Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3055/2017 ~ М-2953/2017 от 20.06.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2017 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Булаткиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ильичевой Т. Н. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконными распоряжения,

Установил:

Ильичева Т.Н. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения, указав, что на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилого дома и приусадебного хозяйства, площадью 332,4 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: Самарская <адрес> (собственность от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ильичева Т.Н. обратилась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, площадью 263 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, кадастровый квартал , территориальная зона застройки малоэтажными домами (Ж-2), категория земель – земли населенных пунктов. Департаментом градостроительства г.о.Самара было подготовлено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. С данным отказом Ильичева Т.Н. не согласна, в связи с чем просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1161 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, обязать Департамент градостроительства г.о.Самара утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 263 кв.м. по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Екатеринин И.И. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Кремнева А.А. возражала против удовлетворения иска по мотивам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ истица является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилого дома и приусадебного хозяйства, площадью 332,4 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: Самарская <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Ильичева Т.Н. обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в аренду без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый квартал , территориальная зона застройки малоэтажными домами (Ж-2), категория земель – земли населенных пунктов.

Распоряжением Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ истице было отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, имеющего следующие характеристики: площадь 263 кв.м, адрес (местоположение): Самарская обл., г.Самара, Куйбышевский район, ул.<адрес>н, кадастровый квартал , территориальная зона застройки малоэтажными домами (Ж-2), категория земель – земли населенных пунктов. Основанием для отказа являются п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, п.п.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, п.6 ст.11.9 ЗК РФ.

В соответствии с п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

В соответствии с п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ).

Согласно ст.1, ст.37 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки, и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

    В соответствии с ч.2 ст.85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно сведениям, имеющимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Г. округа Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ . Использование объектов недвижимости в указанной зоне возможно в соответствии с градостроительными регламентами указанной зоны, установленными в ст.30 данных Правил.

Согласно представленным документам испрашиваемый истицей земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами.

Частью 2 ст.11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных п. 3 настоящей статьи.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (п.4 ч.3 ст.11.3 ЗК РФ).

Согласно ст.11.10 ЗК РФ под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п.1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п.13).

Положениями ст.ст. 41, 42, 43 ГрК РФ, следует, что элементы планировочной структуры устанавливаются в генеральных планах Г. и сельских поселений, являясь в дальнейшем основанием для разработки проекта планировки и проектов межевания территории, закрепляя уже сложившиеся в существующей застройке элементы планировочной структуры.

Под элементами планировочной структуры, согласно п.1 ст.41 ГрК РФ, понимаются, в частности, микрорайоны и кварталы.

В границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целях, не связанных с реализацией прав собственников помещении в многоквартирном доме.

В таких случаях образование земельного участка не допускается.

Данная норма введена в целях обеспечения устойчивого развития территорий и предотвращения «точечной застройки» и соответствует правилу, предусмотренному ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 года №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.

С учетом положений п.1 ст.43 ГрК РФ и п.3.2.2 Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 года №150, допускается подготовка проекта межевания на часть территории квартала, микрорайона (в границах установленных красных линий).

Проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах Г. и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки (п.2 р.3.2.1 Инструкции).

Таким образом, элементы планировочной структуры устанавливаются в генеральных планах Г. и сельских поселений, являясь в дальнейшем основанием для разработки проекта планировки, закрепляя уже сложившиеся в существующей застройке планировочной структуры, но не образуя их вновь.

Как следует из положений ч.ч.1, 2 ст.43, ч.1 ст.46.1 ГрК РФ, подготовка проектов межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых п изменяемых земельных участков на застроенных и подлежащих застройке территориях, расположенных в границах элементов планировочной структуры. Таким элементом является квартал или микрорайон, в границах которого осуществляется развитие застроенных территорий.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый истицей земельный участок входит в границы элемента планировочной структуры (квартала), застроенного многоквартирными жилыми домами (территориальная зона Ж-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ . что подтверждается представленной в материалы дела выкопировкой из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Г. округа Самара, представляющей собой систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Следовательно, образование данного земельного участка возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Перечень элементов планировочной структуры утвержден приказом министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 года №171н, и включает следующие элементы планировочной структуры: вал, зона (массив), квартал, месторождение, микрорайон, набережная, остров, парк. порт, район, сад, сквер, территория, территория садоводческих некоммерческих товариществ, территория огороднических некоммерческих товариществ, территория дачных некоммерческих товариществ, территория садоводческих потребительских кооперативов, территория огороднических потребительских кооперативов, территория дачных потребительских кооперативов, территория садоводческих некоммерческих партнерств, территория огороднических некоммерческих партнерств, территория дачных некоммерческих партнерств, территория товариществ собственников недвижимости, коррты.

При этом здания и земельные участки, согласно указанному Перечню, являются элементами объектов адресации.

Зона малоэтажных индивидуальных жилых домов, как самостоятельный элемент планировочной структуры, в указанном Перечне не поименована.

Поскольку элементом планировочной структуры в рассматриваемом случае является квартал, застроенный многоквартирными жилыми домами, учитывая, что в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, утверждение схемы расположения испрашиваемого истицей земельного участка приведет к нарушению требований ст.11.3 ЗК РФ.

Согласно п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

При таких обстоятельствах, учитывая, что испрашиваемый истицей земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимая во внимание, что образование земельных участков в границах указанной территории, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, у Департамента имелись законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого истицей земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 года №1 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Г. округе Самара» Департамент градостроительства г.о.Самара наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.

Таким образом, действия Департамента по подготовке распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №РД «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» совершены уполномоченным органом в рамках его компетенции в соответствии с требованиями закона, в связи с чем указанное соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таких оснований при рассмотрения данного дела судом не установлено.

Доводы истца о том, что в квартале испрашиваемого земельного участка находятся малоэтажные жилые постройки, а непосредственно вблизи данного участка находится двухэтажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который на основании распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу по стоянию на ДД.ММ.ГГГГ, судом отклоняются, поскольку согласно представленным документам испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенной многоквартирными жилыми домами, в связи с чем образование испрашиваемого истицей земельного участка возможно только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Представленный стороной истца кадастровый план территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, также подтверждает наличие многоквартирной жилой застройки.

Принятое в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, решение о признании аварийным и подлежащим сносу, не изменяет вид разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен (под жилой дом, многоэтажная застройка).

При таких обстоятельствах, учитывая, что принятие решения по заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 263 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, кадастровый квартал , относится к компетенции органа местного самоуправления, каких-либо нарушений в действиях ответчика при издании оспариваемого распоряжения не установлено, оснований для удовлетворения требований Ильичевой Т.Н. у суда не имеется.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление Ильичевой Т. Н. оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2017 года.

Судья                (подпись)                Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-3055/2017 ~ М-2953/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ильичева Т.Н.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.06.2017Регистрация административного искового заявления
20.06.2017Передача материалов судье
23.06.2017Решение вопроса о принятии к производству
23.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2017Подготовка дела (собеседование)
11.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2017Судебное заседание
20.07.2017Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.07.2017Судебное заседание
28.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее