Решение по делу № 2-392/2020 (2-2275/2019;) ~ М-1936/2019 от 16.12.2019

Дело № 2-392/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ломоносов                        27 мая 2020 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Смирнова А.С.,

при секретаре Васёнкиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения к Семенову Владимиру Игоревичу и Панченко Татьяне Анатольевне о возмещении ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения (далее – ГКУ РБ ЦОДД) обратилось в суд с иском к Семенову В.И. и Панченко Т.А. о возмещении ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза.

В обоснование требований истец указал, что 09.04.2017 при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля № 1 с.Архангельское, на 67 км а/д Уфа-Инзер-Белорецк, сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД было произведено взвешивание треспортных средств: грузовой седельный тягач марки МЕРСЕДЕС-БЕНЦ, модель AXOR 1835, регистрационный номер с полуприцепом модель MEUSBURGER MCS3, регистрационный номер под управлением водителя ФИО4 Указанные транспортные средства принадлежат ответчикам, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства.

В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза. По результатам взвешивания был составлен акт № 201 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 09 апреля 2017 года.

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 199666 рублей 00 копеек. Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была.

Истец просил взыскать солидарно с Семенова В.И. и Панченко Т.А. в пользу бюджета Республики Башкортостан денежные средства в размере 199666 рублей в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан.

В судебное заседание представитель истца не явился, о рассмотрении дела истец был извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Ответчик Панченко Т.А. в судебном заседании возражала относительно взыскания с неё денежных средств в возмещение ущерба, поскольку, принадлежащее её транспортное средства было передано в аренду Семенову В.И., о чем представила договор аренды, приобщенный к материалам дела.

Ответчик Семенов В.И. о рассмотрении дела был извещен, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Принимая во внимание, что истец и ответчик Семенов В.И. о рассмотрении дела были извещены, о причинах неявки не сообщили, с учетом мнения ответчика Панченко Т.А., не возражавшей против рассмотрения дела, суд на основании положений ст.167 ГПК РФ нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения ответчика Панченко Т.А., изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно абз.2 п.1 ст.1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2 к указанному постановлению.

Предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272).

При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее – Порядок (л.д. 34-35).

В соответствии с пунктами 1.2 - 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2017 г. № 60 на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 30 апреля 2017 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению (л.д. 36).

При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.

В постановлении Конституционного суд Российской Федерации от 17 июля 1998 № 22-П указано, что перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организаций пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки груза владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закон № 257-ФЗ).

Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (действующее на дату выявления нарушения), предусмотрено, что вред, причиняемы автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.

Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.

В соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации, на основании п. 5.2.53.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395.

Так, приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок контроля).

В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка контроля на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.

Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года № 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (л.д. 12).

В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012 года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения» (л.д. 14-15, 38).

ГКУ РБ ЦОДД на основании Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования региональной и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованным Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 27 ноября 2012 года, выполняет функцию владельца автомобильных дорог находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 февраля 2012 года № 28 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципального значения» (л.д. 14-15, 38).

Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка контроля осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27 апреля 2011 года № 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.

Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.

Результатом взвешивания является определение весовых параметра транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2017 г. № 60 или указанными в специальном разрешении.

Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Поряди осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том чиста порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125.

При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемой транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.

Согласно ч. 9 ст. 31 Федерального закона 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъект Российской Федерации.

В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года № 59 «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения» (л.д. 32-33).

Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 09 апреля 2017 года при осуществлении весового контроля на стационарном пункте весового контроля №1 с. Архангельское, на 67 км. а/д Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками ГКУ РБ ЦОДД было произведено взвешивание транспортных средств: грузовой седельный тягач марки МЕРСЕДЕС-БЕНЦ, модель AXOR 1835, регистрационный номер , с полуприцепом модель MEUSBURGER MCS3, регистрационный номер , под управлением водителя ФИО4

Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-Д весы автомобильные для взвешивания в движении) фирмы НПФ «МЕТА», модификации (модель) ВА-40Д, заводской номер № 101. Указанные весы признаны пригодными к применению и поверены 31 октября 2016 года, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте на весовое оборудование, а также подтверждается Свидетельством о поверке № 7/3959 от 31.10.2016 г. (л.д. 18-22, 23). В этой связи у суда отсутствуют основания считать недостоверным результаты взвешивания.

В ходе весового контроля выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального Закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ. По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № 201 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 09 апреля 2017 года (л.д. 24).

Грузовой седельный тягач марки МЕРСЕДЕС-БЕНЦ, модель AXOR 1835, регистрационный номер принадлежит ответчику Семенову В.И., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства (л.д. 25-26).

Полуприцеп модель MEUSBURGER MCS3, регистрационный номер , принадлежит ответчику Панченко Т.А., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства (л.д. 25-26).

В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 199666 рублей 00 копеек, в соответствии с расчетом, приложенным к иску (л.д. 27), который проверен судом, признается обоснованным и соответствует сведениям в акте № 201 от 09 апреля 2017 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось и изложенным положениям нормативных правовых актов. Кроме того, размер ущерба ответчиками не опровергнут, свой расчет не произведен.

Указанная сумма в добровольном порядке уплачена не была.

ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо № 2799 от 17 апреля 2017 года о необходимости уплаты суммы ущерба, однако денежные средства в возмещение ущерба уплачены не были (л.д. 28-29, 30-31).

09.01.2017 между Панченко Т.А. и Семеновым В.И. заключен договор аренды № 05-П от 09.01.2017, по условиям которого Панченко Т.А. передает во временное владение и пользование за плату транспортное средство (прицеп), регистрационный номер ан940078, на срок с 10.01.2017 по 31.05.2017 (л.д. 83-84). Передача прицепа арендатору Семенову В.И. осуществлена 10.01.2017, о чем составлен акт (л.д. 85).

По условиям п. 4.4. указанного договора аренды арендатор Семенов В.И. обязуется возместить ущерб, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием.

Таким образом, полуприцеп модель MEUSBURGER MCS3, регистрационный номер ан940078, принадлежащий ответчику Панченко Т.А., на момент весового контроля и выявления превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства находился в законном владении Семенова В.И. на правах аренды, в связи с чем обязанность возмещения вреда должна быть возложена именно на ответчика Семенова В.И.

С учетом изложенного оснований для солидарного взыскания ущерба суд не усматривает.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ и абз.3 п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию в бюджет МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, исходя из удовлетворенной судом суммы исковых требований, и её размер составляет 5193 рубля 32 копейки.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения удовлетворить частично.

Взыскать с Семенова Владимира Игоревича в пользу бюджета Республики Башкортостан в возмещение ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза, денежные средства в размере 199666 рублей.

Взыскать с Семенова Владимира Игоревича в бюджет МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области государственную пошлину в размере 5193 рубля 32 копейки.

Отказать в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Центр организации дорожного движения к Панченко Татьяне Анатольевне.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2020 года.

    Судья:                            А.С. Смирнов

2-392/2020 (2-2275/2019;) ~ М-1936/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центр организации дорожнго движения
Ответчики
Семенов Владимир Игоревич
Панченко Татьяна Анатольевна
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Смирнов Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
lomonosovsky--lo.sudrf.ru
16.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2019Передача материалов судье
23.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2020Предварительное судебное заседание
26.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
27.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2021Дело оформлено
04.02.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее