Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-583/2021 ~ М-343/2021 от 02.03.2021

Дело № 2а-583/2021

40RS0017-01-2021-000466-81

Решение

Именем Российской Федерации

г. Малоярославец Калужской области 19 апреля 2021 года

Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Кольченковой Н.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Абрамовой П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Малоярославецкому РОСП УФССП по Калужской области, судебному приставу-исполнителю Малоярославецкого РОСП УФССП по Калужской области Шупейкина О.А., УФССП по Калужской области об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 10.02.2021,

установил

2 марта 2021 г. ФИО1 обратился в суд с административным иском к Малоярославецкому РОСП УФССП по Калужской области об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 10.02.2021, в обоснование заявленного требования указав, что Управлением Федеральной службы судебных приставов по Калужской области Малоярославецкое РОСП УФССП России по Калужской области 10.02.2021 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 80 796,41 руб. по ИП имущественного характера в отношении должника ФИО1 в пользу Управления. Однако уведомления о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера ему не было предоставлено, в связи с чем он не имел возможности предоставить управлению доказательств, подтверждающих уважительность причин не исполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю.

Просит отменить постановление о взыскании исполнительского сбора по ИП имущественного характера, вынесенного 10.02.2021 Малоярославецким РОСП УФССП России по Калужской области.

Определением судьи к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: УФССП России по Калужской области, судебный пристав-исполнитель Малоярославецкого районного отделения судебных приставов УФССП России по Калужской области Шупейкина О.А.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Малоярославецкого РОСП УФССП России по Калужской области Шупейкина О.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась.

Принимая во внимание наличие сведений об извещении лиц, не явившихся в судебное заседание, суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенном в административном иске, просил удовлетворить.

Представитель административных ответчиков: Малоярославецкого РОСП УФССП России по Калужской области, Управления ФССП России по Калужской области – начальник отделения – старший судебный пристав Малоярославецкого РОСП Епифанова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, просила в его удовлетворении отказать. Как следует из отзыва, 15.05.2014 Малоярославецким районным отделением судебных приставов УФССП России по Калужской области возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа № 2-257/2014 от 08.05.2014, выданного мировым судьей судебного участка № 36 Малоярославецкого судебного района Калужской области, о взыскании алиментов в размере 0,92 величины прожиточного минимума для детей в возрасте до 15 лет включительно на каждого ребенка в пользу ФИО3. В постановлении о возбуждении исполнительного производства указано, что требование по исполнительному документу подлежит    немедленному исполнению - в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления. Однако в срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа исполнены не были. Поскольку должником требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнены не были, то судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 80 796,41 рублей. Постановление о расчете задолженности по алиментам от 10.02.2021 и постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.02.2021 ФИО1 направлено посредством почтовой связи заказным письмом. Основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора послужило неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, непредставление в службу судебных приставов сведений, подтверждающих наличие уважительных причин такого неисполнения, доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, несмотря на то, что обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок либо его исполнения возложена на должника. В административном исковом заявлении административный истец указывает на то, что его вины в ненадлежащем исполнении алиментных обязательств не имеется. Приведенные административным истцом аргументы не свидетельствуют о наличии обстоятельств непреодолимой силы по смыслу, придаваемому данному термину положениями статьи 401 Гражданского кодекса РФ, и не могут рассматриваться в качестве уважительной причины неисполнения исполнительного документа. Считают, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем законно и обосновано. Нарушения требований действующего законодательства не допущено. Административным истцом не предоставлено доказательств уважительной причины неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет такую задачу административного судопроизводства как обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3) и гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В силу ст. 2 Закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 5 названного Закона определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч.1).

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов) (ч.2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст. ст. 12 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель должен принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, не допуская при этом ущемления прав, законных интересов граждан и организаций.

Согласно статье 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (часть 5). Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть 6).

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч.1).

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (ч.2).

Согласно ч. 3 указанной статьи, мерами принудительного исполнения являются, в том числе: обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений (п. 2).

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание исполнительского сбора относится к исполнительным действиям.

Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина.

В силу ч. 4 указанной статьи, исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Согласно ч. 6 статьи, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 статьи, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как установлено судом, и следует из материалов исполнительного производства, 15.05.2014 судебным приставом-исполнителем Малоярославецкого РОСП УФССП по Калужской области Шупейкина О.А. на основании исполнительного листа ВС от 08.05.2014, выданного органом: судебный участок № 36 Малоярославецкого судебного района Калужской области, в отношении должника Свиридов Р.С., предмет исполнения: алименты на содержание детей в размере 0,92 величины прожиточного минимума для детей в возрасте до 15 лет включительно, установленной Постановлением Правительства Калужской области № 249 от 17.04.2014 в твердой денежной сумме ежемесячно, взыскатель: ФИО7, возбуждено исполнительное производство , что подтверждается копией постановления о возбуждении исполнительного производства.

10.02.2021 судебным приставом-исполнителем Малоярославецкого РОСП УФССП по Калужской области Шупейкина О.А. в рамках исполнительного производства вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам. Согласно указанного постановления, должнику ФИО1 определена задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на 01.02.2021 в размере 1 154 234,42 руб.

Постановлением судебным приставом-исполнителем Малоярославецкого РОСП УФССП по Калужской области Шупейкина О.А. от 10.02.2021 с должника ФИО1 взыскан исполнительский сбор в размере 80 796,41 руб.

Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.

Следовательно, взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П, 17 января 2013 года N 1-П, 25 февраля 2014 года N 4-П, 19 января 2017 года N 1-П, Определении от 2 апреля 2015 года N 654-О.

Суду не представлены доказательства незаконности вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора.

Учитывая изложенное, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд считает заявление ФИО1 к Малоярославецкому РОСП УФССП по Калужской области, судебному приставу-исполнителю Малоярославецкого РОСП УФССП по Калужской области Шупейкина О.А., УФССП по Калужской области об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 10.02.2021 не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

ФИО1 к Малоярославецкому РОСП УФССП по Калужской области, судебному приставу-исполнителю Малоярославецкого РОСП УФССП по Калужской области Шупейкина О.А., УФССП по Калужской области об отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 10.02.2021- отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Кольченкова Н.Ю.

2а-583/2021 ~ М-343/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Свиридов Родион Сергеевич
Ответчики
УФССП по Калужской области
Судебный пристав-исполнитель Шупейкина О.А.
Управление ФССП по Калужской области Малоярославецкое РОСП УФССП России по Калужской области
Суд
Малоярославецкий районный суд Калужской области
Судья
Кольченкова Наталья Юрьевна
Дело на странице суда
maloyaroslavecky--klg.sudrf.ru
02.03.2021Регистрация административного искового заявления
02.03.2021Передача материалов судье
09.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее