РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Самара 10 июня 2019 года
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2681/2019 по административному исковому заявлению Мизюряева С. А. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Мизюряев С. А. (далее - административный истец, истец) обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара (далее – административный ответчик, ответчик, ДГС) об оспаривании распоряжения, указав, что Мизюряев С. А. обратился с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка находящегося в частной собственности с кадастровым номером № к Департаменту градостроительства г. о. Самара (далее - административный ответчик). К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 978 кв. м. в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером № прилегающего земельного участка площадью 298 кв. м. 24.04.2019 г. распоряжением Административного ответчика Административному истцу отказано в заключение соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на п.1, 6, ст. 11.9, подп. 9 п.9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (Далее - ЗК РФ) (Далее - Распоряжение). Истец считает отказ административного ответчика незаконным, необоснованным, нарушающим нормы материального права и подлежащим отмене исходя из следующего. Указанный в качестве одного из оснований для отказа в перераспределении пункт 1 ст. 11.9 ЗК РФ Административным истцом не нарушен. Согласно п. 1 ст. 11.9. ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Исходя из п. 1 ч. 1 ст. <адрес> «О земле» максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Закона, составляет для садоводства - 0,1 гектара - 1000 кв. м. Образуемый земельный участок 978 кв. м. не превышает максимально допустимую площадь, установленную <адрес> «О земле». Из присоединяемого земельного участка 298 кв. м. невозможно образовать самостоятельный земельный участок, так как он менее установленной ст. <адрес> «О земле» площади. Согласно п.1 ч. 1 ст. 13 Закона «О земле» минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Закона, составляет: для садоводства - 0,03 гектара - 300 кв. м. Указанный в качестве одного из оснований для отказа в перераспределении пункт 6 ст. 11.9 ЗК РФ административным истцом не нарушен. Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Административным Ответчиком не приведено оснований, свидетельствующих об образовании в результате перераспределения вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы и др. Указанный в качестве одного из оснований для отказа в перераспределении подпункт 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ Административным истцом не нарушен. Оспариваемое Распоряжение мотивировано ссылкой на пп.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ. В соответствии со ст.11.9 ЗК РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые определяются такими градостроительными регламентами в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в отношении образуемых (изменённых) земельных участков устанавливаются градостроительные регламенты. Согласно п.2, 6 ст.30 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков указываются в градостроительных регламентах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, сами градостроительные регламента при этом являются частью правил землепользования и застройки. В соответствии с Правилами застройки и землепользования в <адрес>, утверждёнными постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, образуемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Р5. Градостроительным регламентом данной зоны установлен предельный минимальный размер земельных участков в 300 м2 (за исключением земельных участков, расположенных в границах исторической части города, к которой образуемый земельный участок не относится). Площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно проекту схемы расположения должна составить 298 кв.м, что меньше предельного минимального размера, установленного для данной территориальной градостроительным регламентом. Следовательно, образование самостоятельного земельного участка их этих земель без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ, невозможно. Ссылка Административного ответчика на Определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ не имеет правового значения. В вышеуказанном определении указано, что разрешение вопроса о возможности формирования самостоятельного земельного участка в каждом конкретном случае связано с исследованием фактических обстоятельств и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Каких-либо правонарушений в предоставленных документах и заявлении административным ответчиком не установлено. Административным ответчиком при вынесении Распоряжения не учтено распоряжение о перераспределении от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком было вынесено распоряжение РД- 1334 о перераспределении и утверждении схемы земельного участка. Срок действия распоряжения - 2 года. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Согласно п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., 11.9, 39.29 ЗК РФ, 103,106,112, 218, 227 КАС РФ, истец просил суд Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Мизюряева С. А. распоряжение Департамента градостроительства г. о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ РД-818. Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Мизюряева С. А. приняв решение по его заявлению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Взыскать с Департамента градостроительства г. о. Самара судебные издержки в виде государственной пошлины в размере 300 руб. в пользу Мизюряева С. А.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Залуцкая О.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика по доверенности Муллова А.А. иск не признала по основаниям, изложенным в пояснениях на иск.
Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 680 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (л.д.71-72).
Истец обратился с заявлением от 01.04.2019 СП-9/1610 на имя Главы г.о.Самара о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 298 кв.м, и земельного участка, находящихся в частной собственности, площадью 680 кв.м.
Согласно подп.18 п.1 Постановления Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", руководитель Департамента градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением ДГС от ДД.ММ.ГГГГ № РД-818 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подп.9 п.9 ст.39.29, п.1,6 ст.11.9 ЗК РФ в связи с возможностью формирования самостоятельного земельного участка площадью 300 кв.м и более с доступом к территории общего пользования.
В силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются требования к образуемым и измененным земельным участкам.
В частности, согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара земельные участки, планируемые к перераспределению, расположены в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5).
Предельные минимальные размеры земельного участка, расположенного в зоне Р-5, согласно решению Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в статьи 29, 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, составляют 300 кв.м.
Согласно материалам Департамента, представленной административным истцом схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также сведениям публичной кадастровой карты возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, путем увеличения площади с 298 до 300 кв.м и более с доступом к территории общего пользования.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, указанное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Основными видами разрешенного использования для зоны садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) являются: коммунальное обслуживание, историко-культурная деятельность, общее пользование водными объектами, специальное пользование водными объектами, гидротехнические сооружения, земельные участки (территории) общего пользования, ведение огородничества, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства.
В данном случае площадь земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, может быть увеличена с 298 кв.м до 300 кв.м и более. Земельный участок площадью 298 кв.м не ограничен объектами природного происхождения, границами других земельных участков, поставленных на кадастровый учет, либо иным образом. Следовательно, из перераспределяемого земельного участка площадью 298 кв.м возможно образование самостоятельного земельного участка.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что перераспределение земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
При этом необходимо учитывать, что если перераспределение участка происходит за счет иных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство, в силу положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, является основанием для принятия решения об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого распоряжения незаконным и возложении на ответчика обязанности принять решение по заявлению истца, поскольку у Департамента имелись основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, возможность образования самостоятельного земельного участка площадью 300 кв.м и более подтверждена департаментом и такая возможность по существу представителем административного истца не оспаривалась.
Ссылка представителя истца на ранее утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не может быть принята во внимание, т.к. распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1334 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» отменено распоряжением ДГС от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1382 (л.д.63).
Довод представителя истца о нарушение прав истца в связи с тем, что истец не может использовать свое право на перераспределение и заключить соглашение о перераспределении, суд также не может принять во внимание, поскольку оспариваемое распоряжение не содержит запрета истцу на использование своего права на перераспределение и заключение соглашения о перераспределении.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований при рассмотрения данного дела судом не установлено – оспариваемое распоряжение принято в соответствии с нормами действующего законодательства, в рамках имеющихся у административного ответчика полномочий и не нарушает прав и законных интересов административно истца.
Поскольку в удовлетворении административного иска судом было отказано в силу ст.111 КАС РФ не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика суммы уплаченной госпошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Мизюряева С. А. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании распоряжения отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Фомина