66RS0004-01-2020-011306-79
Дело № 2-1219/2021 (29)
Мотивированное решение изготовлено 29.01.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 29 января 2021 г.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Тяжовой Т.А., при секретаре Степановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности,
установил:
прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (далее – истец, прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Екатеринбурга (далее – ответчик, администрация) о возложении обязанности принять меры по постановке на учет в ЕГРН бесхозяйного объекта инженерной инфраструктуры: тепловой сети от стены многоквартирного дома № 59 по ул. Стачек до наружной стены здания № 64 по пр. Космонавтов, в том числе от стены многоквартирного дома по ул. Стачек, 59 до ТК 270-3; от ТК 270-3 до наружной стены здания по пр. Космонавтов, 64 в г. Екатеринбурге.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что выявлено указанное бесхозяйное имущество, подлежащее постановке на учет в ЕГРН в соответствии с действующим законодательством. Обязанность по постановке бесхозяйных объектов недвижимости на учет в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации возложена на органы местного самоуправления.
Представитель истца Лапенков Е.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Морозова Т.Н. полагала требования не подлежащими удовлетворению, указала на отсутствие нарушений прав определенного круга лиц, поскольку спорный объект находится на обслуживании АО «ЕТК».
Третье лицо Управление Росреестра по Свердловской области явку своего представителя в судебное заседания не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель третьего лица по доверенности Лебедев И.П. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
С учетом мнения участвующих в деле лиц судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона № 190-ФЗ тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
В соответствии с вышеуказанной нормой орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно части 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Поскольку установлено, что вышеуказанный объект является бесхозяйным, расположен в административных границах муниципального образования, следовательно, обязанность по принятию на учет объекта недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления, который в силу закона является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Из искового заявления следует и ответчиком не оспаривается, что выявлены бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, в том числе тепловой сети от стены многоквартирного дома № 59 по ул. Стачек до наружной стены здания № 64 по пр. Космонавтов, в том числе от стены многоквартирного дома по ул. Стачек, 59 до ТК 270-3; от ТК 270-3 до наружной стены здания по пр. Космонавтов, 64 в г. Екатеринбурге.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из содержания данной нормы следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Из искового заявления следует и ответчиком не оспаривается, что на момент рассмотрения дела указанный объект недвижимости на учет в ЕГРН администрацией не поставлен.
Длительное необращение администрации в уполномоченный орган с заявлением о принятии названных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно, довод администрации об отсутствии у прокурора оснований для обращения в суд с заявленными требованиями отклоняется. В рассматриваемом случае прокурор обращается в суд в защиту неопределенного круга лиц, являющихся пользователями указанных объектов инженерной инфраструктуры. Правовая неопределенность в отношении собственника указанных объектов недвижимости, обязанного содержать и поддерживать их в надлежащем состоянии может породить негативные последствия для пользователей указанными объектами инженерной инфраструктуры.
При этом суд полагает возможным, с учетом требований административных регламентов, большого объема бесхозяйных объектов недвижимости, баланса интересов сторон определить срок исполнения администрацией вышеназванной обязанности до восемнадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 196 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности - удовлетворить.
Возложить на администрацию г. Екатеринбурга обязанность в течение восемнадцати месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, расположенные на территории г. Екатеринбурга объекты инженерной инфраструктуры:
тепловой сети от стены многоквартирного дома № 59 по ул. Стачек до наружной стены здания № 64 по пр. Космонавтов, в том числе от стены многоквартирного дома по ул. Стачек, 59 до ТК 270-3; от ТК 270-3 до наружной стены здания по пр. Космонавтов, 64 в г. Екатеринбурге.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Тяжова Т.А.