Решение по делу № 12-94/2015 от 12.11.2015

РЕШЕНИЕ дело №12-94\15

14 декабря 2015 года г. Алейск

Судья Алейского городского суда Алтайского края В.П. Долженко,

при секретаре Т.В. Гранкиной

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Алейский маслосыркомбинат» на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОГИБДД МО МВД России «Алейский» Е.И. Шаульского, которым Открытое акционерное общество «Алейский маслосыркомбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД МО МВД России «Алейский» майором полиции Е.И. Шаульским было вынесено постановление , которым Открытое акционерное общество «Алейский маслосыркомбинат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, за то, что ДД.ММ.ГГГГ. в 03 часа 58 минут, в <адрес> было допущено движение тяжеловесного транспортного средства КАМАЗ 5460-73, государственный регистрационный знак с полуприцепом Ламберет-Рифрежиратов, принадлежащие ОАО «Алейский маслосыркомбинат», то есть осуществлялось движение тяжеловесного груза с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов, без соответствующего пропуска и специального разрешения, получение которого обязательно п.п. 23.5 ПДД, п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона №257 от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». ОАО «Алейский маслосыркомбинат» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ представителем юридического лица - директором Открытого акционерного общества «Алейский маслосыркомбинат» С.В. Шлее подана жалоба на вышеуказанное постановление, в которой указано, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а административное дело – прекращению, так как оно вынесено с грубыми нарушениями процессуального законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

При этом законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым, а потому представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, таковым не является, в связи с чем его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Рассматривая дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Алейский маслосыркомбинат», начальник ОГИБДД не учел, что в материалах дела отсутствуют сведения об извещении юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении. Из содержания протокола следует, что он составлен с участием защитника ОАО Маркова А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, что не свидетельствует о надлежащем извещении о составлении протокола и ознакомлении с ним юридического лица.

В нарушение ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ юридическое лицо не было извещено о месте и времени рассмотрения административного дела. При этом извещение о времени рассмотрения дела только защитника, не свидетельствует о соблюдении требований закона об извещении о рассмотрении дела законного представителя общества, поскольку защитник по смыслу ст. 25.4 КоАП РФ таковым не является.

В судебное заседание законный представитель Открытого акционерного общества «Алейский маслосыркомбинат» не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом путем направления в адрес юридического лица судебной повестки, о причинах неявки не сообщил, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ - не заявлял.

Представитель МО МВД России «Алейский» в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, нахожу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу задач производства по делу об административном правонарушении относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств дела.

Согласно частям 1 - 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статья 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 данной статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым, а потому представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, таковым не является, в связи с чем его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Между тем названные требования закона начальником ОГИБДД МО МВД России «Алейский» при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Алейский маслосыркомбинат» не были приняты во внимание.

В материалах административного дела имеется протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ОАО «Алейский маслосыркомбинат» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Сведения о руководителе и ином законном представителе юридического лица в протоколе отсутствует.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что таковой составлен с участием защитника ОАО «Алейский маслосыркомбинат», действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Маркова А. Н.

Принимая дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Алейский маслосыркомбинат» к своему производству, начальник ОГИБДД Е.И. Шаульский не учел, что в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем извещении ОАО «Алейский маслосыркомбинат» о месте и времени составления протокола, тогда как участие защитника общества при составлении протокола об административном правонарушении не свидетельствует о соблюдении требований закона об извещении о совершении данного процессуального действия законного представителя общества.

Таким образом, рассматривая дело об административном правонарушении и признавая ОАО «Алейский маслосыркомбинат» виновным в совершении вмененного правонарушения, должностное лицо не приняло во внимание факт составления протокола об административном правонарушении в отношении названного общества при отсутствии сведений об его уведомлении о времени и месте составления протокола.

Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав ОАО «Алейский маслосыркомбинат» как лица, привлекаемого к административной ответственности, в частности, права на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений, принесения на него замечаний, в связи с чем протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством по делу.

Кроме того, необходимо отметить следующее.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для реализации конституционного права на судебную защиту лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно частям 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, рассмотрение настоящего дела назначено на 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начальник ОГИБДД МО МВД России «Алейский» рассмотрел дело, признал ОАО «Алейский маслосыркомбинат» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассматривая данное дело, начальник ОГИБДД исходил из того, что ОАО «Алейский маслосыркомбинат» извещено надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения. Однако, при этом, в материалах дела отсутствует уведомление, телефонограмма, иное извещение юридического лица по месту нахождения указанного юридического лица о месте и времени рассмотрения административного дела, что является существенным процессуальным нарушением.

Кроме того, в силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 2 названной нормы).

В соответствии с частью 4 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

По смыслу ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ местом совершения данного административного правонарушения является место его выявления.

Как усматривается из материалов дела, событие, послужившее основанием для привлечения ОАО «Алейский маслосыркомбинат» к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, было выявлено сотрудниками ГИБДД УМВД России по <адрес> при движении транспортного средства в сторону <адрес>.

Между тем, в отношении ОАО «Алейский маслосыркомбинат» материалы дела ДД.ММ.ГГГГ были переданы начальником ОГИБДД УМВД РФ по <адрес> начальнику ОГИБДД МО МВД России «Алейский», что не согласуется с требованиями части 4 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГ инспектором ИАЗ ОГИБДД МО МВД России «Алейский» вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО «Алейский маслосыркомбинат» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении не свидетельствует о том, что после вынесения ДД.ММ.ГГГГ указанного выше определения по факту совершенного ОАО «Алейский маслосыркомбинат» деяния фактически проводилось административное расследование, поскольку доказательства виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (рапорт инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМ ВД России по <адрес>, объяснение водителя Ходырева А.А., протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ходырева А.А., акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось на региональных дорогах) были получены ДД.ММ.ГГГГ, то есть до принятия решения о проведении по настоящему делу административного расследования.

Таким образом, вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, проведении по делу административного расследования, составлении административного протокола, вынесении постановления о назначении наказания или направлении административного дела для рассмотрения в суд, подлежал разрешению должностными лицами ОГИБДД <адрес> Алтайского края.

Изложенное свидетельствует о том, что составленный старшим инспектором ИАЗ ОГИБДД МО МВД России «Алейский» в результате проведенного административного расследования протокол об административном правонарушении и собранные им иные доказательства в ходе административного расследования, оформлены с существенными процессуальными нарушениями и не могут служить доказательствами, подтверждающими вину ОАО «Алейский маслосыркомбинат» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, так как в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются недопустимыми доказательствами.

Поскольку вина ОАО «Алейский маслосыркомбинат» в совершении административного правонарушения установлена на основании недопустимого доказательства, полученного с нарушениями закона (протокола об административном правонарушении), то обжалуемое постановление, вынесенное в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные постановления.

Руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░» ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░» ░.░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 12.21.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░

░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

12-94/2015

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ОАО "Алейский маслосыркомбинат"
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Долженко Валентина Петровна
Дело на сайте суда
aleysky--alt.sudrf.ru
12.11.2015Материалы переданы в производство судье
14.12.2015Судебное заседание
14.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2015Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
16.12.2015Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
29.12.2015Вступило в законную силу
18.01.2016Дело оформлено
18.01.2016Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее