Дело № 2-4290/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2013 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Орлова А.Г.,
при секретаре Хачатрян С.А.,
с участием пом. Солнечногорского городского прокурора Алексенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трунина Дмитрия Николаевича об отмене регистрации кандидата,-
УСТАНОВИЛ:
Трунин Д.Н. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации другого кандидата на должность главы Солнечногорского муниципального района Московской области Якунина А.В.
Заявление мотивировано тем, что он /Головин/ является зарегистрированным кандидатом на туже выборную должность.
При ознакомлении с документами, представленными для регистрации выдвинутого избирательным кандидата Якунина А.В. выявлено, что решение ТИК о регистрации уполномоченного кандидата Якунина А.В. по финансовым вопросам принято в отсутствие кворума. Соответственно, расходование Якуниным А.В. средств избирательного фонда является незаконным. В период предвыборной агитации тратились средства по мимо избирательного фонда.
В период предвыборной компании Якунин А.В., являясь муниципальным служащим, не ушел в отпуск. Продолжает исполнять должностные обязанности. Местными средствами массовой информации, помимо средств избирательного фонда кандидата освещается исключительно его деятельность. Используя служебное положение, осуществляет предвыборную агитацию.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.
Якунин А.В., в лице представителя с заявлением не согласился, указав, что нарушений при регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам, при расходовании средств избирательного фонда не допущено. При исполнении должностных обязанностей предвыборную агитацию не осуществляет, преимущества своего служебного положения не использует.
Представитель ТИК Солнечногорского района просил заявление оставить без удовлетворения.
Прокурор в своем заключении с заявлением не согласился.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно п. 6 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного ФЗ, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 ФЗ, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в т.ч. случаях:
- использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
- неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
Как следует из материалов дела, 28 октября 2013 года Советом депутатов Солнечногорского муниципального района принято опубликованное решение о назначении и проведении 22 декабря 2013 года досрочных выборов главы Солнечногорского муниципального района.
17 ноября 2013 года Якунин А.В. в ТИК подал заявление о самовыдвижении и о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Солнечногорского муниципального района /л.д.80, 103/.
29 ноября 2013 года на заседании ТИК принято решение № 93/5-9 о регистрации Якунина А.В. кандидатом на выборную должность.
В заявлении о согласии баллотироваться, иных документах кандидата указано, что Якунин имеет: «….основное место работы или службы, занимаемая должность (род занятий): первый заместитель главы администрации Солнечногорского муниципального района Московской области….». К заявлению приложена справка от 15 ноября 2013 года за подписью начальника отдела кадров администрации Солнечногорского муниципального района о подтверждении указанных сведений об основном месте работы и занимаемой должности.
Из пояснений представителя заявителя и представителя Якунина А.В. следует, что одновременно Якунин А.В. временно исполняет обязанности Главы Солнечногорского муниципального района на основании решения Совета депутатов от 06 ноября 2013 года, согласно которому на Якунина как на первого заместителя главы администрации, в связи с болезнью председателя Совета депутатов, возложено временное исполнение обязанностей полномочий главы Солнечногорского муниципального района.
В силу положений ст. 2 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и ст. 60.2 ТК РФ основным местом работы Якунина А.В. является работа в должности первого заместителя главы администрации Солнечногорского муниципального района, что и было им указано в заявлении о самовыдвижении, иных документах, представленных в ТИК.
Заявителем указано, что в период предвыборной компании Якунин А.В., используя служебное положение, осуществляет предвыборную агитацию.
В обоснование заявления представлены экземпляры выпусков газеты «Сенеж» от 22, 29 ноября, 06 декабря 2013 года.
Учредителем газеты является ГАУ МО «Информационное агентство Солнечногорского района Московской области. Соучредителями являются Солнечногорский муниципальный район и входящие в него поселения. Газета выходит еженедельно по пятницам. Тираж 5.000 экземпляров.
Представленные экземпляры газеты содержат публикации, в т.ч. агитационного характера и решения территориальной избирательной комиссии под рубрикой «Выборы главы Солнечногорского муниципального района», «Документы», публикации информационного характера, реклама. Информация агитационного характера о Якунине как о кандидате на должность главы Солнечногорского муниципального района, отсутствует. Имеются публикации информационного характера, в т.ч. от имени Пресс-службы Админситрации Солнечногорского муниципального района о проведении совещаний, встреч, приемов населения при исполнении Якуниным А.В. должностных обязанностей, в т.ч. как врио главы Солнечногорского муниципального района.
Публикации на первых полосах газет от имени «Пресс-службы Администрации Солнечногорского района» содержат перечисление проделанной работы Якунина А.В. при исполнении обязанностей врио главы Солнечногорского муниципального района, как то «…начат аудит деятельности всех подразделений администрации…, предприняты шаги для возвращения в бюджет долгов…, введен временный мораторий на все коммерческие сделки с землей…, …достигнута договоренность …по расселению первых четырех домов…, закрыто девять незаконных рынков…, …заложена часть средств на завершение строительства ФОК…».
Оборотные стороны (2-7 страницы каждого номера газеты) содержат статьи, в т.ч. содержащие информацию об осуществлении Якуниным А.В. должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией первого заместителя главы администрации Солнечногорского муниципального района и предусмотренных уставом обязанностей главы Солнечногорского муниципального района. Статьи подписаны <данные изъяты> <данные изъяты>», «материал подготовила <данные изъяты> <данные изъяты>
Согласно ст. 40 ФЗ кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Указанные выше информационные сообщения не имеют признаков предвыборной агитации, т.к. их текст не содержит прямого либо косвенного упоминания о предстоящих выборах главы Солнечногорского муниципального района и участии Якунина в указанных выборах в качестве кандидата. Доказательств тому, что указанные информационные сообщения инициированы Якуниным и имели цель склонить мнение избирателей в определенную сторону, обеспечить их поддержку на предстоящих выборах, не представлено.
Согласно ст.ст. 39 и 59 ФЗ право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
Согласно ст. 50 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам регистрируется на основании заявления кандидата, избирательного объединения и доверенности, указанной в части 1 настоящей статьи, при предъявлении уполномоченным представителем по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего его.
17 ноября 2013 года в ТИК поданы заявления от Якунина А.В. и от Шевцовой Т.Ю. о согласии и о назначении последней уполномоченным представителем кандидата Якунина А.В. по финансовым вопросам. Решением ТИК от 18 ноября 2013 года Шевцова Т.Ю. зарегистрирована уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата Якунина А.В. Данное решение ТИК не оспорено, не отменено и недействительным не признано.
Согласно протоколу заседания ТИК от 18 ноября 2013 года из 12 членов ТИК с правом решающего голоса на заседании присутствовало 7 членов ТИК, т.е. все решения на этом заседании приняты при наличии кворума.
Доказательств тому, что публикации в представленных газетах инициированы и оплачены Якуниным А.В., его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, в т.ч. помимо средств избирательного фонда, не представлено.
Согласно первому финансовому отчету от 23 ноября 2013 года, подписанному Якуниным А.В. и его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, сданного в ТИК, в избирательный фонд поступило <данные изъяты> из них израсходовано <данные изъяты> На предвыборную агитацию через редакции периодических печатных изданий средства не расходовались. Доказательств обратного не представлено.
Доводы заявителя о расходовании Якуниным А.В. средств помимо избирательного фонда, в т.ч. на оплату публикаций в газете «Сенеж» о нарушении уполномоченным представителем по финансовым вопросам установленных запретов или финансовой дисциплины при расходовании средств избирательного фонда, доказательствами не подтверждены.
Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ от 31 марта 2011 года №5 решение по заявлению об отмене регистрации кандидата может быть принято судом не позднее пяти дней до дня голосования (ст. 260 ГПК РФ).
Наступление даты, до которой допускается принятие судом решения об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу.
Истечение предусмотренных ст. 260 ГПК РФ сроков исключает возможность отмены регистрации кандидата. Поэтому суд, установив фактические обстоятельства дела, отказывает в удовлетворении заявления и в том случае, когда имеются основания для отмены регистрации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Заявление Трунина Дмитрия Николаевича об отмене регистрации кандидата на должность главы Солнечногорского муниципального района Московской области Якунина А.В., оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Московской областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в течении 5 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 декабря 2013 года.
Судья А.Г. Орлов