Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-219/2018 (2-3217/2017;) от 26.07.2017

Дело № 2-219/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 февраля 2018г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.

при секретаре: Ермаковой Т.В.,

с участием прокурора Семеновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шутровича Владимира Викторовича к ОАО «Чрезвычайная страховая компания», ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» о защите прав потребителя, признании страхового случая, взыскании страховой выплаты, убытков и компенсации морального вреда,

установил:

Шутрович В.В. первоначально обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Чрезвычайная страховая компания» (далее – ОАО «ЧСК») о взыскании страховой суммы в размере <данные изъяты> копеек, штрафа за период с 10 марта по 03 мая 2017 года, денежной компенсации морального вреда, указав, что проходил службу в УФСИН России по Смоленской области, приказом -лс от 01.12.2015г. уволен со службы по ст.58 п. «в» (по выслуге срока службы, дающего права на пенсию). После увольнения ему 21.07.2016г. была установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию. Впоследствии заключением ВВК ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России от 14.11.2016г. причина инвалидности была изменена на «заболевание получено в период службы». 29.12.2016г. приказом -лс внесены изменения в приказ -лс от 01.12.2015г. и в качестве причины увольнения указана ст.58 ч.1 п. «ж» (по болезни). В декабре 2016г. истец обратился в ОАО «ЧСК» с заявлением о выплате страхового возмещения, на что получил отказ в связи с тем, что установление причины инвалидности произошло по истечении установленного законом срока. Считая такой отказ незаконным, просил взыскать с ответчика страховую сумму в размере 615 892 руб. 39 коп., компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб., судебные расходы, штраф в размере 1% от страховой суммы за период с 10.03.2017г. по 03.05.2017г. в сумме 763 706 руб. 56 коп.

В ходе рассмотрения спора истец требования уточнил, просил признать незаконным отказ в страховой выплате, признать случай страховым, признать запись в справке серии МСЭ-2015 от 18.08.2016г. с указанием причины получения заболевания «общее заболевание» недействительной, признать незаконным отказ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» в части изменения в справке МСЭ-2015 от 22.12.2016г. даты причины «заболевание получено в период прохождения военной службы» с 22.12.2016г. на 14.11.2016г., признать незаконным отказ ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» в части изменения в справке серии МСЭ-2015 от 18.08.2016г. причины заболевания «общее заболевание» на «заболевание получено в период военной службы», обязать ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» изменить в справке МСЭ-2015 от 22.12.2016г. дату причины «заболевание получено в период военной службы» с 22.12.2016г. на 14.11.2016г. либо на 18.08.2016г., внести изменения в справку МСЭ-2015 от 18.08.2016г. в части изменения причины получения заболевания с «общее заболевание» на «заболевание получено в период военной службы», взыскать с ОАО «ЧСК» страховую сумму 584 338 руб. 13 коп., компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб., почтовые расходы на отправление досудебной претензии в сумме 112 руб. 14 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб. и штраф в размере 1% от страховой суммы за период с 01.01.2017г. по 26.02.2018г. в размере 2 465 906 руб.

В судебном заседании Шутрович В.В. и его представитель Сержантов В.Н. требования поддержали.

Представитель ОАО «ЧСК» в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Балбышкин А.А. требования не признал, поддержав письменные возражения. Указывает на то, что заявление на изменение причины инвалидности и заключение военно-врачебной комиссии поступило в бюро 22.12.2016г., в связи с чем изменить причину инвалидности с 14.11.2016г. не представляется возможным.

Представители третьих лиц ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России Изотова М.В., ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области Стальченков Е.А., УФСИН России по Смоленской области Володченков А.В. сочли требования истца обоснованными.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).

Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

В соответствии с абзацем пятым статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ предусмотрено, что страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев, в частности в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов: инвалиду I группы - 1 500 000 рублей; инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; инвалиду III группы - 500 000 рублей.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Как установлено в судебном заседании, Шутрович В.В. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.

В период службы истца его жизнь и здоровье являлись объектом обязательного государственного страхования в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ.

В частности, ДД.ММ.ГГГГ. между ФСИН России и ОАО «ЧСК» был заключен государственный контракт юр/15 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию.

Согласно разделу 5 контракта страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является, в том числе, установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Приказом УФСИН России по Смоленской области от 01.12.2015г. -лс Шутрович В.В. уволен из уголовно-исполнительной системы по ст.58 ч.1 п. «в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).

Перед увольнением со службы соответствующе медицинское освидетельствование истца не проводилось.

Впоследствии 21.07.2016г. ему была установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2015 .

14.11.2016г. военно-врачебной комиссией ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России причина инвалидности истца была изменена на «заболевание получено в период службы».

22.12.2016г. бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» истцу повторно установлена третья группа инвалидности с указанием причины инвалидности – «заболевание получено в период военной службы», в подтверждение чего имеется справка МСЭ-2015 .

29.12.2016г. приказом -лс внесены изменения в приказ -лс от 01.12.2015г. и в качестве причины увольнения указана ст.58 ч.1 п. «ж» (по болезни).

12.01.2017г. истец обратился в ОАО «ЧСК» с заявлением о выплате страхового возмещения, на что получил отказ в связи с тем, что установление причины инвалидности произошло по истечении установленного законом срока.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

Как указывалось выше, в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Из приведенных норм права следует, что основанием для выплаты страхового возмещения является наступление страхового случая, которым признается, в том числе установление застрахованному лицу в течение одного года после увольнения с военной службы инвалидности вследствие заболевания, полученного им в период прохождения военной службы.

Таким образом, при имеющихся обстоятельствах страховым случаем следует признавать наступившее ограничение жизнедеятельности, являвшееся следствием заболевания, полученного в период прохождения военной службы, повлекшее установление истцу инвалидности.

Несмотря на то, что вывод медико-социальной экспертизы о наличии причинно-следственной связи инвалидности со службой в органах уголовно-исполнительной системы сделан за пределами года после увольнения, сама же инвалидность установлена истцу до истечения одного года после. Данное заключение медико-социальной экспертизы лишь уточнило причину инвалидности.

Следовательно, наступившее событие является страховым случаем.

При таких данных с ответчика ОАО «ЧСК» в пользу истца подлежит взысканию страховое возмещение в размере 584 338 руб. 13 коп.

Представленная ответчиком судебная практика региональных судов не может быть принята во внимание, поскольку не является источником права.

Разрешая требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Правоотношения по страхованию между истцом и страховой компанией ОАО "ЧСК" возникли в силу Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ и заключенного между ФСИН России и ОАО "ЧСК" во исполнение требований данного Федерального закона государственного контракта.

Выгодоприобретателем в правоотношениях по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц на основании Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ выступает специальный субъект - лицо, застрахованное в порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья, в связи с чем данные правоотношения не являются правоотношениями, возникающими между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть частноправовыми, а носят публично-правовой характер. Следовательно, положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" на указанных лиц как на специальных субъектов не распространяются.

При этом, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ не предусматривает право застрахованных лиц на компенсацию морального вреда.

В этой связи оснований для компенсации морального вреда не имеется.

Также суд не усматривает оснований для взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.

При возникновении спора о праве на назначение страховых выплат (о размере страховых выплат) указанный штраф может взыскиваться за просрочку выплаты страхового возмещения только с того момента, когда этот спор разрешен, выплаты назначены, но должником не производятся, то есть в данном случае с момента вступления в законную силу решения суда.

Указанная правовая позиция изложена "Обзоре практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015 года.

Оснований для удовлетворения требований, предъявленных к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области», также не имеется ввиду следующего.

В соответствии с п. 11 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства от 20 февраля 2006 г. N 95, в случае признания лица инвалидом датой установления инвалидности является день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

Согласно пункту 3 Постановления Минтруда Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17 "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности" инвалидность с формулировкой "общее заболевание" определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на ЧАЭС, последствиям радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами, указанными в разъяснении.

Согласно пункту 8 названных разъяснений причина инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

В соответствии с пунктом 20 разъяснений причина инвалидности изменяется со дня представления в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы документов, подтверждающих обстоятельства возникновения увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к инвалидности.

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 п. 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", п. 27 Разъяснения в случае предоставления заключения межведомственного экспертного совета или заключения военно-врачебной комиссии причина инвалидности изменяется со дня предоставления в бюро медико-социальной экспертизы одного из указанных документов без дополнительного освидетельствования.

В рассматриваемом случае заявление на изменение причины инвалидности и заключение военно-врачебной комиссии поступило в бюро .12.2016г., изменить причину инвалидности на более ранние даты, как того требует истец, не представляется возможным, поскольку это будет противоречить вышеприведенным нормативным положениям.

По правилам ст.98, 100 ГПК РФ истцу пропорционально удовлетворенной части требований подлежат возмещению судебные расходы по отправке досудебной претензии в размере 112 руб. 14 коп., а также расходы на оплату услуг представителя, которые с учетом количества судебных заседаний, объема правовой помощи, сложности спора, требований разумности определяются судом в размере 15 000 руб.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Шутровича Владимира Викторовича удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ ОАО «Чрезвычайная страховая компания» в выплате Шутровичу Владимиру Викторовичу страхового возмещения.

Взыскать с ОАО «Чрезвычайная страховая компания» в пользу Шутровича Владимира Викторовича страховое возмещение в размере 584 338 руб. 13 коп. и судебные расходы в сумме 15 112 руб. 14 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО «Чрезвычайная страховая компания» госпошлину в доход бюджета города Смоленска в сумме 9 043 руб. 38 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий          Д.Н.Иванов

2-219/2018 (2-3217/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шутрович Владимир Викторович
Ответчики
ОАО "Чрезвычайная Страховая Компания"
Другие
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области
УФСИН России по Смоленской области
ФКУЗ "Медико-санитарная часть №67 Федеральной службы исполнения наказаний"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Иванов Д.Н.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
26.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.07.2017Передача материалов судье
31.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2017Судебное заседание
26.10.2017Судебное заседание
23.11.2017Судебное заседание
11.01.2018Судебное заседание
17.01.2018Судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
02.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2018Дело оформлено
04.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее