Дело № 2-348/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2014 года село Богатое
Судья Богатовского районного суда Самарской области Бугаева В.Н., при секретаре Татариновой М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Богатовского района Самарской области поданное в интересах Калагина <данные изъяты> к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Богатовского района Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах Калагина Д.А. к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метра.
В судебном заседании заместитель прокурора Богатовского районного суда Самарской области Букреев Е.В. пояснил, что прокуратурой была проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жилым помещением лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно Калагина Д.А. Постановлением главы администрации Богатовского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ над Калагиным Д.А. установлено попечительство, так как мать умерла, а отец находился в местах лишения свободы. Калагин Д.А. относится к лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей и нуждается в жилье. Какого-либо закрепленного жилого помещения Калагин Д.А. не имеет. Администрацией муниципального района Богатовский Самарской области за Калагиным Д.А. закреплено права на предоставление жилого помещения. Постановлением главы муниципального района Богатовский № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по муниципальному району Богатовский Самарской области» Калагин Д.А. признан нуждающимся в жилом помещении. В соответствии с Федеральным Законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года и Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» Калагин Д.А. имеет право и орган местного самоуправления обязан ему предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метра.
Истец Калагин Д.А. в судебном заседании поддержал заявленное прокурором в защиту прав и законных интересов истца, требование об обеспечении благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метра.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации муниципального района Богатовский Самарской области Н.А. Лаврентьева, исковые требования не признала, полагает требование прокурора неправомерны и не подлежат удовлетворению исходя из того, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не относится к вопросам местного значения муниципальных районов, так как весь жилищный фонд был передан сельским поселениям района. Кроме того, в силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования и обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только за счет и в пределах субвенций, предоставляемых муниципальному району из областного бюджета для осуществления переданных субъектом Российской Федерации отдельных государственных полномочий.
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство строительства Самарской области просило рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ и в представленных в письменной форме возражениях относительно иска полагает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления в порядке очередности в соответствии со списком. ДД.ММ.ГГГГ Администрации муниципального района Богатовский Самарской области из бюджета Самарской области в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечислено <данные изъяты> рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом Министерством выполнена обязанность по предоставлению субвенций на исполнение обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выяснив мнение сторон, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленное прокурором требование, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 год «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений- они предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Порядок установления факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно ч.4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», проживание детей-сирот признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием одного из обстоятельств, в том числе: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет врезультате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, согласно которой наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Закреплено право органов местного самоуправление дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Самарской области № 135-ГД детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст.2 Закона Самарской области № 135-ГД, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ и Закона Самарской области № 135-ГД, жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению детей-сирот, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В судебном заседании установлено, что Калагин Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ Калагин Д.А. окончил <данные изъяты> Постановлением главы муниципального района Богатовский № от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по муниципальному району Богатовский Самарской области» Калагин Д.А. признан нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 г. N 87-ГД обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат указанным категориям граждан, либо субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст. 5 Закона Самарской области от 11 июля 2006 № 87-ГД. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области гражданам указанной категории, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата в размере, установленном ст. 7 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам указанной категории определяется Правительством Самарской области.
Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм является обязанностью органа местного самоуправления муниципального образования в случае наделения его соответствующими государственными полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по обеспечению жилыми помещениями граждан указанной категории к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Доводы ответчика, просившего суд отказать в удовлетворении заявления прокурора, поскольку обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории, включая лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только за счет и в пределах субвенции, выделяемой муниципальному району Богатовский Самарской области из областного бюджета для осуществления переданных субъектом РФ государственных полномочий, и финансовых средств на приобретение жилых помещений недостаточно для того, чтобы полностью и единовременно обеспечить жилыми помещениями всех нуждающихся граждан указанной категории, не основаны на законе.
Исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении либо приемной семье снимаются с полного государственного обеспечения, суд приходит к выводу, что разрешение заявленного прокурором требования об обеспечении жилым помещением не ниже установленных социальных норм истца Калагина Д.А. из числа детей оставшихся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае – Самарской области). Следовательно, истец Калагин Д.А., не имеющий жилого помещения не ниже установленных социальных норм, достигший 18-летнего возраста, должен быть обеспечен жилым помещением не ниже установленных социальных норм, после наступления предусмотренного федеральным законом момента возникновения права на его получение, в данном случае нарушено право истца на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Богатовского района Самарской области в защиту прав и законных интересов истца Калагина <данные изъяты> к Администрации муниципального района Богатовский Самарской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метра, - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Богатовский Самарской области обеспечить благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метра, Калагина <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с действующим жилищным законодательством и дополнительными гарантиями по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы либо представления через Богатовский районный суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.Н. Бугаева
Решение суда в окончательной форме составлено судьей с помощью ПК в совещательной комнате 12 сентября 2014 года.