Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-17920/2021 от 19.04.2021

Судья Мусиенко Н.С.                  дело № 33-17920/2021

№ 2-1019/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2021 г.                                г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего         Гриценко И.В.,

судей                     Дунюшкиной Н.В., Тимофеева В.В.,

по докладу судьи краевого суда      Дунюшкиной Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Рыбником В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края на основании доверенности Захаровой Е.С. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 17 февраля 2021 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в суд с исковым заявлением к Чухниной В.А. о взыскании денежных средств и пени.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 июня 2015 г. №493 «Об утверждений Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта» 13 ноября 2015 года стороны заключили договор <№...> на предоставление единовременной компенсационной выплаты на сумму <...> рублей. Договором предусмотрена обязанность медицинского работника работать в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором, в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ) медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду. 22 июня 2016 г. Чухнина В.А. прекратила осуществление трудовой деятельности в МБУ «Городская больница №2» управления здравоохранения администрации г. Новороссийска на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. В нарушение условий договора ответчик не исполнила обязательств по перечислению суммы единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному работником периоду, в связи с чем истец обратился в суд.

Чухнина В.А. обратилась к Министерству здравоохранения Краснодарского края со встречным иском, в котором просила внести изменения в п. 2.1 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты от 13 ноября 2015 г. № 431, вместо «Городская больница №2» указать «Амбулатория села «Мысхако» ГБУЗ «Городская поликлиника №5».

Определением Приморского районного суда г. Новороссийска от 17 февраля 2021 г. производство по делу в части встречных исковых требований прекращено.

Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 17 февраля 2021 г. исковые требования Министерства здравоохранения Краснодарского края удовлетворены в части. Взыскана с Чухниной Виктории Александровны в пользу Министерства здравоохранения Краснодарского края компенсация за неотработанный период времени в сумме <...> руб. 16 коп. В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края на основании доверенности <ФИО>5 выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что Чухнина В.А. обязана вернуть часть единовременной компенсационной выплаты с момента увольнения из МБУ «Городская больница <№...>» в <Адрес...>. Суд неправомерно отказал в выплате неустойки, поскольку требования по неустойке были заявлены согласно положениям договора, а не в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу Чухнина В.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности <ФИО>5, поддержавшую доводы жалобы, Чухнину В.А., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.

Из материалов дела следует, что 21 октября 2015 г. МБУЗ «Городская больница №2» управления здравоохранения администрации г. Новороссийска и Чухнина В.А. заключили трудовой договор.

13 ноября 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 июня 2015 года <№...> «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта» стороны заключили договор <№...> на предоставление единовременной компенсационной выплаты на сумму <...> руб.

Пунктом 2.1 договора от <Дата ...> <№...> предусмотрена обязанность медицинского работника работать в течение 5 (пяти) лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором, заключенным с МБУ «Городская больница №2» управления здравоохранения администрации города Новороссийска.

Согласно п. 2.3 указанного договора, в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.

10 декабря 2015 года платежным поручением <№...> истец перечислил ответчику <...> руб.

22 июня 2016 года ответчик прекратила осуществление трудовой деятельности в МБУ «Городская больница Управления здравоохранения администрации г. Новороссийска, что подтверждается приказом о прекращении трудового договора с работником от <Дата ...> <№...>-Л.

В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).

В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Согласно ч 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания Образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013-2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основной целью правовой нормы, установленной ч. 12.1 ст. 51 Федерального Закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.

Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №1798-О, правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для «молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.

Согласно п. 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 июня 2015 года №493 «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта» установлена в 2015 году медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края договор (далее - медицинские работники), в качестве меры социальной поддержки единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб. на одного медицинского работника, финансовое обеспечение которой осуществляется в равных долях из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств краевого бюджета.

Чухнина В.А. является по специальности врачом-неврологом со стажем работы 16 лет.

22 июня 2016 года она была уволена, а 27 июня 2016 года была принята в специализированное отделение по оказанию медицинской помощи населению с. Мысхако МБУ «Городская поликлиника № 5» управления здравоохранения г. Новороссийска, где работала до 14 февраля 2020 года.

За счет денежных средств, полученных в качестве единовременной компенсационной выплаты и заемных средств Чухнина В.А. приобрела квартиру в г. Новороссийске, в которой проживает в настоящее время.

Материалами дела, в том числе и приобщенной к делу копией трудовой книжки, подтверждается, что Чухнина В.А. все время работала сельским врачом в медицинском учреждении, которое относится к управлению здравоохранения г. Новороссийска, поскольку с. Абрау-Дюрсо и с. Мысхако относятся к одному территориальному образованию г. Новороссийск.

В связи с переходом на другую работу в пределах одного региона, более того, в пределах одного муниципального образования, Чухнина В.А. не утратила право, предусмотренное п. 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 июня 2015 года №493 «Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта».

Чухнина В.А. является медицинским работником в возрасте до 45 лет, имеет высшее образование, прибыла в 2015 году на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта, заключила с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края договор.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 г. в п. 14 прямо указано, что получатель социальной выплаты в связи с уважительными причинами досрочно расторгнувший договор, являвшийся обязательным условием получения социальной выплаты, не может быть лишен права на эту выплату. Там же указано, что само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе получателя социальной выплаты без учета конкретных обстоятельств, приведших к увольнению, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты, в случае если получатель выплаты в срок не превышающий 6 месяцев заключил трудовой договор с другим работодателем и продолжил работу в сельской местности.

Чухнина В.А., заключив новый трудовой договор через 5 дней после увольнения и оставшись работать в той же сельской местности, права на получение социальной компенсационной выплаты не утратила.

Чухнина В.А. фактически отработала 1061 рабочих дня - с 21.10.2015 г. до 21.06.2016 г. и с 27.06.2016 г. по 13.02.2020 г. Неотработанный период времени составил 172 рабочих дня.

По условиям заключенного 13 ноября 2015 года договора Чухниной В.А. было перечислено <...> руб. на 1233 рабочих дня. Следовательно, один рабочий день равен <...> коп. (<...>).

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что с Чухниной В.А. в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере <...> рублей, за неотработанный период времени 172 дня.

Требования о взыскании с Чухниной В.А. процентов в порядке ст. 395 ГК РФ, является необоснованными.

Так, согласно п. 23 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июня 2020 г., положения ст. 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами к отношениям по предоставлению гражданам мер социальной поддержки применению не подлежат.

Поскольку размер пени за просрочку возврата денежных средств рассчитан истцом по правилам ст. 395 Гражданского кодекса РФ, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя истца о том, что Чухнина В.А. обязана вернуть часть единовременной компенсационной выплаты с момента увольнения из МБУ «Городская больница № 2» в с. Абрау-Дюрсо, судебной коллегией отклоняются.

Так, как указано выше, пунктом 2.3 договора от 13 ноября 2015 года № 431 предусмотрено, что в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.

Условиями заключенного сторонами договора прямо предусмотрено соблюдение претензионного порядка урегулирования спора, однако истец подобное требование в адрес ответчика не направлял.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 17 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Захаровой Е.С. – без удовлетворения.

Председательствующий:                    

Судьи:

33-17920/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Министерство здравоохранения КК
Ответчики
Чухнина Виктория Александровна
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Дунюшкина Наталья Васильевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
19.04.2021Передача дела судье
10.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее