования указанного решения, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления Хлыстовой (Косенко) Г.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании решения городской жилищной комиссии и обязании совершить действия надлежит отказать в полном объеме как по существу, так и в связи с пропуском срока.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявления Хлыстовой (Косенко) Г.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании решения городской жилищной комиссии и обязании совершить действия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.

Судья: Е.В. Зарипова

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2014 года.

2-5738/2014 ~ М-5104/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хлыстова (Косенко) Галина Николаевна
Другие
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Зарипова Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.06.2014Передача материалов судье
11.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.06.2014Предварительное судебное заседание
26.06.2014Судебное заседание
30.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2014Дело оформлено
06.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее