Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-405/2018 ~ М-471/2018 от 09.10.2018

Дело № 2-405/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия      12 ноября 2018 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Кузьминовой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, действующего в интересах Ершовой Натальи Николаевны, к администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее по тексту Государственный комитет), действуя в интересах Ершовой Н.Н., обратился в суд с иском к администрации Лахденпохского муниципального района (далее по тексту АЛМР) о понуждении к действиям.

Иск мотивирован тем, что в адрес истца от Ершовой Н.Н. поступило обращение по вопросу ненадлежащего содержания муниципальной <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом <адрес> Республики Карелия, в части необходимости ремонта стен, полов, печи, рам на веранде и др. На основании распоряжения от 24.12.2015 № 890 Государственным комитетом была проведена внеплановая документарная проверка. Из акта проверки от 28.12.2015 № 890 следует, что спорная квартира находится в муниципальной собственности. Постановлением АЭСП от 17.07.2007 № 5 указанный многоквартирный дом был признан ветхим со 100% физическим износом, жильцы освобождены от оплаты ЖКУ. АЛМР, как органу местного самоуправления, обеспечивающему контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, было направлено предписание от 28.12.2015 № 1188 по устранению выявленных в ходе обследования недостатков. В ходе документарной проверки, проведенной на основании распоряжения от 22.09.2017 № 185/14-08/А/1128, установлено, что АЛМР утверждена программа адресных капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на 2016-2020 годы. В настоящий момент на ремонтные работы готовится сметная документация для проведения открытого аукциона. Работы по ремонту спорного жилого помещения включены в данную программу и при наличии финансовой возможности будут проведены в плановом порядке. Подготовка к производству ремонтных работ имеет продолжительный характер по причине дефицита финансовых средств в бюджете ЛМР. Таким образом, предписание от 28.12.2015 № 1188 не исполнено. 26.09.2017 в адрес АЛМР направлено предписание № 185/1056 и составлен протокол об административном правонарушении от 08.02.2018 № 1124 по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее по тексту КоАП РФ). В ходе документарной проверки от 28.08.2018, проведенной на основании распоряжения № 046/Р/2316, АЛМР сообщила, что в адрес Ершовой Н.Н. было направлено уведомление о возможности заключения с ней договора социального найма на другое жилое помещение. Ершовой Н.Н. был произведен осмотр жилых помещений, предлагаемых взамен непригодного для проживания. Однако, она отказалась от них, обратившись с просьбой расселения ее в дома, строящиеся в <адрес> по программе расселения граждан из аварийного жилищного фонда. Также в исковом заявлении истец указал, что работы, указанные в предписании от 26.09.2017 № 185/1056, должны обеспечить безопасные и санитарные условия проживания граждан в спорной квартире. Однако, за период с октября 2017 года по август 2018 года АЛМР не приняты меры по устранению выявленных нарушений. 21.09.2018 в отношении АЛМР был составлен протокол об административном правонарушении № 1463 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. 2, 20, 65 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Постановление Госстроя России от 27.09.2003 № 170, истец просил обязать АЛМР в срок до 10.11.2018 обеспечить надлежащее техническое содержание муниципальной <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом <адрес> Республики Карелия, путем организации и проведения работ по обследованию несущих стен, полов, окон и печей на предмет технического состояния и принятия мер по устранению выявленных нарушений.

В судебное заседание представитель истца Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, извещенный надлежащим образом, не явился.

Истец Ершова Н.Н. и ее представитель, действующий на основании ордера адвокат Бодур А.Д., заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что для обеспечения безопасного проживания в жилом помещении, до расселения Ершовой Н.Н. из ветхого жилья, требуется проведение ремонта кирпичной кладки дымохода и печной трубы; стен фасада; входного крыльца; входной двери и уличной уборной. В подтверждение необходимости проведения указанного ремонта истцом в материалы дела представлены фотографические снимки.

Представитель ответчика АЛМР и представитель третьего лица АЭСП, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

01.12.2009 года между АЭСП и Ершовой Н.Н. был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного в доме по адресу: <адрес>. Собственником указанного жилого помещения является АЛМР (л.д. 31-32).

По факту ненадлежащего содержания указанного жилого помещения Ершова Н.Н. 25.11.2015 обращалась к главе Республики Карелия, которое было направлено для разрешения вопроса по существу в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия (л.д. 7).

На основании указанного заявления 28.12.2015 Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия была проведена внеплановая документарная проверка. По результатам проведенной проверки в адрес АЛМР было выдано предписание от 28.12.2015 № 1188, в соответствии с которым АЛМР предписывалось в тридцатидневный срок обеспечить надлежащее техническое содержание спорного жилого помещения путем организации и проведения работ по обследованию несущих стен, полов, окон и печей на предмет технического состояния и принятия мер по устранению выявленных нарушений.

22.09.2017 Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия вновь была проведена документарная проверка, в ходе которой было установлено, что предписание от 28.12.2015 № 1188, выданное АЛМР, исполнено не было. 26.09.2017 Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия в адрес АЛМР было вынесено новое предписание № 185/1056 об обеспечении надлежащего технического состояния спорного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что во исполнение вышеуказанного предписания АЛМР в октябре 2017 года было проведено обследование технического состояния строительных конструкций здания и жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам указанного обследования специалистами ООО ФИО5» был составлен отчет, согласно которому с учетом классификации ГОСТ 31937-2011, общее техническое состояние конструкций характеризуется как аварийное. В соответствии с ГОСТ 31937-2011 эксплуатация здания невозможна до полного устранения выявленных дефектов и повреждений, представленных в ведомости дефектов. Общий физический износ здания составляет более 71 %, в том числе фундамент, инженерные сети – 80%, перекрытия, кровля – 70%.

С учетом указанной оценки, межведомственная комиссия Лахденпохского муниципального района 15.12.2017 приняла решение о признании непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 23-24). На основании данного заключения АЛМР было вынесено постановление № 593 от 20.12.2017 года о признании вышеуказанного жилого помещения непригодным для проживания, а граждан подлежащими расселению в срок до 2025 года включительно.

01.02.2018 на заседании жилищной комиссии по вопросам предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма Лахденпохского муниципального района было принято решение о предоставлении Ершовой Н.Н. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. Распоряжением № 36-П от 16.02.2018 АЛМР предоставила Ершовой Н.Н. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, направив 19.02.2018 года в ее адрес соответствующее уведомление.

От получения указанного жилого помещения истец Ершова Н.Н. отказалась, мотивировав отказ расположением предоставленного жилого помещения в другом населенном пункте. По тем же основаниям решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 06.08.2018 по гражданскому делу № 2-308/2018 АЛМР отказано в иске о выселении Ершовой Н.Н. из спорного жилого помещения, так как предоставленное взамен непригодного для проживания жилое помещение расположено в ином населенном пункте в <адрес>, а не в <адрес>.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Лахденпохским районным судом Республики Карелия рассмотрено гражданское дело № 2-365/2018 по иску Ершовой Н.Н. к АЛМР о понуждении к проведению капитального ремонта жилого помещения <адрес>, расположенного в многоквартирном жилом <адрес> Республики Карелия. Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения, поскольку выявление оснований для признания спорного жилого помещения подлежащим капитальному ремонту относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. При этом, межведомственной комиссией при АЛМР принято решение о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания, в связи с физическим износом, а граждан, проживающих в нем – расселению в срок до 2025 года.

Также в судебном заседании установлено, что указанный многоквартирный дом никакая управляющая компания не обслуживает, так как Постановлением главы Элисенваарского сельского поселения № 5 от 17.07.2007 дом истца признан ветхим со 100% износом, и все квартиросъемщики освобождены от квартплаты.

Из искового заявления следует, что основным поводом обращения в суд послужило непринятие АЛМР мер по обеспечению безопасных и санитарных условий проживания граждан в муниципальном жилом помещении <адрес> по <адрес> Республики Карелия до их расселения из непригодного для проживания жилого помещения.

Согласно пп. 4 п. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с положениями ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, которые отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с положениями ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно положениям ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) - жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, предусмотренных Жилищным Кодексом РФ.

Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно положениям Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015 года полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Пунктом 2.3.7 Постановления Госстроя России №170 установлено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).

Согласно п. 2.4.3 того же Постановления Госстроя России №170 капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

Как следует из пунктов 10-11 Положения о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, жилое помещение должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них.

В судебном заседании Ершова Н.Н., в интересах которой заявлены исковые требования, настаивала, что для безопасных и санитарных условий проживания необходимо провести ремонт дымохода и печной трубы, так как кирпичная кладка разрушена; восстановить целостность сгнивших венцов стен фасада, разрушенных входного крыльца и двери, а также уличной уборной.

Необходимость проведения указанных работ истец подтвердила фотографическими снимками.

На запрос суда о необходимости проведения обследования жилого помещения Ершовой Н.Н. с целью определения вида и характера ремонтных работ, необходимых для обеспечения безопасного проживания граждан в спорном жилом помещении до расселения, ответчик АЛМР фактически ответил отказом, мотивировав отказ признанием жилого помещения непригодным для проживания (л.д. 69).

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего время Ершова Н.Н. продолжает пользоваться и проживать в спорном жилом помещении, поскольку взамен непригодного для проживания другое жилое помещение истцу не предоставлено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчик не направил в суд никаких возражений относительно заявленных исковых требований. Свою позицию в письменном виде не изложил. Доказательств того, что признанное непригодным для проживания спорное жилое помещения является полностью безопасным для проживания в нем до расселения в 2025 году, а также отвечает санитарным нормам и требованиям, суду также не представлено.

Доводы истца о необходимости ремонта (в целях безопасного проживания до расселения) дымохода и печной трубы, венцов стен фасада, крыльца, двери, а также уличной уборной, ответчиком не оспорены. При этом фотографические снимки подтверждают, что кирпичная кладка дымохода и печной трубы разрушена; нарушена целостность венцов фасада, входных крыльца и двери, в результате которой указанные конструкции перестали выполнять свои функции; а дворовая уборная находится в аварийно-опасном состоянии.

Суд считает, что все указанные работы, по своему характеру относятся к категории ремонта, который обеспечит нормативные условия проживания истца в жилом помещении, поскольку направлены на обеспечение безопасности пользования жилыми и нежилыми (дворовой уборной) помещениями дома. Дальнейшая эксплуатация спорного жилого помещения, без проведения указанных работ по восстановлению целостности отдельных элементов жилого помещения и дворовой уборной, по мнению суда невозможна. Доказательств обратному суду не предоставлено.

Кроме того, признание жилого помещения непригодным для проживания само по себе не является обстоятельством, исключающим обязанность по содержанию этого дома в необходимых объемах до отселения проживающих в нем лиц, например, в соответствии с гигиеническими требованиями к жилым помещениям. Орган местного самоуправления, как собственник муниципального имущества, обязан обеспечивать поддержание в нем нормативных условий проживания граждан вплоть до момента фактического расселения дома. Именно на это направлены заявленные исковые требования.

По мнению суда, в таких помещениях (как спорное) возможно проведение любого вида ремонта, с целью обеспечения именно безопасных и санитарных условий проживания в них, что полностью согласуется с положениями п. 2.4.3 указанного выше Постановления Госстроя РФ, согласно которому в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания допускается производить ремонтные работы в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся до расселения срок.

При таких условиях суд приходит к выводу о необходимости понуждения ответчика к выполнению перечисленных работ, поскольку такая обязанность возложена на последнего в силу закона, учитывая, что компания, управляющая спорным домом, отсутствует.

С учетом вида, характера и объема работ, а также необходимость обеспечения безопасного проживания в кратчайшие сроки, суд полагает необходимым для выполнения указанных работ установить месячный срок для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Возложить на Администрацию Лахденпохского муниципального района обязанность по выполнению в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу ремонтных работ, обеспечивающих на срок до расселения, безопасные и санитарные условия для проживания Ершовой Натальи Николаевны в <адрес> Республики Карелия, а именно возложить обязанность по проведению обследования несущих конструкций квартиры на предмет выявления недостатков, создающих угрозу жизни и здоровью для проживающих, и устранению выявленных нарушений, в том числе, устранению нарушения целостности: кирпичной кладки дымохода и печной трубы; стен фасада; входного крыльца; входной двери и уличной уборной.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                         И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 16.11.2018.

2-405/2018 ~ М-471/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ершова Наталья Николаевна
Государственный комитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору
Ответчики
Администрация Лахденпохского муниципального района
Другие
Бодур Александр Дмитриевич
Администрация Элисенваарского сельского поселения
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
09.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2018Передача материалов судье
10.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.10.2018Предварительное судебное заседание
12.11.2018Судебное заседание
16.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2018Дело оформлено
18.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее