ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-2763/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Кемерово 21 мая 2020 года
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу Чернова В.Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору Тузикова Д.А. от 16 июля 2019 года № 6, решение судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 20 декабря 2019 года и решение судьи Кемеровского областного суда от 2 марта 2020 года, вынесенные в отношении Главы Междуреченского городского округа Чернова Владимира Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору Тузикова Д.А. от 16 июля 2019 года № 6, оставленным без изменения решением судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 20 декабря 2019 года и решением судьи Кемеровского областного суда от 2 марта 2020 года, Глава Междуреченского городского округа Чернов Владимир Николаевич (далее – Чернов В.Н., должностное лицо) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей.
В жалобе, поданной в кассационный суд, Чернов В.Н. просит состоявшиеся по делу акты отменить, приводя доводы о их незаконности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии сч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п.1, 2 ст.63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.68 Федерального закона № 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В соответствии с п.п.2, 3 ч.1 ст.80 названного Федерального закона конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара: возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
В силу п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с п.16 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" на территории поселений и городских округов, территории садоводства или огородничества обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно п.4.1 СП 8.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности, утвержденному приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178, наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно п.8.1 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений, принятым и введенным в действие постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, тушение возможного пожара и проведение спасательных работ обеспечиваются конструктивными, объемно-планировочными, инженерно- техническими и организационными мероприятиями.
Из обстоятельств дела следует, что по результатам выездной внеплановой проверки выполнения Администрацией Междуреченского городского округа первичных мер пожарной безопасности, проведенной в период с 27 мая 2019 года по 21 июня 2019 года на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору от 14 мая 2019 года № 12, 19 июня 2019 года в 13.00 часов установлено нарушение Администрацией Междуреченского городского округа вышеприведенных норм, отраженное в акте проверке от 21 июня 2019 года № 12, выразившееся в следующем:
- при разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не обеспечивается надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, а именно: в пос. Широкий Лог (жилой сектор), пос. Ольжерасс (ул.Ключевая), пос. Распадный (жилой сектор), пос. Улус (жилой сектор), пос. Косой Порог (жилой сектор, СНТ), пос. Чебол-Су (жилой сектор), пос. Карай (жилой сектор, СНТ), пос. Сыркаши-1 (жилой сектор, гора) имеются участки территории не обеспеченные источниками наружного противопожарного водоснабжения в целях пожаротушения.
- при разработке и осуществлении планов и программ развития территории Междуреченского городского округа не разработаны и не осуществлены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования, а именно: допущено возведение зданий на высоту более 30 метров (17-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Междуреченск, б-р Медиков, 8: 14-ти этажный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Междуреченск, пр-кт Шахтеров, 18), при этом на территории городского округа отсутствует специальная пожарная техника, позволяющая обеспечить деятельность подразделений пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий выше 30 метров.
Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21 июня 2019 года, актом проверки от 21 июня 2019 года №12, предписанием от 21 июня 2019 года № 12/1/2, расписанием выезда подразделений Междуреченского пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Междуреченского и Мысковского городских округов.
Таким образом, вывод о наличии в действиях Главы Междуреченского городского округа Чернова В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты, в связи с чем довод жалобы об отсутствии события правонарушения, противоречит установленным по делу обстоятельствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии бездействия со стороны должностного лица в выполнении обязательных требований первичной пожарной безопасности, о несогласии с выводом о том, что на территории Междуреченского городского округа имеются безводные районы, об отсутствии правовых оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство вышеуказанных многоквартирных домов, о том, что Чернов В.Н. как глава муниципального образования не является субъектом вмененного правонарушения, об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, являлись предметом проверки судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Судебными инстанциями установлено, что должностным лицом допущены нарушения требований пожарной безопасности в части отсутствия источников наружного противопожарного водоснабжения на перечисленных выше территориях городского округа, высотные жилые дома возведены на территории городского округа в отсутствие специальной пожарной техники, позволяющей обеспечить действия пожарной охраны для проведения мероприятий по спасению людей, а также возможность доступа и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания выше 30 метров. Глава городского округа, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, является субъектом административной ответственности, установленной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий два месяца со дня обнаружения длящегося правонарушения, на момент вынесения постановления не истек.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Наказание Чернову В.Н. назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и санкции ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут повлечь изменение или отмену постановления, решений не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Кемеровской области по пожарному надзору Тузикова Д.А. от 16 июля 2019 года № 6, решение судьи Междуреченского городского суда Кемеровской области от 20 декабря 2019 года и решение судьи Кемеровского областного суда от 2 марта 2020 года, вынесенные в отношении Главы Междуреченского городского округа Чернова Владимира Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Чернова Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Ковалюк