РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 апреля 2012 года село Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Цыбули Ю.Н., с участием истца – Егорова Ю.В., его представителя Смагиной Н.И., представителя ответчика: Аксаментова Д.М., при секретаре Слабинской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова Ю.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период прохождения военной службы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, возложении обязанности назначить пенсию,
УСТАНОВИЛ
Егоров обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края об обязании включить в стаж для досрочной трудовой пенсии, период службы в Вооруженных Силах СССР, признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости. Свои требования мотивировал тем, что обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края для назначения ему трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Ответчик не засчитал ему в педагогический стаж периоды службы в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и отказал в досрочном назначении пенсии. Истец полагает, что он имеет право на назначение пенсии, поскольку период его службы в Вооруженных Силах СССР должен в силу Федерального закона «О статусе военнослужащих» должен рассчитываться один день службы за два дня работы.
В судебном заседании истец и его представитель Смагина Н.И., действующая на основании доверенности, требования поддержали в полном объеме. Егоров дополнительно просил взыскать с ответчика судебные расходы за участие представителя в судебном заседании и составление искового заявления в размере <данные изъяты> рублей. Представитель истца Смагина Н.И. дополнительно пояснила, что возможно и применение Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 которое действовало на момент военной службы Егорова и его работы учителем.
Представитель ответчика: Аксаментов Д.М. исковые требования не признал, о чем подал письменные возражения на исковые требования. В судебном заседании пояснил, что ссылка истца на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не состоятельна, так как оно не действует. На момент отмены указанного постановления истец не выработал необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. Прохождение службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, не засчитывается. Истец педагогической специальности не имеет. Взыскание судебных расходов с ответчика невозможно, поскольку Управление принимало решение на основании действующих норм, которые в себе возможность включения в стаж военной службы и ее льготного расчета, не содержат.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Егорова подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации определено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из п.2. ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также не действующее в настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", а также Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" не содержат в себе указания об учете при досрочном назначении пенсии времени службы в Вооруженных Силах.
Вместе с тем, согласно подпункта "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п.4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данный нормативный акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.
Конституционный Суд РФ Постановлением от 29 января 2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".
Следовательно, если гражданин имел права на льготы и преимущества в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент этого назначения указанные акты формально утратили силу, в том числе в связи с принятием нового законодательства.
Как установил суд, на момент обращения Егорова за назначением пенсии на ДД.ММ.ГГГГ. его педагогический стаж (без учета его службы в армии) составляет 22 года 07 мес. 09 дней, что следует из представленной Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края справки от ДД.ММ.ГГГГ, и составляет не менее 2/3 от требуемого стажа – 25 лет.
Из решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что не принят к зачету в стаж на соответствующих видах работ период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и этим же решением Егорову отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа.
Из трудовой книжки Егорова следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу учителем трудового обучения, в дальнейшем по совместительству инструктором по вождению тракторов в Рождественскую среднюю школу, где и работает по настоящее время. Из представленной военным комиссариатом справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Егоров проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Период службы Егорова в Советской Армии относится к периодам деятельности до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам и требование п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения истцом соблюдено в полном объеме.
Таким образом, вышеназванный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение истца, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным Законом прав и свобод человека и гражданина.
Касаемо льготного исчисления времени срочной военной службы при ее зачете в стаж по специальности суд приходит к следующему выводу.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Суд приходит к выводу о необходимости включения в педагогический стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении, из расчета один день службы за два дня работы, которые в совокупности с учетом педагогического стажа в размере 22 лет 07 мес. 09 дней, не оспариваемого Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края, на момент обращения составляет более 25 лет, необходимых для досрочного назначения трудовой пенсии.
Исходя из представленных суду Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Казачинском районе расчетов, с учетом льготного исчисления военной службы трудовой стаж составит 26 лет 07 месяцев 29 дней.
Доводы представителя ответчика о необходимости отказа истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку он полностью на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 не выработал необходимый специальный стаж, что в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2008 N 610-О-О указано, что поставленные вопросы о порядке исчисления стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии, в том числе педагогическим и медицинским работникам, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, суд не принимает во внимание, поскольку исходя из смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. На момент прохождения службы в Вооруженных силах СССР действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного законодательства.
Суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что не имеет специальности «педагог», поскольку для определения осуществления педагогической деятельности обязательное наличие специального образования не предусмотрено, а факт того, что проработал более 20 лет учителем, имеет квалификационный разряд, никем не оспаривается.
Судом установлено, что с письменным заявлением обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Казачинском районе ДД.ММ.ГГГГ, что следует решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе. В силу ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Учитывая данные обстоятельства, суд находит, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости наступило с ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 ст. 100 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая характер и сложность рассматриваемого спора, количество и продолжительность судебного заседания, в которых принимал участие представитель истца, составление ею документов, связанных с рассмотрением дела, а также удовлетворение судом требований истца суд находит взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя, но, учитывая то, что Управление принимало решение исходя из действующих норм, является государственным учреждением, суд находит подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца 500 рублей, что будет отвечать разумным пределам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ
Исковые требования Егорова Ю.В. удовлетворить.
Включить Егорову Ю.В. в стаж, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 день военной службы за два дня работы.
Признать за Егоровым Ю.В. право на получение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края обязанность назначить Егорову Ю.В. пенсию с ДД.ММ.ГГГГ (со дня обращения с заявлением о назначении пенсии) по старости в связи с педагогической деятельностью.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края в пользу Егорова Ю.В. судебные издержки за участие представителя 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 23 апреля 2012 года
Судья Ю.Н. Цыбуля