АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А33-17953/2010
г. Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 января 2011 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Фролова Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора г. Бородино
к индивидуальному предпринимателю Галкину Владимиру Николаевичу
о привлечении к административной ответственности,
при участии прокурора: Черных А.В. на основании служебного удостоверения;
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Т.Г. Приставкиной,
установил:
Прокурор г. Бородино (далее – Прокурор) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Галкина Владимира Николаевича (далее – Галкин В.Н.) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещённое о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, письменный мотивированный отзыв на заявление не представило. Определение от 14.12.2010, направленное в адрес Галкина В.Н. возвращено органами почтовой связи по причине истечения срока хранения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Бородино проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности Галкиным В.Н., в ходе которой установлено, что Галкин В.Н. осуществляет розничную торговлю лекарственными средствами, предназначенными для животных в зоомагазине, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Бородино, ул. Советская, 55, без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
11.11.2010 в связи с выявлением вышеуказанного нарушения Прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Галкина В.Н. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
08.12.2010 послужило обращение Прокурора в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд исследовал доказательства по делу и пришёл к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению. Правовое и фактическое обоснование выводов суда следующее.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 19.28, 19.29, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 24.6 КоАП РФ генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
В соответствии со статьёй 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Таким образом, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2010 вынесено уполномоченным лицом в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. Процессуальных нарушений при осуществлении производства по делу об административном правонарушении в отношении Галкина В.Н. арбитражным судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно статье 2 Федерального Закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 7 Закона о лицензировании, на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Согласно пункту 47 части 1 статьи 17 Закона о лицензировании фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Фармацевтическая деятельность, в соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее – Закон о лекарственных средствах), - деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции); лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению.
В силу части 6 статьи 32 Закона о лекарственных средствах, розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, осуществляется в аптеке, ветеринарной аптеке либо ветеринаром.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК-005-93, утверждённому Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 № 301, препараты ветеринарные включены в раздел 93 0000 «Медикаменты, химико-терапевтическая продукция и продукция медицинского назначения» и группу 93 3700 « Препараты ветеринарные и средства химиотерапевтические прочие».
Правилами государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утверждёнными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 01.04.2005 № 48 (далее - Правила),установлена единая процедура государственной регистрации отечественных и зарубежных лекарственных средств для животных и кормовых добавок, за исключением кормовых добавок, полученных из генно-инженерно-модифицированных организмов.
Согласно пункту 13 названных Правил зарегистрированное лекарственное средство или добавка вносится в государственный реестр лекарственных средств для животных и кормовых добавок.
В соответствии с пунктом 17 Правил, информация, содержащаяся в государственном реестре лекарственных средств для животных и кормовых добавок, является открытой для всеобщего ознакомления на сайте Минсельхоза России в сети Интернет, а также подлежит опубликованию Минсельхозом России.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416, которое определяетпорядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, лицензирование фармацевтической деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, и деятельности, осуществляемой организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для медицинского применения, и аптеками федеральных организаций здравоохранения, и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в части деятельности, осуществляемой организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных (далее - лицензирующие органы).
Согласно приказу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 18.02.2008 № 24 «О лицензировании фармацевтической деятельности», центральный аппарат Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет лицензирование оптовой торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных; территориальные управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляют лицензирование розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных.
В силу пункта 1.1. «Ветеринарных препаратов. Показатели качества. Требования и нормы» (утверждены 17.10.1997 № 13-5-2/1062 начальником Департамента ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации Авиловым В.М.) настоящий нормативный документ разработан для использования в системе сертификации ГОСТ Р и является обязательным как для заявителей, так и исполнителей работ по сертификации ветеринарных препаратов.
Согласно названного пункта «Ветеринарных препаратов. Показатели качества. Требования и нормы» к ветеринарным препаратам относятся:
а) вакцины, сыворотки, диагностикумы, пробиотики, препараты микробиологического синтеза, корма и др. биологические препараты, применяемые для профилактики, лечения и диагностики болезней животных;
б) лекарственные средства, используемые для лечения, профилактики заболеваний и повышения продуктивности животных, а также средства, применяемые при искусственном осеменении животных, антисептики, дезинфектанты, моющие средства, дератизациды, корма, кормовые добавки и средства ухода за животными.
Таким образом, розничная торговля лекарственными средствами для животных, относится к фармацевтической деятельности и, соответственно, подлежит лицензированию.
В соответствии с Реестром лекарственных средств для животных и кормовых добавок, препараты, реализованные Галкиным В.Н. (анандин плюс капли ушные рег. № ПВР-2-2.0/00337, анандин мазь рег. № ПВР-2-2.0/00342) являются лекарственными средствами для животных.
Материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.11.2010, объяснениями Галкиной Н.А., Галкина В.Н. от 11.11.2010, товарным чеком от 09.11.2010, актом проверки от 09.11.2010 подтверждается факт реализации зоомагазине, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Бородино, ул. Советская, 55 в лекарственных средств, предназначенных для животных, без специального разрешения (лицензии) на право осуществления указанной деятельности.
Суд, основываясь на анализе материалов дела, считает, что имелось событие административного правонарушения, имелся факт совершения его Галкиным В.Н., предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истёк, следовательно, имеются основания для привлечения Галкина В.Н. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении настоящего дела обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность не выявлено, об их наличии не заявлено, поэтому арбитражный суд считает возможным назначить Галкину В.Н. административный штраф в минимальном предусмотренной нормой законодательства размере - 4000 рублей.
Санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания предусмотрена конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения в силу статьи 3.7 КоАП РФ как мера административного наказания (в качестве как основного, так и дополнительного) - мера принудительного безвозмездного обращения в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей и назначается судьёй.
Арбитражный суд считает, что применение конфискации в качестве дополнительного наказания не обеспечено, так как изъятие и арест вышеперечисленных лекарственных средств при осуществлении производства об административном правонарушении у Галкина В.Н. не производились.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь Галкина Владимира Николаевича, 30.12.1960 г.р., уроженца с. Усть-Яруль Ирбейского района Красноярского края, проживающего по адресу: Красноярский край, г. Бородино, ул. Советская, д. 55, кв. 57, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным № 304244829000029, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить Галкину Владимиру Николаевичу административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Галкина Владимира Николаевича в доход бюджета 4000 рублей административного штрафа по следующим реквизитам:
Получатель – УФК по Красноярскому краю (Прокуратура Красноярского края),
р/с 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю, г. Красноярск,
ИНН 2466029055,
ОКАТО 04401000000,
КБК 415 1 16 90040 04 0000 140,
БИК 040407001,
КПП 246601001,
Назначение платежа – административный штраф.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, должна быть представлена суду.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Н.Н. Фролов