Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2182/2015 от 18.08.2015

Судья: Постникова П.В.                     Дело №33-2182/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2015 г.                                город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.

судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.

при секретаре Макешиной Н.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сергеева А.В. к администрации <...> о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе Сергеева А.В. и его представителя Нестеровой М.Ю. на решение Орловского районного суда Орловской области от 23 июня 2015г., которым исковые требования Сергеева А.В. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., объяснения Сергеева А.В. и его представителя Нестеровой М.Ю., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика администрации <...> Хрусталева А.В., представителя третьих лиц Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <...>, Департамента финансов <...> по доверенностям Морозовой Ю.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Сергеев А.В. обратился в суд с иском к администрации <...> о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указывал, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей. С малолетнего возраста находился на воспитании и полном государственном обеспечении в различных учреждениях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С <дата>г. по <дата> находился на воспитании в <...> детском доме. С <дата> по <дата> воспитывался и обучался в <...> специальной (коррекционной) школе-интернате для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. С <дата> по <дата> он обучался во <...> центре непрерывного <...>Добринский психоневрологический интернат». С <дата> по настоящее время проживает в <адрес> совместно со своей супругой. Обучаясь и воспитываясь в вышеуказанных заведениях, он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. До настоящего времени его право на получение жилого помещения не реализовано. Какого-либо жилого помещения в собственности на территории <адрес> он не имеет.

Ссылался на то, что обучаясь в государственных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до исполнения совершеннолетия он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Не был осведомлен администрацией учреждений, где обучался и воспитывался, органами опеки и попечительства, местной администрацией о самой возможности встать на учет и о праве на получение жилья. Кроме того, просил учесть его состояние здоровья, и наличие <...> заболевания <...>, которое препятствовало ему осуществлять защиту своих прав.

По изложенным основаниям просил обязать администрацию <...> поставить его на учет в качестве лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязать администрацию <...> предоставить ему благоустроенное жилое помещение на территории <...>, общей площадью не менее 28-33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Сергеев А.В. и его представитель Нестерова М.Ю. просят отменить решение суда как незаконное и принять новое об удовлетворении исковых требований.

Считают необоснованными выводы суда об отсутствии уважительных причин несвоевременного обращения Сергеева А.В. в орган местного самоуправления для принятия его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Ссылаются на то, что Сергеев А.В. по независящим от него обстоятельствам был лишен возможности реализовать предоставленное законом право на обеспечение жильем. Сотрудники образовательных учреждений, где воспитывался и обучался истец, с заявлением о постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращались. О самой возможности встать на учет и о праве на получение жилья ему органами опеки и попечительства, местной администрацией не разъяснялось.

Указывают, что при вынесении решения суд не учел состояние здоровья истца, которому установлен диагноз - <...>, в связи с чем для него было затруднительно самостоятельно осуществлять защиту своих прав.

На заседание судебной коллегии не явились представители третьих лиц Департамента образования <...>, отдела опеки и попечительства администрации <...>, извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Орловской области от 07 июля 2015г. № 1815-ОЗ).

Согласно данному Закону учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в Книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда ( ст.2.1)

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).

Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.

По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Из материалов дела следует, что Сергеев А.В., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С <дата> находился на полном государственном обеспечении, на основании путевки Областного отдела народного образования.

С <дата>г. по <дата> истец находился на воспитании во <...> детском доме, в период с <дата> по <дата> воспитывался и обучался в <...> специальной (коррекционной) школе-интернате для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. С <дата> по <дата> Сергеев А.В. обучался во <...> центре (колледже) непрерывного профессионального образования. С <дата> по <дата>г. он проживал в БСУ СО ОО «<...> интернат» и находился на полном государственном обеспечении.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой КОУ ОО «<...> детский дом для детей дошкольного возраста» от <дата>г., справкой КОУ ОО «<...> специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» от <дата>г., справкой МФ ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» от <дата>г., справкой БСУ СО ОО «<...> психоневрологический интернат» .

Обращаясь в суд с иском, Сергеев А.В. ссылался на то, что был лишен возможности реализовать предоставленное законом право на обеспечение жильем в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите его жилищных прав социальными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца <дата> с заявлением о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, его возраст превышал 23-летний, доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Действительно, вышеприведенные нормы права предписывают, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на льготное обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о постановке на учет нуждающихся в жилье.

В связи с этим при разрешении заявленного спора суду первой инстанции следовало выяснить причины, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Так, правило о том, что включение в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, органы опеки и попечительства, образовательные и иные учреждения, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.

В силу статьи 147 Семейного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент пребывания истца в образовательном учреждении (данная статья утратила силу с 1 сентября 2008 г. на основании Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ), детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

Из положений части 3 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

При этом судебная коллегия отмечает, что правовой статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части жилищных прав предполагает соблюдение законодательно закрепленных условий реализации прав в сфере жилищного обеспечения.

Данных о том, что при направлении истца в детский дом за ним закреплялось жилое помещение, материалы дела не содержат.

На момент достижения Сергеевым А.В. совершеннолетнего возраста он обучался во <...> центре (колледже) непрерывного профессионального образования, был временно зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>.

Данных о том, что образовательным учреждением принимались меры по постановке Сергеева А.В. на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилых помещений, до достижения им 23 лет, а также что истцу было разъяснено право на самостоятельное обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о постановке на такой учет, в материалах дела нет.

Какое-либо жилое помещение после окончания обучения в образовательном учреждении за истцом не было закреплено.

По мнению судебной коллегии, истец не может нести ответственность за бездействие органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, учитывая, что на момент возникновения у него права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, он являлся несовершеннолетним.

Также из материалов дела усматривается, что Сергеев А.В. в период времени с <дата>г. по <дата>г. пребывал в <...> психоневрологическом интернате с диагнозом: «<...>», неоднократно проходил курс лечения в <...> психиатрической больнице в условиях стационара.

По выбытию из интерната неоднократно обращался в администрацию <...> по месту фактического своего жительства по вопросу обеспечения жилым помещением. Отказывая в предоставлении жилого помещения, орган местного самоуправления ссылался на необходимость решения указанного вопроса по месту рождения и установления опеки над Сергеевым А.В.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об уважительности причины несвоевременной постановки истца на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении.

При указанных обстоятельствах истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного права, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить его на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что в период времени с <дата>г. по <дата>г. Сергеев А.В. был зарегистрирован в жилом доме <адрес>, жилой площадью <...> кв.м., общей <...> кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются копией паспорта Сергеева А.В., а также данными похозяйственной книги, в соответствии с которой Сергеев А.В. не проживал по месту регистрации с <дата>.

Судом апелляционной инстанцией установлено, что данный жилой дом был предоставлен ФИО7 на основании ордера на состав семьи 5 человек: она, муж Б.В.П., сын Б.П.В., дочь Б.С.В., внук Б.Д.А. В период с <дата> по <дата> год (на момент достижения истцом 18-23 лет) в жилом доме было зарегистрировано и проживало 6 человек, на каждого из них приходилось по <...> кв.м. жилой и <...> кв.м. общей площади дома, что не превышало учетную норму (6,5 кв.м. жилой площади), установленную действующим на тот период законодательством.

Из пояснений свидетеля ФИО7 следует, что Сергеев А.В. родственником и членом ее семьи не является, регистрация в жилом помещении носила формальный характер.

Установлено, что Сергеев А.В. фактически с <дата> по настоящее время проживает в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, где зарегистрирован с <дата>.

Его семья занимает комнату в коммунальной квартире, площадью <...> кв.м., которая принадлежит на праве собственности супруге истца С.С.В. на основании договора на передачу в собственность комнаты в коммунальной квартире от <дата>г.

Помимо Сергеева А.В. в данном жилом помещении зарегистрирована также дочь С.С.В.С.М.А., <дата> года рождения.

Сергеев А.В. согласно данных Единого реестра прав на объекты недвижимого имущества в собственности жилых помещений не имеет.

Принимая во внимание вышеприведенные требования законодательства и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Сергеева А.В.

При таком положении судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права, и полагает возможным согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять по делу новое решение об удовлетворении требований Сергеева А.В. и возложении на администрацию <...> обязанности принять его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Кроме того, принимая во внимание положения вышеприведенных норм права на администрацию <...> подлежит возложению обязанность по обеспечению Сергеева А.В. по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства благоустроенным жилым помещением общей площадью на одного человека в размере 33 кв.м., а при отсутствии жилого помещения указанной площади по месту жительства истца по причине конструктивных и технических параметров жилого дома - жилым помещением общей площадью на одного человека не менее 28 кв.м.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 23 июня 2015г. отменить и вынести новое решение.

Исковые требования Сергеева А.В. к администрации <...> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию <...> принять Сергеева А.В., <дата> года рождения, на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся и имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Обязать администрацию <...> предоставить Сергееву А.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с Законом Орловской области от <дата> -ОЗ общей площадью в размере не менее 28-33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.

Председательствующий                         Л.И.Курлаева

Судьи                                    М.Е.Хомякова

                                        Л.Н.Герасимова

Судья: Постникова П.В.                     Дело №33-2182/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 октября 2015 г.                                город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.

судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.

при секретаре Макешиной Н.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сергеева А.В. к администрации <...> о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе Сергеева А.В. и его представителя Нестеровой М.Ю. на решение Орловского районного суда Орловской области от 23 июня 2015г., которым исковые требования Сергеева А.В. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Курлаевой Л.И., объяснения Сергеева А.В. и его представителя Нестеровой М.Ю., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика администрации <...> Хрусталева А.В., представителя третьих лиц Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства <...>, Департамента финансов <...> по доверенностям Морозовой Ю.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, письменные возражения, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Сергеев А.В. обратился в суд с иском к администрации <...> о предоставлении жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указывал, что является ребенком, оставшимся без попечения родителей. С малолетнего возраста находился на воспитании и полном государственном обеспечении в различных учреждениях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С <дата>г. по <дата> находился на воспитании в <...> детском доме. С <дата> по <дата> воспитывался и обучался в <...> специальной (коррекционной) школе-интернате для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. С <дата> по <дата> он обучался во <...> центре непрерывного <...>Добринский психоневрологический интернат». С <дата> по настоящее время проживает в <адрес> совместно со своей супругой. Обучаясь и воспитываясь в вышеуказанных заведениях, он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. До настоящего времени его право на получение жилого помещения не реализовано. Какого-либо жилого помещения в собственности на территории <адрес> он не имеет.

Ссылался на то, что обучаясь в государственных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до исполнения совершеннолетия он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Не был осведомлен администрацией учреждений, где обучался и воспитывался, органами опеки и попечительства, местной администрацией о самой возможности встать на учет и о праве на получение жилья. Кроме того, просил учесть его состояние здоровья, и наличие <...> заболевания <...>, которое препятствовало ему осуществлять защиту своих прав.

По изложенным основаниям просил обязать администрацию <...> поставить его на учет в качестве лица, относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, обязать администрацию <...> предоставить ему благоустроенное жилое помещение на территории <...>, общей площадью не менее 28-33 кв.м., по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Сергеев А.В. и его представитель Нестерова М.Ю. просят отменить решение суда как незаконное и принять новое об удовлетворении исковых требований.

Считают необоснованными выводы суда об отсутствии уважительных причин несвоевременного обращения Сергеева А.В. в орган местного самоуправления для принятия его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.

Ссылаются на то, что Сергеев А.В. по независящим от него обстоятельствам был лишен возможности реализовать предоставленное законом право на обеспечение жильем. Сотрудники образовательных учреждений, где воспитывался и обучался истец, с заявлением о постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращались. О самой возможности встать на учет и о праве на получение жилья ему органами опеки и попечительства, местной администрацией не разъяснялось.

Указывают, что при вынесении решения суд не учел состояние здоровья истца, которому установлен диагноз - <...>, в связи с чем для него было затруднительно самостоятельно осуществлять защиту своих прав.

На заседание судебной коллегии не явились представители третьих лиц Департамента образования <...>, отдела опеки и попечительства администрации <...>, извещены о судебном разбирательстве надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06 декабря 2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Орловской области от 07 июля 2015г. № 1815-ОЗ).

Согласно данному Закону учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в Книге учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда ( ст.2.1)

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в части 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (ч. 2 ст. 1).

Порядок предоставления жилых помещений указанной категории лиц определен ст. 3 Закона, в соответствии с которой гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.

По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.

В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 7 квадратных метров.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

Из материалов дела следует, что Сергеев А.В., <дата> года рождения, относится к лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С <дата> находился на полном государственном обеспечении, на основании путевки Областного отдела народного образования.

С <дата>г. по <дата> истец находился на воспитании во <...> детском доме, в период с <дата> по <дата> воспитывался и обучался в <...> специальной (коррекционной) школе-интернате для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. С <дата> по <дата> Сергеев А.В. обучался во <...> центре (колледже) непрерывного профессионального образования. С <дата> по <дата>г. он проживал в БСУ СО ОО «<...> интернат» и находился на полном государственном обеспечении.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой КОУ ОО «<...> детский дом для детей дошкольного возраста» от <дата>г., справкой КОУ ОО «<...> специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» от <дата>г., справкой МФ ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» от <дата>г., справкой БСУ СО ОО «<...> психоневрологический интернат» .

Обращаясь в суд с иском, Сергеев А.В. ссылался на то, что был лишен возможности реализовать предоставленное законом право на обеспечение жильем в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите его жилищных прав социальными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истца <дата> с заявлением о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, его возраст превышал 23-летний, доказательств наличия уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Действительно, вышеприведенные нормы права предписывают, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на льготное обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о постановке на учет нуждающихся в жилье.

В связи с этим при разрешении заявленного спора суду первой инстанции следовало выяснить причины, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Так, правило о том, что включение в список нуждающихся не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, органы опеки и попечительства, образовательные и иные учреждения, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.

В силу статьи 147 Семейного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент пребывания истца в образовательном учреждении (данная статья утратила силу с 1 сентября 2008 г. на основании Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ), детям, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. Выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений.

Из положений части 3 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

При этом судебная коллегия отмечает, что правовой статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части жилищных прав предполагает соблюдение законодательно закрепленных условий реализации прав в сфере жилищного обеспечения.

Данных о том, что при направлении истца в детский дом за ним закреплялось жилое помещение, материалы дела не содержат.

На момент достижения Сергеевым А.В. совершеннолетнего возраста он обучался во <...> центре (колледже) непрерывного профессионального образования, был временно зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>.

Данных о том, что образовательным учреждением принимались меры по постановке Сергеева А.В. на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилых помещений, до достижения им 23 лет, а также что истцу было разъяснено право на самостоятельное обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением о постановке на такой учет, в материалах дела нет.

Какое-либо жилое помещение после окончания обучения в образовательном учреждении за истцом не было закреплено.

По мнению судебной коллегии, истец не может нести ответственность за бездействие органов опеки и попечительства, образовательных учреждений, учитывая, что на момент возникновения у него права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, он являлся несовершеннолетним.

Также из материалов дела усматривается, что Сергеев А.В. в период времени с <дата>г. по <дата>г. пребывал в <...> психоневрологическом интернате с диагнозом: «<...>», неоднократно проходил курс лечения в <...> психиатрической больнице в условиях стационара.

По выбытию из интерната неоднократно обращался в администрацию <...> по месту фактического своего жительства по вопросу обеспечения жилым помещением. Отказывая в предоставлении жилого помещения, орган местного самоуправления ссылался на необходимость решения указанного вопроса по месту рождения и установления опеки над Сергеевым А.В.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об уважительности причины несвоевременной постановки истца на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении.

При указанных обстоятельствах истец не может быть лишен гарантированного и нереализованного права, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить его на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что в период времени с <дата>г. по <дата>г. Сергеев А.В. был зарегистрирован в жилом доме <адрес>, жилой площадью <...> кв.м., общей <...> кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются копией паспорта Сергеева А.В., а также данными похозяйственной книги, в соответствии с которой Сергеев А.В. не проживал по месту регистрации с <дата>.

Судом апелляционной инстанцией установлено, что данный жилой дом был предоставлен ФИО7 на основании ордера на состав семьи 5 человек: она, муж Б.В.П., сын Б.П.В., дочь Б.С.В., внук Б.Д.А. В период с <дата> по <дата> год (на момент достижения истцом 18-23 лет) в жилом доме было зарегистрировано и проживало 6 человек, на каждого из них приходилось по <...> кв.м. жилой и <...> кв.м. общей площади дома, что не превышало учетную норму (6,5 кв.м. жилой площади), установленную действующим на тот период законодательством.

Из пояснений свидетеля ФИО7 следует, что Сергеев А.В. родственником и членом ее семьи не является, регистрация в жилом помещении носила формальный характер.

Установлено, что Сергеев А.В. фактически с <дата> по настоящее время проживает в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, где зарегистрирован с <дата>.

Его семья занимает комнату в коммунальной квартире, площадью <...> кв.м., которая принадлежит на праве собственности супруге истца С.С.В. на основании договора на передачу в собственность комнаты в коммунальной квартире от <дата>г.

Помимо Сергеева А.В. в данном жилом помещении зарегистрирована также дочь С.С.В.С.М.А., <дата> года рождения.

Сергеев А.В. согласно данных Единого реестра прав на объекты недвижимого имущества в собственности жилых помещений не имеет.

Принимая во внимание вышеприведенные требования законодательства и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Сергеева А.В.

При таком положении судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права, и полагает возможным согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять по делу новое решение об удовлетворении требований Сергеева А.В. и возложении на администрацию <...> обязанности принять его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Кроме того, принимая во внимание положения вышеприведенных норм права на администрацию <...> подлежит возложению обязанность по обеспечению Сергеева А.В. по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства благоустроенным жилым помещением общей площадью на одного человека в размере 33 кв.м., а при отсутствии жилого помещения указанной площади по месту жительства истца по причине конструктивных и технических параметров жилого дома - жилым помещением общей площадью на одного человека не менее 28 кв.м.

Руководствуясь ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 23 июня 2015г. отменить и вынести новое решение.

Исковые требования Сергеева А.В. к администрации <...> о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию <...> принять Сергеева А.В., <дата> года рождения, на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся и имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Обязать администрацию <...> предоставить Сергееву А.В. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с Законом Орловской области от <дата> -ОЗ общей площадью в размере не менее 28-33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.

Председательствующий                         Л.И.Курлаева

Судьи                                    М.Е.Хомякова

                                        Л.Н.Герасимова

1версия для печати

33-2182/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Сергеев Александр Владимирович
Ответчики
Администрация Орловского района Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Курлаева Лада Игоревна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
09.09.2015Судебное заседание
30.09.2015Судебное заседание
07.10.2015Судебное заседание
19.10.2015Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее