Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 августа 2015г. Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бугарь Г.А.,
при секретаре Янюшкиной Е.А.,
с участием заявителя Антипова А.С., представителя заявителя Соловьевой Е.Ю. (по доверенности),
представителя заинтересованного лица мэрии г.о.Тольятти - Зыкова В.Ю. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2268/2015 по заявлению Антипова А.С. об оспаривании распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти №... от 16.07.2015,
У С Т А Н О В И Л :
Антипов А.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании распоряжения заместителя мэра г.о.Тольятти №... от 16.07.2015г. в соответствии с которым заявителю было отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015 года в связи с несоответствием молодой семьи требованию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 6 Правил.
В ходе судебного заседания представитель заявителя поддержала доводы заявления и просила распоряжение №... от 16.07.2015г. «О внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от 13.07.2011 №... «О признании граждан участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. признать незаконным, отменить.
Возложить на мэрию г.о.Тольятти обязанность включить Антипова А.С. с составом семьи 3 человека в список участников подпрограммы «обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011 – 2015 года.
Представитель заинтересованного лица мэрии г.о.Тольятти Зыков В.Ю. с оспариванием распоряжения №... от 16.07.2015г. об отказе в признании участниками подпрограммы Антиповых А.С. не согласен, полагает, что данное распоряжение законно и обоснованно. Супруга Антипова Е.В. не зарегистрирована по месту жительства на территории Самарской области, в связи с чем не соответствуют требованию, предусмотренному подпункту «б» пункта 6 Правил (подпункт «а» пункта 18 Правил).
Суд, заслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, проверив материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено в судебном заседании постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N ... утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Согласно подпункту "б" пункта 5 данных Правил одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме являлось признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
При этом в силу пункта 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В связи с окончанием срока реализации указанной программы Постановлением Правительства РФ N 1050 от 17 декабря 2010 года утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, механизм реализации которой также предполагает предоставление молодым семьям социальных выплат на улучшение жилищных условий.
В качестве приложения N 3 к названной подпрограмме утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, содержащие нормы, аналогичные вышеприведенным.
Так, согласно подпункту "б" пункта 6 данных Правил (в редакции Постановлений Правительства РФ от 22 ноября 2012 года N 1204 и от 06 октября 2011 года N 825) обязательным условием участия молодой семьи в подпрограмме является ее признание нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 этих же Правил, которым определено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены статьей 56 Жилищного кодекса РФ.
К таким основаниям согласно пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ относится случай выявления в документах, представленных в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Распоряжением И.о.заместителя мэра г.о.Тольятти №... от 13.07.2011 года «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы Жилище» на 2011-2015 г.г.» Антипов А.С., с составом семьи 3 человека, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 гг. с даты подачи заявления с 05.07.2011 года.
Распоряжением Заместителя Мэра г.о.Тольятти №... от 16.07.2015 г. «О внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от 13.07.2011 года №...О признании граждан участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.» Антипову А.С. с составом семьи 3 человека было отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с не соответствием молодой семьи требованию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 6 Правил (подпункт «а» пункта 18 Правил).
Причиной исключения семьи заявителя из списка участников программы явилось отсутствие постоянной регистрации супруги Антиповой Е.В. по месту жительства на территории Самарской области.
В судебном заседании установлено, что Антипова (Середа) Е.В., ... года, ... года заключила брак с Антиповым А.С., что подтверждается свидетельством о заключении брака серия ... выданным ... г. Отделом ЗАГС Центрального района г.о.Тольятти управления ЗАГС Самарской области, а/з №... от ....
С момента заключения брака с заявителем постоянно проживала на территории Самарской области, г.Тольятти, что подтверждается следующими доказательствами:
- справкой с места работы выданной ООО «...» от 30.07.2015 г., устанавливающей, что Антипова Е.В. с 11.12.2006 г. по 17.11.2014 г. работала в магазине №..., располагавшемся на территории г.Тольятти, ул.....;
- справкой выданной ГБУЗ СО «ТГП №4» АПК-1, устанавливающей что Антипова Е.В. наблюдается в указанном медучреждении с 2008 года по настоящий момент;
- родовой сертификат серия ..., выданный МУЗ «Городская поликлиника №4 г.Тольятти» на имя Антиповой Е.В.;
- справкой, выданной ТОС №1 Комсомольского района г.о.Тольятти, устанавливающей, что семья Антипова А.С. с составом семьи 3 человека, включая Антипову Е.В. с февраля 2009 г. по настоящий момент проживают на территории Самарской области, г.о.Тольятти, ул......
Из справки от 15.07.2015 г., выданной ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» следует, что Антипова (Середа) Е.В., в приватизации жилых помещений на территории Оренбургской области, г.Медногорск, не участвовала.
Справка №170 от 02.07.2015 г. выданная Комитетом по физической культуре, спорту, туризму подтверждает, что Антипов А.С. с составом семьи 3 человека, устанавливает, что семья не состояла на учете в МО г.Медногорск и социальную выплату на приобретение жилья не получала как участница подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2020 годы» государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительств в Оренбургской области».
При рождении второго ребенка Антипова И.А., ... года, в семье заявителя, матери ребенка Антиповой Е.В., был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия ... в размере 408 960,50 рублей, на основании решения, принятого ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Комсомольском районе г.Тольятти, дата выдачи ... г.
Суд исследовав представленные доказательства полагает, что представителем мэрии г.о.Тольятти не представлено доказательств наличия оснований, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ для снятия заявителей с учета, а именно отсутствие у Антиповой Е.В. регистрации в городе Тольятти не является препятствием для реализации ими прав на получение социальных выплат на улучшение жилищных условий.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, которая приведена выше, учет граждан ведется органами местного самоуправления по месту постоянного жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В силу пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, и пунктов 15 и 15 (1) Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы заявление для участия в подпрограмме молодая семья также подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года (в редакции, действовавшей на момент постановки заявителей, на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений) место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 этого же Закона граждане обязаны регистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах Российской Федерации.
Однако сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 названного Закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, и носит уведомительный характер; механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений; понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах; место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Как видно по делу, член семьи участника программы - супруга Антипова Е.В. была зарегистрирована до 11.07.2015 г. в г.Медногорске Оренбургской области по адресу: ул......
Жилых помещений по договору социального найма или на праве собственности в городе Медногорске и Тольятти заявители не имеют, между тем фактически с 2006 года Антипова Е.В. проживает в городе Тольятти по адресу: .... и с 2009 года по адресу: ...., но регистрацию по месту пребывания имеет по адресу: .... на весь период с 2006 по 2015, до 11.07.2015 года, когда уже Антиповой Е.В. была приобретена постоянная регистрация и данный населенный пункт является для неё постоянным местом жительства.
Из материалов дела также следует, что мэрией г.Тольятти фактическое место жительства заявителей было известно, о чем свидетельствуют сам факт принятия от Антиповых заявлений указанным органом, к которым были приложены документы, содержащие сведения о месте работы заявителей, а также факт принятия их на учет, указание места фактического проживания заявителей в постановлении от 13.07.2011 года, ведение с заявителями переписки по указанному адресу.
Признав снятие заявителей с учета нуждающихся в получении жилых помещений незаконным, суд полагает необходимым возложить на мэрию г.о.Тольятти обязанность по включению семьи заявителя в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы с учетом даты подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку снятие заявителей с такого учета явилось единственным основанием к отказу мэрии во включении заявителей в число участников подпрограммы.
Других обстоятельств, которые в силу пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утвержденных в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы) влекут отказ в признании молодой семьи участницей подпрограммы, мэрией г.о.Тольятти не приведено и не доказано.
Конституционный Суд РФ неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 01.12.1997 №18-П, от 19.06.2002 №11- П, от 23.04.2004 г. №8-П, Определение от 04.12.2003 №415-0).
На основании изложенного руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Антипова А.С. – удовлетворить.
Признать распоряжение №... от 16.07.2015 «О внесении изменений в распоряжение заместителя мэра г.о.Тольятти от 13.07.2011 №... «О признании граждан участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы « Жилище» на 2011 -2015 гг. незаконным.
Обязать мэрию г.о.Тольятти поставить семью Антипова А.С. с составом семьи 3 человека на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории молодая семья, сохранив за ними порядковый номер и дату постановки на учет, которые были до снятия с учета распоряжением №... от 16.07.2015, и включить семью Антипова А.С. в составе 3 человека в списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы с учетом даты подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Бугарь Г.А.
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2015 года.