Решение по делу № 2а-7259/2016 от 12.08.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.10.2016 г.                                                                                                                                 <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Петросян К.М.,

            с участием: административного истца Гришина Д.В., представителя административного ответчика военного комиссариата <адрес> в лице старшего помощника начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Барготина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Гришина ФИО10 к начальнику отдела Военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> Чистякову А.Н. о признании отказа в проведении медицинского освидетельствования неправомерным и обязании выполнить медицинское освидетельствование в отношении Гришина Д.В.,

УСТАНОВИЛ:

Гришин ФИО11 обратился в суд с административным иском к начальнику отдела Военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> Чистякову А.Н. о признании отказа в проведении медицинского освидетельствования неправомерным и обязании выполнить медицинское освидетельствование в отношении Гришина Д.В.

В исковом заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ решением военно-врачебной комиссии истец был признан ограниченно годным к военной службе (категория годности «В»). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с письменным заявлением на имя начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> о проведении медицинского освидетельствования. ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела военного комиссариата Чистяковым А.Н. было отказано истцу в проведении медицинского освидетельствования после пройденного истцом курса лечения и обследования. Истец указывает, что данный отказ создает ему препятствия в реализации права на военную службу путем поступления на военную службу по контракту. В ходе пройденного истцом лечения и обследования его диагноз пересмотрен и изменен в связи со значительным улучшением состояния здоровья, что подтверждается медицинскими документами.

Истец указывает, что его право на повторное медицинское освидетельствование закреплено в ст.5 и ст.5.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также п.п.84, 87, 88, 89, 90 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», пунктами 3 и 4 постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о воинском учете».

Истец считает отказ незаконным и необоснованным и в связи с этим, истец обратился в суд и просит: признать отказ начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> Чистякова ФИО12 в проведении в отношении Гришина ФИО13 медицинского освидетельствования неправомерным и обязать начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> Чистякова ФИО14 выполнить в отношении Гришина ФИО15 медицинское освидетельствование.

Административный истец Гришин Д.В. в судебном заседании уточнил требования, просил признать незаконным отказ в проведении повторного медицинского освидетельствования, в остальной части поддержал ранее заявленные требования и основания.

Представитель административного ответчика военного комиссариата <адрес> в лице старшего помощника начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> по доверенности Барготин С.В. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав на законность и обоснованность обжалуемого решения.

            Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гришин ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, призывной комиссией <адрес> был признан ограниченно годным к военной службе по ст.58-в постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ военного комиссариата <адрес> (л.д.18).

ДД.ММ.ГГГГ Гришину Д.В. выдан военный билет (л.д.17), согласно которому он зачислен в запас Вооруженных Сил РФ, ему присвоено воинское звание – рядовой, состав – солдат, военно-учетная специальность (ВУС) – фельдшер (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с письменным заявлением на имя начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> о проведении повторного медицинского освидетельствования с целью военного учета на основании пунктов 84, 87 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565 (л.д.34).

Решением начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> Чистяковым А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) Гришину ФИО17 отказано в проведении повторного медицинского освидетельствования со ссылкой на пункт 69 раздела 6 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно ч.1 ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Подпункт а) ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает, что граждане, признанные по состоянию здоровья ограниченно годными к военной службе, от призыва на военную службу освобождаются и, в соответствии со статьей 52 указанного Федерального закона, зачисляются в запас.

Пунктом 1 статьи 5 указанного Федерального закона закреплено, что проведение мероприятий по медицинскому переосвидетельствованию граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья возложено на военные комиссариаты.

Согласно пункту 4 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации,.. . органах внутренних дел Российской Федерации, в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе.

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Согласно пункту 84 указанного Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.

На основании системного толкования приведенных норм следует, что военно-врачебные комиссии, созданные в Вооруженных Силах Российской Федерации, осуществляют изучение и оценку состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.

Судом установлено, что в настоящее время Гришин Д.В. имеет намерение поступить на военную службу по контракту, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования, в связи с изменением состояния здоровья, приложив к заявлению копии медицинских документов (л.д.19, 20, 37).

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии со ст.5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования также могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2).

Пунктом 3 ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в определенных целях, а именно: определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов.

Из материалов дела следует, что Гришин Д.В. при обращении с заявлением о повторном медицинском освидетельствовании от ДД.ММ.ГГГГ предъявил медицинские документы: заключение эзофагогастродуоденоскопии от ДД.ММ.ГГГГ БУЗ ВО «ФИО6 городская клиническая больница » (л.д.19) и медицинское заключение от ДД.ММ.ГГГГ врача терапевта <данные изъяты>».

В силу п.4 ст.5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.

Аналогичное правило установлено в пункте 87 Положения о военно-врачебной экспертизе.

По смыслу указанных норм, на военно-врачебных комиссиях лежит обязанность проведения объективного и всестороннего медицинского освидетельствования, с целью выявления имеющихся у освидетельствуемого лица заболеваний и определения категории годности. Эти требования направлены на обеспечение прав граждан и интересов военной службы.

Между тем, начальник отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> Чистяков А.Н., не направил Гришина Д.В. на обследование в медицинскую организацию для определения категории годности его к военной службе, в отказе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что проведение повторного медицинского освидетельствования не представляется возможным.

Учитывая обстоятельства дела, оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным, поскольку оно принято без учета фактического состояния здоровья административного истца, в отсутствие медицинского освидетельствовании, чем нарушено конституционное право Гришина Д.В. на прохождение военной службы.

             На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> Чистякова ФИО18 в проведении в отношении Гришина ФИО19 повторного медицинского освидетельствования.

Обязать начальника отдела военного комиссариата <адрес> по Советскому и Ленинскому районам <адрес> Чистякова ФИО20 в двухнедельный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу провести в отношении Гришина ФИО21 повторное медицинское освидетельствование в порядке п.84 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», сообщив об исполнении решения суда административному истцу и суду не позднее одного месяца.

             Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                                        К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

2а-7259/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гришин Д.В.
Ответчики
Начальник отдела Военного Комиссариата Воронежской области по Советскому и Ленинскому районам г. Воронеж Чистяков Алекса
Суд
Ленинский районный суд г. Воронеж
Дело на странице суда
lensud.vrn.sudrf.ru
12.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
15.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
24.10.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
24.10.2016[Адм.] Судебное заседание
31.10.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее