Судья – Грунский С.П. Дело № 33-4551/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ«24» марта 2016 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
в составе:
председательствующего Сагитовой Е.И.,
и судей Щуровой Н.Н., Юрчевской Г.Г.,
по докладу Сагитовой Е.И.,
при секретаре Плиевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Смотровой Л.М. в лице представителя < Ф.И.О. >1 на решение Ейского районного суда Краснодарского края от 08 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смотрова Л.М. обратилась в суд с иском к Горбуновой Л.М., Управлению муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район, Ейскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю об установлении факта принятия наследства, включении в наследственную массу земельного участка и признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование исковых требований истица сослалась на то, что ее бабушке - Крутько Ф.З., умершей 20.11.1994 года, принадлежал на праве собственности земельный пай 5,1 га. На момент смерти Крутько Ф.З. проживала со своей дочерью - Агеенко З.М., которая приходится истице матерью. Наследодательница Крутько Ф.З., Агеенко З.М. и истица проживали одной семьей. После смерти Крутько Ф.З. наследственное дело не заводилось, однако мать истицы - Агеенко З.М. фактически приняла наследство в виде личных вещей Крутько Ф.З., оставшихся в доме, после ее смерти. В сентябре 2008 года Агеенко З.М. умерла, оставив завещание на имя истицы. Просила включить в наследственную массу земельный пай 5,1 га, принадлежавший наследодательнице Крутько Ф.З., и признать за ней право собственности на имущество в порядке наследования.
Ответчица Горбунова Л.М. с исковыми требованиями не согласилась. Возражения мотивировала тем, что она является дочерью наследодательницы Крутько Ф.З. и наследником первой очереди. Смотрова Л.М. ранее обращалась в суд с иском о признании за ней права собственности на земельный пай порядке наследования по праву представления после смерти Крутько Ф.З. Истица скрыла от суда, что имеется наследник первой очереди - Горбунова Л.М. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Смотровой Л.М. отказано. Решением Ейского районного суда от 19 августа 2015 года право собственности на земельный пай признано за Горбуновой Л.М.
Решением Ейского районного суда Краснодарского края от 08 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований Смотровой Л.М. отказано.
В апелляционной жалобе Смотрова Л.М. в лице представителя Симоновой Н.Н. просит решение отменить. Судом неправильно применены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что мать истицы - Агеенко З.М. фактически приняла наследство после смерти Крутько Ф.З. В силу положений 1152 ГК РФ принятие части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В возражениях на апелляционную жалобу Горбунова Л.М. просит решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Смотровой Л.М. – < Ф.И.О. >1, заслушав представителя Горбуновой Л.М. – < Ф.И.О. >2, апелляционная инстанция находит, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации Должанского сельского Совета Ейского района Краснодарского края от 11.03.1992 года, постановления администрации Ейского района Краснодарского края от 29.08.1994 года Крутько Ф.З. принадлежал на праве собственности земельный пай площадью 5,1 га, расположенный в Агрофирме «Должанское».
После смерти в ноябре 1994 года наследодательницы Крутько Ф.З. наследниками по закону являлись ее дочери: Горбунова Л.М., Агеенко З.М. (мать истицы), Табачкова Е.М. (умерла в апреле 2013 г.), Токарева В.М. (умерла в сентябре 2014 г.)
Согласно справке нотариуса после смерти Крутько Ф.З. наследственное дело не заводилось (л.д. 27).
Решением Ейского районного суда от 19 августа 2015 года Горбуновой Л.М. восстановлен срок для принятия наследства, открывшегося после смерти матери Крутько Ф.З. За Горбуновой Л.М. признано право собственности на земельный пай 5,1 га, расположенный в границах ЗАО «Должанское».
Отказывая в удовлетворении исковых требований Смотровой Л.М., суд сослался на то, что при наличии наследника первой очереди - Горбуновой Л.М., за которой решением суда признано право собственности на земельную долю, истица не вправе претендовать на указанное наследственное имущество. В обоснование данного вывода суд сослался на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 апреля 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Смотровой Л.М. о признании права собственности на земельный пай в порядке наследования по праву представления после смерти бабушки Крутько Ф.З.
Между тем, при разрешении спора судом неправильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, неправильно применены нормы материального права.
В обоснование исковых требований Смотрова Л.М. ссылается на положения ст. 1152, ч. 2 ст. 1153 ГК РФ о фактическом принятии наследственного имущества.
Апелляционное определение от 23 апреля 2015 года по делу по иску Смотровой Л.М. к Управлению муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку вышеуказанные требования истицей ранее не заявлялись и не рассматривались.
Как видно из материалов дела, на момент смерти наследодательница Крутько Ф.З. проживала одной семьей совместно с дочерью Агеенко З.М., внучкой - Смотровой Л.М., супругом внучки и детьми по адресу: <...>. Согласно справке главы Моревского сельского поселения Ейского района Крутько Ф.З. была зарегистрирована и проживала по указанному адресу с 10.06.1987 г. по 20.11.1994 г. (л.д. 25, 26).
После смерти Крутько Ф.З. мать истицы - Агеенко З.М. фактически приняла наследственное имущество в виде личных вещей наследодательницы, находившихся в доме. Доказательств обратного суду не представлено.
После смерти Агеенко З.М. в сентябре 2008 года наследником по завещанию являлась ее дочь - Смотрова Л.М., которой нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на денежные вклады.
Таким образом, истицей представлены доказательства фактического принятия ее матерью наследства после смерти Крутько Ф.З. В свою очередь, истица Смотрова Л.М. приняла наследство по завещанию после смерти матери Агеенко З.М.
Вышеуказанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом не приняты во внимание.
Вследствие изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене.
Поскольку все обстоятельства установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции принимает новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Смотровой Л.М., исходя из следующего.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1141 Гражданского кодекса РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В силу ст. 1152 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
После смерти наследодательницы Крутько Ф.З. ее дочери, наследники по закону первой очереди, не обращались к нотариусу с заявлениями о принятии наследства.
Судебным решением Ейского районного суда от 19 августа 2015 года Горбуновой Л.М. восстановлен срок для принятия наследства после смерти ее матери Крутько Ф.З. За ней признано право собственности на земельный пай площадью 5,1 га, который входил в наследственную массу.
Однако, материалами дела подтверждается, что мать истицы - Агеенко З.М. в 1994 году фактически приняла наследство, вступив во владение наследственным имуществом, оставшимся в доме, где она проживала совместно с наследодательницей Крутько Ф.З.
Представленные истицей доказательства, подтверждающие фактическое принятие ее матерью части наследственного имущества, являются допустимыми на основании п. 36 Постановления от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» и ответчиками не опровергнуты.
Таким образом, с учетом судебного акта, которым Горбуновой Л.М. восстановлен срок для принятия наследства после смерти Крутько Ф.З., и отсутствием иных наследников, доля Агеенко З.М. в наследственном имуществе составляла 1/2. Указанное имущество принадлежало ей с момента открытия наследства.
Истица, как наследник по завещанию, принявший наследство после смерти Агеенко З.М. в установленный срок, имеет право на 1/2 долю в праве собственности на спорный земельный участок.
С учетом изложенного, доля Горбуновой Л.М. в праве собственности на земельный участок подлежит уменьшению с целой до 1/2.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Смотровой Л.М. в лице представителя < Ф.И.О. >1 удовлетворить.
Решение Ейского районного суда Краснодарского края от 08 декабря 2015 года отменить.
Исковые требования Смотровой Л.М. к Горбуновой Л.М., Управлению муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район, Ейскому отделу Управления Росреестра по Краснодарскому краю об установлении факта принятия наследства, включении в наследственную массу земельного участка и признании права собственности в порядке наследования удовлетворить частично.
Установить факт принятия наследства Агеенко З.М. после смерти наследодательницы Крутько Ф.З., умершей 20.11.1994 года.
Признать за Смотровой Л.М. право собственности на 1/2 долю земельного пая 5,1 гектаров с кадастровым номером: <...>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, общей площадью 23062879 кв.м, расположенного по адресу: <...>
Долю Горбуновой Л.М. в праве собственности на данный земельный пай уменьшить с целой до 1/2.
Данное решение является основанием для Ейского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменений записи о праве собственности Горбуновой Л.М. на вышеуказанный земельный участок и регистрации права общей долевой собственности Горбуновой Л.М. и Смотровой Л.М. на объект недвижимости.
Председательствующий:
Судьи: