Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5122/2016 ~ М-5075/2016 от 21.10.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара                                  15 декабря 2016 года

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Фоминой И.А.

при секретаре Чудесовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5122/2016 по административному исковому заявлению Макарова С. С.ча к Министерству транспорта РФ (М. Р.), министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес>, прокуратуре <адрес>, департаменту промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства Администрации г.о.Самара, Муниципальному предприятию г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Макаров С.С. (далее – истец) обратился в суд с административным иском к Министерству транспорта РФ, министерству транспорта <адрес>, прокуратуре <адрес>, департаменту промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства г.о.Самара, Муниципальному предприятию г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее – ответчики) о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что законом не разрешена радиоинформация (аудиотрансляция) об информировании пассажиров в салонах трамваев и троллейбусах, следовательно, запрещена законом, не смотря на это МП ТТУ в марте-апреле 2015 года по указанию департамента транспорта <адрес> или самовольно ввело на каждой остановке круглосуточно и постоянно повторяющуюся в салонах трамваев и троллебуйсов всех маршрутов Самары радиотрансляцию о правилах поведения пассажиров набором из десяти-двенадцати стандартных объявлений (своевременно оплачивать проезд, уступать места инвалидам, не ездить по поддельным документам, не провозить взрывчатые вещества и оружие, во избежание падения при резком торможении транспорта держаться за поручни, не выходить из трамваев при переводе стрелок, не прикасаться к оставленным в салоне вещам, переходить улицу в положенных местах, держать детей за руку, соблюдать правила поведения на улице, пользоваться подземными переходами, не вмешиваться в работу транспортного средства, кроме того, приглашать пассажиров до 35 лет на учебу и работу в МП ТТУ с разъяснениями условий обучения и проживания в общежитии ТТУ и т.д.), что нарушает права истца и других граждан, пользующихся общественным транспортом, поскольку за время поездки в одном направлении число таких повторений может достигать 9 600 штук, с учетом поездки в обратном направлении число повторений составляет соответственно 19 200 объявлений, что негативно отражается на эмоционально-психологическом состоянии истца, являющегося 75-летним пенсионером и инвали<адрес> группы (диабетика и гипертоника). Истец неоднократно обращался к ответчикам с жалобами, однако все ответчики выступили в поддержку аудиотрансляции в салонах пассажирского транспорта МП ТТУ по тем основаниям, что это не информация, а напоминание, все данные истцу ответы прямо указывает на коррупционную зависимость всех ответчиков. Такая ситуация, имеющая государственное значение, по мнению истца, должна стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решения, принятые административными ответчиками об информировании пассажиров в салонах трамваев и троллейбусах путем радиотрансляции; обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца и жителей Самары, прекратить радиоинформацию в салонах трамваем и троллейбусов о правилах поведения пассажиров на каждой остановке их маршрутов.

В судебном заседании Макаров С.С. поддержал заявленные требования по выше изложенным основаниям.

Представители административных ответчиков - министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> по доверенности Черных А.А., прокуратуры <адрес> по доверенности Пиковская Е.И., департамента промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства Администрации г.о.Самара по доверенности Зотова Е.А., МП г.о.Самара «ТТУ» по доверенности Недер О.В. административный иск не признали по основаниям, указанным в отзывах и возражениях на иск.

Представитель М. Р. в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором иск не признал по основаниям, указанным в отзыве.

В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", указано, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ МП г.о.Самара «ТТУ» был издан приказ «Об аудио информировании и оповещении пассажиров», согласно которому осуществляется аудио информирование и оповещение пассажиров городского наземного электрического транспорта в вагонах подвижного состава по средствам громкой связи о совершаемых остановках, своевременной оплате проезда, о правилах безопасной посадки, высадки и нахождения в салоне, о запрете перевоза предметов, запрещенных к перевозке, об ответственности за совершение противоправных действий, влекущих угрозу жизни и здоровью людей, а также нанесению материального ущерба. Информирование осуществляется согласно Приложению к приказу, в котором указана схема включения аудио файлов, а также дополнительная информация для пассажиров, состоящая из перечисленных в п. 2 Приложения фраз.

Судом установлено, что иными административными ответчиками никаких решений относительно осуществления аудио информирования в трамваях и троллейбусах <адрес> не принимались, ответчики в пределах своей компетенции рассматривали обращения Макарова С.С. по вопросу радиотрансляции в трамваях и троллейбусах <адрес>, ответы на обращения Макаровым С.С. не оспариваются, истец просит признать незаконными решения об информировании пассажиров в салонах трамваем и троллейбусах и прекратить радио информацию.

Проверяя довод истца о незаконности принятого решения об информировании пассажиров в салонах трамваев и троллейбусах, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.

Согласно п.37 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 112 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

В силу п.40 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 112 помимо информации, указанной в пункте 37 настоящих Правил, внутри транспортного средства может размещаться другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с п.п.13 п.6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 924 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны информировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:

прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры;

проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра предусмотрены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть;

действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.

Согласно п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Приказом М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 347 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи" предусмотрено, что обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - транспортные средства) и объектов осуществляется перевозчиками и владельцами объектов, оказывающими услуги, связанные с перевозками на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте пассажиров (п.2).

В подпункте «г» пункта 3 Приказа М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 347 указано, что перевозчики и владельцы объектов обеспечивают пассажирам из числа инвалидов следующие условия доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации на объектах….

В соответствии с п.п.1,2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации (ч.1 ст.1).

Согласно ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ, к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (п.1 ст.7). Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (п.2 ст.7).

Судом установлено, что оспариваемое Макаровым С.С. информирование пассажиров в салонах трамваем и троллейбусах не содержит рекламы, призывов, не направлена на привлечение внимания к объекту информирования или поддержания интереса к нему и его продвижению на рынке и не является рекламой.

С учетом того, что пассажиропоток состоит из граждан разной информированности, разного возраста, постоянно меняется от остановки до остановки, суд считает, что повтор информации необходим на протяжении следования всего трамвайного и троллейбусного маршрута.

Информационные объявления о приглашении на работу на предприятие с предоставлением мест для проживания в общежитиях носят информационный характер и не являются рекламой. Реклама товаров, работ и услуг третьих лиц в ходе информирования не осуществляется, в т.ч. во время перевозки пассажиров на общественном городском транспорте.

Аудиоинформирование пассажиров содержит напоминание о необходимости оплаты проезда и багажа, соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности и другие извлечения из правил перевозок пассажиров и багажа. Информация носит профилактический характер в целях предупреждения совершения правонарушений, влекущих угрозу жизни и здоровья пассажиров.

Таким образом, радиотрансляция в салонах трамваем и троллейбусах осуществляется для информирования пассажиров в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы Макарова С.С.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Макаровым С.С. не представлено доказательств нарушения своих прав и законных интересов, в том числе права на благоприятную среду обитания, на что Макаров С.С. ссылался в ходе судебного заседания.

Требование истца о прекращении радиоинформации в салонах трамваем и троллейбусах на законе не основан, кроме того, может повлечь нарушение прав граждан, которым в силу состояния здоровья данная информация доступна только в аудио формате, а также иных граждан, которые по закону имеют право на получение общедоступной информации.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таких оснований при рассмотрения данного дела судом не установлено, в связи с чем требования Макарова С.С. не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

С административным исковым заявлением истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока для обращения в суд по делам указанной категории.

В соответствии с п.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п.8 ст.219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

    В административном иске Макаров С.С. указывает, что МП г.о.Самара «ТТУ» самовольно ввело на каждой остановке круглосуточно и постоянно повторяющуюся в салонах трамваем и троллейбусах всех маршрутов Самары радиотрансляцию в марте – апреле 2015 года, ДД.ММ.ГГГГ по данному факту обратился в прокуратуру <адрес>, в ноябре Макарову С.С. направлен ответ из прокуратуры <адрес> на его обращение по этому же вопросу. Таким образом, истцу стало известно о нарушении его права в 2015 году.

Доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд Макаровым С.С. не представлено. Ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока истцом не заявлено.

Учитывая изложенное, в удовлетворении административного иска Макарова С.С. следует отказать, в том числе, по мотиву пропуска срока для обращения в суд с данными требованиями.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Макарова С. С.ча к Министерству транспорта РФ (М. Р.), министерству транспорта и автомобильных дорог <адрес>, прокуратуре <адрес>, департаменту промышленной политики, транспорта и поддержки предпринимательства Администрации г.о.Самара, Муниципальному предприятию г.о.Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2016 года.

Судья               И.А.Фомина

2а-5122/2016 ~ М-5075/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Макаров С.С.
Ответчики
Министерство транспорта РФ
Департамент транспорта г.о. Самара
Министерство транспорта Самарской области
Прокуратура Самарской области
МП "ТТУ"
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Фомина И. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
21.10.2016Регистрация административного искового заявления
21.10.2016Передача материалов судье
24.10.2016Решение вопроса о принятии к производству
24.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2016Предварительное судебное заседание
23.11.2016Судебное заседание
15.12.2016Судебное заседание
20.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее