Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., с участием прокурора Володиной В.А., при секретаре Тарануха Г.В., с участием представителей ответчиков, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 31 июля 2012 года гражданское дело по заявлению и.о. прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №19», администрации Муниципального образования городского округа «Ухта» об обязании оборудовать вход в здание Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения,
установил:
И.о. прокурора г. Ухты обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в интересах неопределённого круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 19» (далее - МОУ «СОШ № 19» или «образовательное учреждение», «школа»), администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - администрации МОГО «Ухта») об обязании создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МОУ «СОШ №19», расположенное по адресу: ....
В обоснование заявленных требований и.о. прокурора указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения на территории МОГО «Ухта» законодательства о социальной защите детей-инвалидов; по результатам проверки установлено, что в МОУ «СОШ № 19» не созданы условия для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения, находящееся в собственности МОГО «Ухта» и закрепленное на праве оперативного управления за МОУ «СОШ №19», маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов; так, вход в здание школы, расположенное по адресу: ..., осуществляется по ступеням, специальные приспособления для беспрепятственного доступа в учреждение маломобильных групп населения отсутствуют, чем нарушаются права детей-инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей; из анализа норм, содержащихся в ст. 2, п.п. 3 п. 1 ст. 16, ст. ст.17, 18 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (с последующими изменениями и дополнениями), ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», ст.ст. 210, 296 Гражданского кодекса РФ, следует, что ответственность за создание условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возложена на собственников зданий и лиц, за которыми закреплено имущество на праве оперативного управления, т.е. надлежащими ответчиками по иску являются администрация МОГО «Ухта» и МОУ «СОШ №19».
В ходе судебного разбирательства и.о.прокурора г.Ухты заявленные требования уточнил, просил обязать МОУ «СОШ № 19» и администрацию МОГО «Ухта» в срок до <...> оборудовать вход в здание МОУ «СОШ №19», расположенное по адресу: ... специальным приспособлением –пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Володина В.А. на заявленных требованиях и.о. прокурора г. Ухты настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации МОГО «Ухта» Гайдучек Т.А., действующая по доверенности, заявленные и.о. прокурора г. Ухты требования не признала, представила отзыв на эти требования, пояснив в обоснование своей позиции следующее: учитывая положения ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федераций», ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также положения ст. 2 и ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, организации и органы местного самоуправления обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, то есть, приспособления для доступа инвалидов в здания устанавливаются во вновь строящихся и реконструируемых объектах; здание школы введено в эксплуатацию до принятия указанных выше законов, следовательно, нарушения вышеуказанных положений ни администрацией МОГО «Ухта», ни школой не допущены; кроме того, по мнению ответчика, заявителем не учтены положения п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; помимо доступа в здание, необходимо и обеспечение безопасности инвалида в самом здании, безопасности путей передвижения, в том числе и к эвакуационным выходам; под принятием мер по обустройству входа в здание школы специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа понимается проведение определенной работы, в том числе проектной; при этом оборудование входа в здание без реконструкции здания внутри не соответствует интересам граждан с ограниченными возможностями; таким образом, в случае удовлетворения требований прокурора не будет в полной мере достигнута цель по восстановлению нарушенных прав инвалидов; оборудование приспособлений для передвижения граждан, имеющих ограничения в движении, целесообразно, если заключениями по обследованию зданий и земельных участков будет подтверждена техническая возможность предоставления маломобильной группе населения (МГН) услуг в существующих зданиях, либо техническая возможность переустройства помещений, лестниц, коридоров и других элементов здания для обеспечения детей-инвалидов услугами образовательного учреждения; характер нарушения прав неопределенного круга лиц указан прокурором как неисполнение требований закона администрацией МОГО «Ухта» и образовательного учреждения, и, как способ, предложено со ссылкой на ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» понуждение к определенным действиям на основании судебного решения, фактически понуждение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления к финансированию действий, связанных с оборудованием вышеуказанных специальных приспособлений, что, по мнению ответчика, противоречит нормам статьи 12 Конституции Российской Федерации и положениям ст.ст.219, 281 Бюджетного кодекса РФ. На основании изложенного администрация МОГО «Ухта» просит отказать в удовлетворении требований прокурора.
Представитель МОУ «СОШ № 19» Школина О.А. (приказ о временном исполнении обязанностей директора от <...> за ...) в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию администрации МОГО «Ухта».
Выслушав помощника прокурора г. Ухта, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования и.о. прокурора г. Ухты подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19», расположенное по адресу: Республика Коми, г. Ухта, Пионергорский пр-д, д. 5, относится к объектам социальной инфраструктуры. Здание школы находится в муниципальной собственности МОГО «Ухта» и закреплено за МОУ «СОШ № 19» на праве оперативного управления, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 декабря 2008 года сделана запись регистрации № 11-11-20/043/2008-711. Земельный участок, на котором расположено здание образовательного учреждения, предоставлен администрацией МОГО «Ухта» школе в постоянное (бессрочное) пользование для обслуживания здания школы. Крыльцо при входе в здание школы является одним из конструктивных элементов здания, что подтверждается экспликацией к поэтажному плану здания, содержащейся в техническом паспорте на здание школы, составленном по состоянию на 24 ноября 2005 года.
В результате проверки, проведённой прокуратурой г. Ухты в рамках надзора за исполнением действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, установлены факты нарушения прав детей-инвалидов на территории МОГО «Ухта» со стороны МОУ «СОШ № 19», а именно установлено, что вход в здание школы не оборудован специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения – пандусом. Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Согласно Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминаций по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду или к его семье. Статья 8 данной Декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 основными принципами охраны здоровья являются, в т.ч. соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Статьёй 15 вышеназванного Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (часть первая в ред. Федерального закона от 08.08.2001 N 123-ФЗ); планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу в полном объёме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
Указанная правовая позиция изложена в определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О.
Требования об обеспечении доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов изложены в постановлении Правительства РФ от <...> ... «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры»; в установленном законодательством порядке приняты нормативно-правовые акты, содержащие нормы, государственные стандарты в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее СНиП), введённых в действие Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <...> ..., которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, в т.ч. инвалидов и людей с временным нарушением здоровья.
Пунктом 3.9 СНиП в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема. В силу п. п. 1.4, 3.13, 3.14 СНиП проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри здания и сооружения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входная площадка при входах, доступных маломобильным группам населения, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %. Согласно п. п. 3.29 – 3.33 СНиП максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть, не менее, м: ширина - 0,01, высота - 0,015, высота рельефа цифры - не менее 0,002 м. К данным строительным нормам и правилам разработан свод правил СП 35-101-2011 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», которым определено, что пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности на другой.
Как следует из вышеназванных норм законодательства, создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры. В связи с этим суд находит обоснованным довод прокурора о нарушении прав инвалидов, имеющих ограничения в движении. Отсутствие при входе в здание МОУ «СОШ №19» специальных средств обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения не соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», СНиП 35-01-2001, указанное нарушение подлежит устранению.
При определении круга лиц, ответственных за создание условий по обеспечению беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями в движении к объектам социальной инфраструктуры, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 (с последующими изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В соответствии со ст. 18 этого же Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Согласно п.п. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования на территории городского округа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В силу положений ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью; от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ; имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).
В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено заколом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно Устава МОУ «СОШ № 19» (новая редакция), утверждённого постановлением администрации МОГО «Ухта» за ... от <...>, МОУ «СОШ № 19» является некоммерческой организацией, бюджетным учреждением, созданным для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.1); учредителем МОУ «СОШ №19» является МОГО «Ухта», функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляются администрацией МОГО «Ухта» в установленном законодательством РФ и муниципальными правовыми актами МОГО «Ухта» порядке (п.1.4); учреждение является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в финансовом органе администрации МОГО «Ухта», печать, штампы, бланки со своим наименованием. (п. 1.5) Пунктами 6.1-6.6 Устава предусмотрено, что имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником имущества учреждения является МОГО «Ухта»; финансовое обеспечение выполнения учреждением муниципального задания осуществляется в порядке, установленном муниципальным правовым актом МОГО «Ухта»; финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном муниципальными правовыми актами МОГО «Ухта»; учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закреплённым за ним на праве оперативного управления в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и его назначением.
Согласно ст. 10 Устава муниципального образования городского округа «Ухта», принятого Советом МО «Город Ухта» <...>, (с последующими изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Статьёй 38 Устава к полномочиям администрации городского округа относится управление муниципальной собственностью, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Коми.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора, заявленных к обоим ответчикам, и возлагает на администрацию МОГО «Ухта» и МОУ «СОШ №19» обязанность по оборудованию входа в здание МОУ «СОШ №19», расположенное по адресу: ... специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом.
При этом суд учитывает, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений; применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. Здание МОУ «СОШ № 19» принадлежит на праве собственности МОГО «Ухта», обеспечение доступа в здание школы как объекта социальной инфраструктуры является прямой обязанностью администрации МОГО «Ухта» в силу закона. Вместе с тем, как следует из материалов дела, МОУ «СОШ № 19» владеет и распоряжается зданием школы на праве оперативного управления. Согласно п. п. 2.2, 2.3 Устава МОУ «СОШ № 19» к основным целям деятельности школы относится создание условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного образования. Таким образом, МОУ «СОШ № 19» также относится к субъектам, на которых законодателем возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в целях реализации права на получение общеобразовательных услуг, что соответствует целям и задачам деятельности МОУ «СОШ № 19», определённым Уставом образовательного учреждения.
Суд находит необоснованным довод ответчика о том, что требования прокурора фактически понуждают орган местного самоуправления финансировать оборудование пандуса у входа в здание МОУ «СОШ №19», что противоречит ст. 12 Конституции РФ, так как никто не вправе вмешиваться и определять направление использования бюджетных средств.
Данный довод основан на неверном понимании ответчиком норм права. Так, органы местного самоуправления согласно конституционному предназначению местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Как указано в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13.05.2010 №689-О-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Отсутствие пандуса свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории г. Ухты, соответственно подлежит устранению путем оборудования данного приспособления при входе в здание образовательного учреждения, что прямо следует из норм закона.
Доводы администрации МОГО «Ухта» о возможности привлечения только к административной ответственности за неисполнение требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и отсутствие в законодательстве РФ какой-либо иной ответственности за невыполнение указанных требований также не могут быть приняты судом. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность. В то же время, законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения в случае привлечения к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Равно как не освобождены от выполнения возложенных на них задач общеобразовательные учреждения, к которым относится МОУ «СОШ № 19», основополагающим в деятельности которых является гарантия реализации прав всех без исключения граждан на обязательное образование, исходя из принципа его общедоступности и бесплатности.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что статья 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ введена в действие 01 января 1999 года, СНиП 35-01-2001 введён в действие в 2001 году, а в здании МОУ «СОШ № 19» до настоящего времени не проведены мероприятия, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в данный объект, заявленные и.о. прокурора г. Ухты требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд находит обоснованным предложенный прокурором срок исполнения заявленных требований до <...>, поскольку на устранение выявленных нарушений требуются значительные материальные затраты и подходящие погодные условия.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, – до <...>.
Руководствуясь ст. ст. 194- 197 ГПК РФ, суд
Решил:
Требования и.о. прокурора города Ухты, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 19», администрации муниципального образования городского округа «Ухта», удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» (ОГРН ..., дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, зарегистрированном до <...>, - <...>) и Муниципальное образование городского округа «Ухта» в лице администрации (ОГРН ..., адрес: ...) в срок до <...> оборудовать вход в здание Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19», расположенное по адресу: ..., специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон