Дело №2-416/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г. Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Сафоновой О.В.,
при секретаре Капитановой Л.А., помощнике судьи Л.А.,
с участием представителя процессуального истца – старшего помощника Колпашевского городского прокурора Оспомбаева Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Колпашевского городского прокурора, действующего в интересах Волокитина С.С., к Администрации Колпашевского городского поселения Томской области об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор, действуя в интересах Волокитина С.С., обратился в суд с иском к Администрации Колпашевского городского поселения о возложении обязанности предоставить Волокитину С.С., Д.М.Г. года рождения, на территории муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Томской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления и пригодное для постоянного проживания.
В обоснование заявленных требований указано, что Волокитин С.С. обратился в Колпашевскую городскую прокуратуру с заявлением о том, что ему, как лицу из числа детей-сирот, не предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Д.М.Г. он включен в «Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Администрация Колпашевского городского поселения в настоящее время не предоставила ему жилое помещение. Проверкой установлено, что Волокитин С.С. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как <данные изъяты> Волокитина С.С. Волокитин С.С. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. Волокитин С.С. не является нанимателем жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, не является собственником жилого помещения, закончил образовательное учреждение, в связи с чем должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако до настоящего времени Администрацией Колпашевского городского поселения жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Волокитину С.С. не предоставлено.
В судебном заседании старший помощник Колпашевского городского прокурора Оспомбаев Е.А. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Волокитин С.С. в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст.113 ГПК РФ, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие материального истца.
Представитель ответчика Администрация Колпашевского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика – Администрации Колпашевского городского поселения, ссылаясь на положения ч.2 ст.132 Конституции РФ, ч.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.8 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.6 ст.6 Закона ТО от 11.09.2007 №188-ОЗ, указал, что заявленное требование прокурора может быть правомерным лишь при условии, если будет установлено, что субъектом Российской Федерации (Томской областью) выделены муниципальному образованию «Колпашевское городское поселение» финансовые средства в целях приобретения жилого помещения материальному истцу. Однако, полагает, что истцом не представлено доказательств наличия у Администрации Колпашевского городского поселения финансовых средств, выделенных из федерального и (или) регионального бюджетов на цели приобретения жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для предоставления материальному истцу. Полагает, что у истца отсутствуют основания требовать в суде возложения на Администрацию Колпашевского городского поселения обязанности предоставить истцу жилое помещение при установлении судом нарушения порядка финансирования отдельных государственных полномочий ответчика для исполнения его обязанности в предоставлении жилья материальному истцу. Органами местного самоуправления могут быть делегированы отдельные государственные полномочия лишь при условии одновременного предоставления материальных ресурсов и финансовых средств на их реализацию, в том числе по обеспечению жильем материального ответчика. Учитывая, что ответчик не имеет необходимых денежных средств и они не были выделены ему для выполнения законных требований материального истца, полагает, что исковые требования прокурора необоснованны и неправомерны, а потому не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, – Администрации Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Администрации Томской области указал, что прокурор основывает свои требования на законодательстве о дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения выборочно определенному гражданину. Внеочередное предоставление Администрацией Колпашевского городского поселения жилого помещения Волокитину С.С. может повлечь нарушение прав иных лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения, состоящих в Списке на получение жилья ранее Волокитина С.С. Считает, что обращение Колпашевского городского прокурора в защиту интересов Волокитина С.С. необоснованно, так как права и законные интересы материального истца действиями Администрации Колпашевского городского поселения фактически не нарушены и просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Приобретение жилых помещений для последующего предоставления лицам из числа детей-сирот осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и требует значительных временных затрат. В связи с чем, в случае удовлетворения исковых требований Колпашевского городского прокурора, просит учесть условия, сопутствующие приобретению жилого помещения в порядке, установленном федеральным законодательством, увеличив временной промежуток исполнения решения суда.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
П. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ установлено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 98.1 ЖК РФ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме данных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.На территории Томской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», которым предусмотрены положения, аналогичные изложенным выше.
В соответствии со ст. 5 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Томской области.
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» установлено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом, органы местного самоуправления поселений, городских округов формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», ст. 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области».
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Волокитин С.С. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Так, решением Колпашевского городского суда <адрес> от Д.М.Г. <данные изъяты> Волокитина С.С. – И.Л, <данные изъяты> Волокитина С.С., Д.М.Г. года рождения. Решение вступило в законную силу Д.М.Г..
Согласно данным паспорта, Волокитин С.С., Д.М.Г. года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно уведомления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от Д.М.Г., Д.М.Г., Д.М.Г. сведения в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах Волокитина С.С. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно справки Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г., Волокитин С.С. не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения на территории Колпашевсокго городского поселения.
Как следует из уведомления Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. Волокитин С.С. на основании постановления Администрации Колпашевского городского поселения от Д.М.Г. № включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. Учетная запись в Книге регистраций – №
Из ч. 5 ст. 15 Закона Томской области №28-ОЗ следует, что жилые помещения вышеуказанной категории граждан предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Механизм предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда определен в Порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения и родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденном постановлением Администрации Томского области от 29.12.2012 № 562а (с учетом последующих изменений).
Согласно п. 3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, предоставление специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов Томской области, реализующими государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, которые, в том числе являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - уполномоченные органы поселений, городских округов), после отнесения жилых помещений к специализированному муниципальному жилищному фонду в соответствии с действующим законодательством.
П. 4.1 данного Порядка предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками.
В соответствии с пунктом 6 Порядка специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот.
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
По смыслу перечисленных выше норм, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью администрации поселения и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Ссылка представителя третьего лица Администрации Томской области на Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденный постановлением Администрации Томского области от 29.12.2012 №562а, согласно которому специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, в соответствии со Списками детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области, не может быть принята во внимание, поскольку предоставление жилых помещений указанным категориям граждан не должно ставиться в зависимость от времени включения их в список, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Кроме того, по смыслу ч. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ, предоставление жилых помещений нуждающимся в них лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
При таких обстоятельствах, доказательства, исследованные в судебном заседании, с достоверностью свидетельствует о наличии у Волокитина С.С. права на получение жилого помещения в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ст. 15 Закона Томской области «О социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области».
Так, в судебном заседании достоверно установлено, что Волокитин С.С., имея соответствующий статус как лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии иного жилья на праве собственности либо на праве пользования, включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, а потому он имеет право на предоставление Администрацией Колпашевского городского поселения по договору найма специализированного жилого помещения жилья на территории Колпашевского городского поселения в соответствии с нормами предоставления и пригодное для постоянного проживания.
Однако, в нарушение действующего законодательства жилое помещение по договору социального найма Волокитину С.С. предоставлено не было. В связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования Колпашевского городского прокурора, предъявленные в интересах Волокитина С.С., подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░..
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░