П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Уркарах 14 января 2021 года
Судья Кайтагского районного суда Алиханов Р.А., рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
у с т а н о в и л:
начальник ОМВД России по <адрес> Республики Дагестан обратился в Кайтагский районный суд с материалом об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1
Из протокола об административном правонарушении следует, что, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, в 14 часов 55 минут по московскому времени, находился в общественном месте без средств индивидуальной защиты, в связи с чем в отношении его составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1, представители органов внутренних дел, не явились, надлежаще извещены.
Исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
Действительно, пунктом 1 Указа Главы Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Дагестан», гражданам предписано до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания при пользовании общественным транспортом, а также при посещении аптек, объектов розничной торговли, помещений органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, зданий и сооружений транспортной инфраструктуры, объектов религиозного назначения и иных общественных мест.
Несоблюдение требований названного указа послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1
В своих объяснениях ФИО1 указал, что забыл надеть маску, с протоколом согласен.
Вместе с тем, суд не может признать установленным факт правонарушения в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В представленном протоколе нет данных о разъяснении ФИО1 процессуальных прав, подпись об этом им не учинена, сведений об отказе от подписи в материалах не содержится.
Таким образом, названный протокол не отвечает требования допустимости.
В соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Следовательно, оснований для признания данного протокола допустимым доказательством виновности ФИО1 не имеется.
Суд учитывает, что данное обстоятельство могло бы послужить основанием для возвращения протокола в порядке ст.ст.29.1, 29.4 КоАП РФ.
Однако судья не усмотрел оснований для его возвращения, поскольку, такой возврат сводился бы лишь к формальному проставлению подписи в самом протоколе.
Между тем, разъяснение прав и обязанностей привлекаемому лицу возможно лишь при составлении протокола об административном правонарушении, возбуждении дела об административном правонарушении.
Возврат же протокола исключает возможность разъяснения таких прав после его составления, а составление нового протокола обозначало бы привлечение к ответственности лица дважды за одно и то же правонарушение.
В силу положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Приложенный рапорт сотрудника полиции доказательством виновности гражданина по делу так же не является, поскольку является по сути донесением своему начальству об обнаружении правонарушения, факт которого представленными в дело материалами не подтвержден.
Признание гражданина в совершении правонарушения, в силу принципа презумпции невиновности, закрепленного в ст.1.5 КоАП РФ, при отсутствии иных доказательств вины, также не служит основанием для привлечения к ответственности в настоящем случае.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу п.1 ч. 1.1. данной статьи, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Поскольку состав административного правонарушения не установлен, производству по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст.23.1, 29.10 КоАП РФ, судья,
п о с т а н о в и л:
производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение десяти суток со дня его получения через Кайтагский районный суд.
Судья Р.А. Алиханов