УИД 63RS0№-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 марта 2023 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кузиной Н.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-745/2023 по административному иску заместителя прокурора <адрес> к ФИО1 о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО3 обратился в суд с административным иском к ФИО1 об обязании пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на профилактику и предупреждение распространения туберкулеза на территории Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара. В ходе проверки установлено, что ФИО6 состоит на динамическом учете в ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер». Согласно информации, представленной ГБУЗ «СОКНД», ФИО6 флюорографическое обследование проходил <дата>, сведений о наличии либо отсутствии признаков заболевания туберкулезом не представил. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать ФИО1 пройти профилактический медицинский осмотр в целях выявления туберкулеза в медицинском учреждении, предоставить результат освидетельствования в ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер».
Представитель административного истца – помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным доводам.
Административный ответчик ФИО6 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель заинтересованного лица - ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
В силу ч. 1 ст. 2, ст. 10, ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения.
Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Статьей 4 Федерального закона от <дата> №-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, а также приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от <дата> №-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от <дата> № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
В частности, положения пункта 4 статьи 8 Федерального закона предусматривают, что в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки, проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от <дата> №н утверждены порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.
В соответствии с п. 9 Порядка и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам.
Так, согласно приложению к Порядку и срокам проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза лицам, состоящим на диспансерном наблюдении (в том числе профилактическом наблюдении) в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях срок проведения профилактического осмотра определен 2 раза в год.
Из материалов дела следует, что ФИО6 с апреля 2015 состоит на динамическом наблюдении в ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер» с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя II степени».
Судом установлено, что ФИО6 в установленные сроки профилактические медицинские осмотры на предмет выявления туберкулеза не проходит, в последний раз флюорографическое обследование проходил <дата>, сведения о наличии либо отсутствии признаков заболевания туберкулезом не представил.
Таким образом, вопреки требованиям законодательства административный ответчик дважды в год профилактические медицинские осмотры на предмет выявления туберкулеза не проходит, чем подвергает опасности жизнь и здоровье других людей. Бездействие административного ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Принимая во внимание, что не прохождение профилактических медицинских осмотров на предмет выявления туберкулеза, лицам, состоящим на диспансерном учете в психиатрическом и наркологическом диспансере, создает реальную угрозу жизни и здоровью других людей, суд считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец при подаче административного искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, с учетом удовлетворения административных исковых требований, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес>, удовлетворить.
Обязать ФИО1, <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес> месячный срок со дня вступления решения в законную силу пройти флюорографическое обследование.
Обязать ФИО1 предоставить результаты освидетельствования в ГБУЗ «<адрес> клинический наркологический диспансер».
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья подпись Н.Н. Кузина
Копия верна
Судья Н.Н. Кузина
Подлинник документа находится в административном деле 2а-745/23 Куйбышевского районного суда <адрес>.