Решение по делу № 3-36/2010 от 09.08.2010

Дело № 3-36-2010

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

10 сентября 2010г. г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Блиновой М.А.,

при секретаре судебного заседания Михайловой И.В.,

с участием представителя прокуратуры Чувашской Республики Арюхина А.Г., представителей Кабинета Министров Чувашской Республики, действующих на основании Распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 августа 2010г. №250-р: Перовой Н.Г. - по доверенности от 13 мая 2010г. №01/12-3929, Савиновой В.П. – по доверенности от 07 сентября 2010г. №2010, Смолиной Т.В. – по доверенности от 07 сентября 2010г. №01/12-7218, Максимова Д.Ю. – по доверенности от 07.09.2010г., с участием специалиста Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики – Васиной С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующими абзацев 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11 раздела VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009г. №432 «О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год» (с изменениями в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2010 года №262),

установил:

09 августа 2010г. заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующими абзацев 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11 раздела VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009г. №432 «О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год» (с изменениями от 15 апреля 2010г.) по основанию несоответствия требованиям федерального законодательства.

В обоснование заявления прокурор указал, что предусмотренные оспариваемыми нормативными положениями раздела VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обес­печения в расчете на одного человека в год (без учета расходов федерального бюджета) ниже уровня базовых показателей, определенных Программой государственных гарантий оказания граж­данам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. N 811. По мнению прокурора, субъекты Российской Федерации не вправе устанав­ливать вышеизложенные нормативы финансовых затрат ниже показателей, установленных федеральной базовой Програм­мой, поскольку указанное обстоятельство снижает уровень правовых гарантий прав граждан в области объема бесплатной медицинской помощи, установленных федеральной Программой и противоречит требованиям статей 20, 20.1 Основ законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N5487-1, статьям 1 и 22 Федерального закона от 28.06.1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

В уточненном заявлении от 01 сентября 2010г. заместитель прокурора Чувашской Республики просил суд признать недействующими абзацы 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11 раздела VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009г. №432 «О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год» (с изменениями в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2010 года №262). В обоснование уточнений указал, что Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2010 года №262 внесены изменения в абзацы 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11 раздела VI региональной Программы на 2010 год. Однако предусмотренные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обес­печения в расчете на одного человека в год также не соответствуют базовым нормативам, определенным федеральной Программой на 2010 год.

В судебном заседании представитель прокуратуры Чувашской Республики Арюхин А.Г. поддержал заявление по изложенным основаниям.

Представители Кабинета Министров Чувашской Республики Перова Н.Г., Савинова В.П., Смолина Т.В., Максимов Д.Ю. сообщили о непризнании органом исполнительной власти Чувашской Республики заявления прокурора, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Кабинетом Министров Чувашской Республики в соответствии с федеральным законодательством, а также в соответствии с Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и Законом Чувашской Республики от 9 декабря 2009 г. № 72 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Доводы представителей Кабинета Министров Чувашской Республики о соответствии федеральному законодательству оспариваемых положений Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год сводятся к следующим обоснованиям: 1). При формировании региональной Программы была произведена корректировка нормативов объема медицинской помощи (по одному показателю для скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 0,249 вызова), нормативов финансовых затрат за единицу объема медицинской помощи, подушевых нормативов финансового обеспечения с учетом осо­бенностей возрастно-полового состава, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций; 2). Подушевые нормативы финансового обеспечения Программы, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также стоимость Программы сформированы в соответствии с законами Чувашской Республики от 7 декабря 2009 г. № 71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и от 9 декабря 2009 г. № 72 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Так, финансирование Программы из средств республиканского бюджета опре­делено размером бюджетных ассигнований, установленных Законом Чувашской Республики от 7 декабря 2009 г. № 71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (с изменениями, внесенными Законом Чувашской Республики от 18 мая 2010 г. № 14) и составляет 1820,8 млн. рублей. Финансирование Программы из средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики определено соответствующими Ре­шениями Собраний депутатов муниципальных районов и городских округов Чу­вашской Республики и в целом составляет 850,4 млн. рублей, без учета суммы межбюджетных трансфертов в размере 989, 2 млн. рублей.; 3). Полагают, что Федеральной программой установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на 1 человека в год как средние, а не как минимальные. Соответственно нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, устанавливаемые в территориальных программах могут быть как выше, так и ниже тех, что установлены Федеральной программой. Тарифы медицинской помощи, а также особенности возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций в разных регионах будут различаться, что в свою очередь не позволяет установить в Федеральной программе единые или минимальные размеры указанных нормативов; 4). Уровень объема и условий оказания медицинской помощи не находится в прямой зависимости от показателей соответствующих нормативов финансовых затрат, то есть в разных субъектах Российской Федерации могут быть обеспечены одинаковые объемы и условия медицинской помощи при различных нормативах финансовых затрат; 5). Раздел VI Федеральной программы предусматривает выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования с учетом совокупных доходных источников их финансового обеспечения в соответствии с законодательством РФ. В частности, ожидается увеличение нормативов финансовых затрат за счет дотаций ФФОМС в ноябре-декабре 2010г. В целях привидения стоимостных показателей Программы к установлен­ным федеральным нормативам в течение текущего финансового года планирует­ся вносить изменения в действующую Программу, предполагающие увеличение ее финансового наполнения.

Представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики Васина С.Ю., допрошенная в качестве специалиста по расчетам нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения по региональной Программе Чувашской Республики суду пояснила, что расчетная стоимость Программы из средств Консолидированного бюд­жета Чувашской Республики (потребность в финансировании) составляет 4 561,0 млн. рублей (3 573,8 рублей * 1 276 241 человек), дефицит Программы по средствам Консолидированного бюджета Чувашской Республики состав­ляет 1 889,8 млн. рублей по сравнению с Федеральной Программой (41,4%). Стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чу­вашской Республики утверждена Законом Чувашской Республики от 9 декабря 2009 г. № 72 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в размере 4202,6 млн. рублей, с учетом прогноза численности насе­ления по Чувашской Республике на 1 января 2010 года в количестве 1 276 241 человек, подушевой норматив фи­нансового обеспечения в рамках Программы ОМС равен 3 293,0 рублей (соответствующий подушевой норматив финансового обеспечения, предусмот­ренный Федеральной Программой, установлен в размере 4 059,6 рублей). Расчетная стоимость Программы ОМС (потребность в финансирова­нии) составляет 5 085,8 млн. рублей (4 059,6 рублей * 1 252 784 человек застра­хованных граждан), дефицит Программы ОМС составляет 883,2 млн. рублей (17,4%). С учетом численности населения по Чувашской Республике подушевой норматив финансирования Территори­альной программы ОМС на 2010 год составил 3 293,0 рубля на одного жителя в год или 81,1 % от федерального норматива. На затраты системы ОМС Чувашской Республики на обеспечение граж­дан медицинской помощью приходится 4 088 323,2 тыс. рублей или 3 203,5 руб­ля на одного человека в год, что составляет 81,8 % от федерального норматива. Размер дефицита финансового обеспечения Территориальной программы ОМС в 2010 году, как разность утвержденной стоимости Территориальной программы ОМС (4 202,6 млн. рублей) и потребности в финансовом обеспече­нии Территориальной программы ОМС (5 085,8 млн. рублей), составляет в на­стоящий момент 883,2 млн. рублей или 17,4 % от потребности. К концу финансового года за счет дотаций Федерального Фонда ОМС ожидается выравнивание условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральной Программой, что осуществляется в итоге внесением изменений в раздел шестой региональной программы Чувашской Республики на 2010г.

Суд, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, получив консультативное заключение специалиста Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики Васиной С.Ю., приходит к следующему.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009 года №432 "О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Рес­публике на 2010 год" утверждена Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Рес­публике на 2010 год (далее – региональная Программа). Указанное Постановление и утвержденная региональная Программа опубликованы в официальных изданиях: в га­зете "Вести Чувашии" от 16 января 2010 г. N 1 (1160), в Собрании законо­дательства Чувашской Республики, 2009 г., N 12, ст. 2047.

Постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2010 года №106 и от 13 августа 2010г. № 262 были внесены изменения в Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009 года №432 "О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Рес­публике на 2010 год". Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2010 года №106 опубликовано в официальных изданиях "Вести Чувашии", N 16, 29.04.2010г. и "Собрании законодательства Чувашской Республики", 2010, N 4, ст. 280. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2010г. № 262 официально опубликовано в издании "Вести Чувашии", N32, 19.08.2010г.

Раздел VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Рес­публике на 2010 год, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009 года №432 (действующей с изменениями в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2010г. № 262) предусматривает нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обес­печения.

В соответствии с разделом VI региональной Программы нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, в среднем составля­ют:

на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 935,2 рубля (абзац 2);

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подраз­делений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 159,5 рубля, в том числе 137,7 рубля - за счет средств обязательного медицин­ского страхования (абзац 3);

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 390,7 рубля, в том числе 384,8 рубля - за счет средств обязательного медицин­ского страхования (абзац 4);

на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях -1047,7 рубля, в том числе 954,6 рубля - за счет средств обязательного ме­дицинского страхования (абзац 5).

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на одного человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 5386,0 рубля, из них: 2093,0 рубля за счет средств консолидированного бюджета Чуваш­ской Республики; 3293,0 рубля за счет средств обязательного медицинско­го страхования (абзацы 9, 10, 11 раздела VI Программы).

При этом установленные региональной Программой Чувашской Республики нормативы объема медицинской помощи соответствуют указанным нормативам, определенным в Федеральной Программе, за исключением норматива объема для скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи 0,249 вызова (по Федеральной Программе - 0,318 вызова).

Системное толкование оспариваемых прокурором положений абзацев 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11 раздела VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Рес­публике на 2010 год и федерального законодательства, определяющего правовые гарантии прав граждан на охрану здоровья, позволяет сделать вывод о том, что субъекты Российской Федерации в региональных территориальных программах не вправе устанавливать объем и условия оказания медицинской помощи ниже установленных в базовой федеральной Программе, в том числе уменьшать нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обес­печения.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 22 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 ок­тября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государствен­ной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ве­дения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации обяза­тельного медицинского страхования неработающего населения.

В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится, в том числе разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (пункт 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).

В соответствии с положениями части 3 статьи 3 Основ законодатель­ства об охране здоровья граждан законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые ак­ты органов местного самоуправления не должны ограничивать права гра­ждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

В соответствии со статьей 20 Основ законодательства гарантирован­ный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражда­нам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно статей 1, 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1, программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.

Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (преамбула Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 811).

В соответствии с разделом IV федеральной Программы нормативы объема медицинской помощи с целью обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год. Нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой.

Разделом V федеральной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитанные исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:

- на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно- авиационной), медицинской помощи - 1710,1 рубля;

- на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 рубля, в том числе 168,4 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;

- на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 рублей, в том числе 470,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;

- на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 рубля, в том числе 1167 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования.

Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 рубля, из них:

4059,6 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования;

3573,8 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в абзаце последнем раздела III Программы.

Формирование тарифов на медицинскую помощь, оказываемую за счет средств обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом определенных Программой нормативов.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Чувашской Республики, на получение медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009 года №432 утверждена Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Рес­публике на 2010 год, положения которой обжалуются прокурором.

Сравнительный анализ положений федеральной и региональной Программ государственных гарантий свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации заниженных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года N 811.

Соответственно оспариваемые прокурором абзацы 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11 раздела VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Рес­публике на 2010 год не соответствуют положениям федеральной Программы государственных гарантий, Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года N 5487-1, поскольку региональные стандарты являются заниженными по сравнению с базовыми нормативами финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения.

Орган исполнительной власти Чувашской Республики скорректировал федеральные нормативы, обосновав это учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций и иных имеющих значение факторов, в сторону занижения объема и условий оказания медицинской помощи, что является недопустимым и существенно снижает уровень социальных и правовых гарантий прав граждан в области обеспечения гарантированными объемом и условиями бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодательством.

Между тем, региональная Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи может определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не может снижать гарантированный на федеральном уровне объем и условия бесплатной медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации.

Доводы о выравнивании финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования с учетом совокупных доходных источников их финансового обеспечения не являются основаниями для занижения на региональном уровне в Программах государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи нормативов финансовых затрат за единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения по сравнению с Федеральной программой. Порядок и объемы распределения дотаций из бюджета ФФОМС, направляемых в бюджеты территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных программ обязательного страхования в 2010г. определены в приложении 7 к Федеральному закону от 28.11.2009 №294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». В частности, объем дотаций, направляемый в бюджет Территориального фонда ОМС Чувашской Республики в указанном приложении 7 к Федеральному закону от 28.11.2009 №294-ФЗ определен в сумме 1400 838,9 тыс. руб. Указанные объемы дотаций наряду собственными доходными поступлениями Территориального фонда ОМС должны учитываться при определении нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств ОМС и подушевых нормативов финансового обеспечения в территориальных Программах государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, т.е. уже на стадии утверждения Программы. Кроме того, региональная Программа Чувашской Республики устанавливает заниженные нормативы финансовых затрат за единицу объема медицинской помощи и подущевых нормативов финансовых затрат по сравнению с показателями федеральной Программы, как финансируемых за счет средств консолидированного бюджета Чувашской Республики, так и за счет средств обязательного медицинского страхования.

Доводы представителей Кабинета Министров Чувашской Республики о том, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения в региональной программе Чувашской Республики определены в соответствии Законом Чувашской Республики от 9 декабря 2009 г. № 72 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и Законом Чувашской Республики от 7 декабря 2009 г. № 71 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (с изменениями, внесенными Законом Чувашской Республики от 18 мая 2010 г. № 14) не опровергают выводы суда о несоответствии оспариваемых положений региональной Программы Чувашской Республики требованиям федерального законодательства.

Суд находит несостоятельными также доводы представителей заинтересованного лица о том, что уровень объема и условий оказания медицинской помощи не находится в прямой зависимости от показателей соответствующих нормативов финансовых затрат. К условиям оказания медицинской помощи, в частности, относится объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного больного, что прямо предусмотрено в разделе три Федеральной Программы. Объем, условия, критерии качества и доступности медицинской помощи непосредственно зависят от нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и взаимосвязанных с ними подушевых нормативов финансового обеспечения в расчете на одного человека в год.

Таким образом, абзацы 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11 раздела VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009г. №432 «О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год» (с изменениями в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2010 года №262) противоречат нормам федерального законодательства и имеются основания для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими.

Поскольку оспариваемое нормативные положения раздела VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год до вынесения настоящего решения применялось на территории Чувашской Республики и на основании этого акта были реализованы права отдельных категорий граждан по получению мер государственных гарантий, суд приходит к выводу о признании оспариваемых нормативных положений со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения.

Руководствуясь ст. 198-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

р е ш и л :

Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения абзацы 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11 раздела VI Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009 года №432 «О Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике на 2010 год» (с изменениями в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2010 года №262).

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья Блинова М.А.

Мотивированное решение составлено 15 сентября 2010г.

3-36/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зам. прокурора ЧР
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
09.08.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2010Передача материалов судье
11.08.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2010Судебное заседание
10.09.2010Судебное заседание
15.09.2010Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее